Методы принятия решений и прогнозирования
В дополнение к моделированию имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору одной из альтернатив. Рассмотрим два из них – платежную матрицу и дерево решений.
Платежная матрица – это один из методов статистической теории решений. Платеж представляет собой денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием с конкретными обстоятельствами. Если платежи представить в виде таблицы, то мы получим платежную матрицу.
Платежная матрица используется, когда:
а) имеется ограниченное число альтернатив и вариантов стратегии;
б) можно определить вероятность по каждой альтернативе;
в) результаты принятого решения зависят от того, какая выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.
Кроме того, руководитель должен располагать возможностью объективной оценки вероятности событий и расчета ожидаемого значения такой вероятности.
Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения. Ожидаемое значение альтернативы или варианта стратегии – это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности. Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде таблицы, руководитель без труда может установить, какой выбор наиболее привлекателен.
Дерево решений – это схематичное представление проблемы принятия решений. Концепция ожидаемого значения является необходимой частью метода дерева решений. Дерево решений можно применять только в ситуациях, когда результаты одного решения влияют на последующие решения.
Использование дерева решений проиллюстрируем на примере решения о контролируемом лесном пожаре, который используется в современном лесном хозяйстве (рис. 2).
Рис. 2. Дерево решений для контролируемого лесного пожара
В приведенном примере наилучшим является вариант, при котором человеческие и материальные ресурсы направляются на осуществление выжигания, так как в этом случае ожидаемое значение наибольшее (200 руб.). В случае невыполнения этого мероприятия возможный результат равен убытку в 300 руб.
Совокупность методов, которые используют как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения, называют прогнозированием.
Выделяют количественные и качественные методы прогнозирования.
Количественные методы можно использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжать в будущем, и когда информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей. К количественным методам относят анализ временных рядов и каузальное моделирование.
Анализ временных рядов (проецирование тренда) основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Выявляются тенденции в прошлом и продляются в будущее. Однако анализ временных рядов бесполезен в ситуации высокой подвижности среды.
Каузальное (причинно-следственное) моделирование – это способ прогнозирования путем исследования зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.
К качественным методам прогнозирования относят: мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.
Мнение жюри – усреднение и соединение мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники пытаются генерировать как можно больше идей, после чего эти идеи подвергаются оценке. Это может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается в новых идеях и альтернативах.
Совокупное мнение сбытовиков определяется тем, что опытные торговые агенты могут принять в расчет действия потребителей быстрее, чем будет построена количественная модель. Хороший торговый агент на определенном отрезке времени зачастую лучше чувствует рынок, чем количественные модели.
Модель ожидания потребителя является результатом опроса клиентов организации: их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования.
Метод экспертных оценок – процедура, позволяющая группе экспертов прийти к согласию. Эксперт заполняет вопросник по поводу проблемы и записывает свое мнение о ней. Затем каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, после чего его просят заново рассмотреть свой прогноз: если он не совпадает с прогнозами других экспертов, его просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется 3-4 раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Важным моментом является анонимность экспертов.
Методы прогнозирования находят широкое применение в управленческой практике, особенно экспертные оценки.