Вопрос 11 Эллинистическая этика
Наступление эпохи эллинизма связано с распространением, в результате завоевательных походов (IV в. до н.э.), греческой культуры ,которые повлекли за собой фундаментальные преобразования в структуре греческого мировоззрения, радикально поменяли характер политической системы и всего устройства общества.
Черты эллинистической этики:
- рост этического индивидуализма.
Традиционный общественный идеал в новых условиях деспотического правления утерял свою значимость. Политика перестала быть делом каждого отдельного гражданина, государственная машина отделилась от индивида, который стал видеть свою цель в индивидуальном счастье.
- понимание счастья как покоя и самодостаточности, погружение этической проблематики во внутренний мир человека.
Нестабильность жизни влекла за собою желание индивида обрести мир и утешение вдали от общественных проблем. Все большее внимание стало уделяться раздумьям о внутренних основаниях этического действия.
- приобретение этикой доминирующего характера в философской мысли.
Вся философская мысль стала рассматриваться как обоснование определенной системы этических ценностей, и целью философии стало не столько стремление к абстрактной и самодостаточной истине, сколько достижение человеком счастья.
А). Киники
Можно представить основные положения кинической этики в сжатой форме.
1. Утилитаризм (добродетель проявляется не в словах, а в поступках).
2. Субъективизм и волюнтаризм (основной способностью человека киники считали волю).
3. Эвдемонизм (конечная цель любого поступка заключается в том, чтобы дать человеку счастье в бедности и неприхотливости).
4. Рационализм (основным оружием киника считалась смекалка и находчивость).
5. Негативизм (этический идеал киника – свобода от предрассудков полисной морали, свобода от зла цивилизованной жизни).
6. Индивидуализм (киники проповедовали внутреннюю свободу, поэтому главной борьбой для них являлась борьба с самим собой).
7. Максимализм (киники требовали повседневного и постоянного героизма, особенно от собственных учителей).
Для киников важна нравственная автономия индивида как важнейшее благо. Самые известные представители - Антисфен (450-360 г.до н.э.) и Диоген Синопский (?-320 гг. до н.э.). Доводя до крайних пределов взгляды Сократа, киники стремились обесценить все, кроме добродетели. Добродетель – это безразличие по отношению к внешним благам и независимость по отношению к судьбе. Ради сохранения своей свободы человек-мудрец должен приучать себя обходиться лишь самым необходимым. Исходя из противопоставления «природа – закон», введенного софистами, киники провозглашают в качестве программы практического действия лозунг «Назад к природе». Движение к первозданности, неприятие всей господствующей греческой цивилизации осуществлялись в рамках критики традиционной морали, норм права, достижений науки, философии, классовой сущности государства, социальных институтов. Ценя только жизнь в «соответствии с природой», киники отвергали любые общественные и государственные установления. Они провозглашали принцип космополитизма: отсутствия привязанности к какому-либо месту как к своей родине (космополит – гражданин мира). Придавая значение лишь добродетели, а не происхождению или собственности, они считали всех людей равными.
Б). Эпикурейцы
Эпикур Афинский (341-270 гг. до н.э.) рассматривал в качестве идеала образ самодостаточного мудреца, цель которого – достижение безмятежности (атараксии). Кроме этого важными качествами мудреца являются умение наслаждаться, умение дружить, правильное отношение к жизни и смерти. Эпикур определяет счастье как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Так как всякое удовольствие обусловливается удалением страдания, причиняемого теми или иными потребностями или лишениями, заботами или страхами, то наиболее верным средством к удалению страданий и устойчивому удовольствию служит возможное освобождение от потребностей и полное избавление от страхов и забот. Страх перед страданиями или внешними бедствиями исчезает для того, кто познал истинную цену жизни и меру страдания.
Главная цель этики – помочь человеку избавиться от страданий или хотя бы облегчить их. Для этого, по мнению Эпикура, все заботы наши должны быть направлены на сохранение душевного и телесного здоровья и невозмутимости духа. Душевный покой достигается довольством и бесстрашием, а довольство и бесстрашие даются мудростью. Отсюда – необходимость приучать себя к самому скромному и умеренному образу жизни, который полезен и душе, и телу. Чем меньшим мы довольствуемся, тем меньше зависим от судьбы, тем бесстрашнее глядим в будущее, зная, что необходимое легко достать, а труднее всего дается суетное или излишнее. Эпикур указывал на то, что счастье – это не просто удовольствие, но удовольствие благоразумное. Следовательно, мудрость и занятия философией – необходимое средство для достижения счастья. Этика Эпикура признает лишь земные блага, считает человека ответственным за собственные счастье и несчастье, ценит покой как наиболее совершенное состояние человека; просвещение разума выступает в ней единственным средством против сил, нарушающих покой; в культурном стиле жизни Эпикур видел наилучшее средство для достижения счастья.
В). Стоики
Основатель - Зенон из Китиона (ок. 333-262 гг. до н.э.). В своих взглядах стоики противоположны эпикурейцам. Мир, как считали стоики, представляет собой божественный порядок. События происходят по строгой необходимости и являются осуществлением высшей разумной цели. Человек должен распознать в кажущемся хаосе явлений высший и благой замысел и жертвенно следовать ему. По мнению стоиков, истинная этика – это этика долга. Наградой за нравственное поведение являются не материальные блага, удовольствия, почести и власть, но самоуважение и самодостаточность. Мудрец следует необходимости не по принуждению, а осознанно. Для этого нужно подняться на более высокий уровень знания о мире, что достигается в особом состоянии духа – апатии (бесстрастности, невозмутимости). Но апатия не означала безразличного отношения к другим людям. Страсти имеют эгоистический характер, но те, кто руководствуются в жизни принципами мудрости и добродетели, не впадают в противоречие между личным и общественным, исполняя свои обязанности по отношению ко всем людям. По убеждению стоиков, как и киников, истинный мудрец должен быть космополитом.
Г). Скептики
Основатель - Пиррон (365-275 гг. до н.э.), а систематизатором – Секст Эмпирик (II-III вв. н.э.). Скептицизм поставил под сомнение саму возможность человеческого знания. Различные представления философов о сущности вещей свидетельствуют о невозможности достижения истины. Мы не можем доказать, что в природе царит необходимость (стоицизм) или что необходимость переплетается со случайностью, свободой (эпикуреизм). Невозможность достоверного знания с этической точки зрения приводит к отказу от нравственных суждений. Отсюда и спокойствие мудреца-скептика. Ему не нужно ни стремиться к добру, ни избегать зла: ведь то, что ему представляется добром или злом есть лишь иллюзия сознания. Воздержание от суждений по поводу явлений и свободная деятельность, не скованная нравственными оценками, приносят покой и счастье. Нравственность в скептицизме понимается не как форма связи между людьми, но как выражение независимости личности от общества.