Глава 3. основные идеологии

СОВРЕМЕННОСТИ

Традиционные политические идеологии

Либерализм

Рассмотрение политических идеологий современности следует начинать с либерализма, поскольку либерализм стал исторически первой идеологией в собственном смысле этого слова.

Как вполне сложившаяся идейно-политическая доктрина либерализм утвердился в XIX в., хотя отдельные его элементы складывались в течение предшествующих трех столетий.

Термин «либерализм» (от лат.- свободный) вошел в широкое употребление в первой половине XIX в., когда в ряд западноевропейских государств появились политические партии либералов. Истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе революций XVII—XVIII вв. Его основы были заложены англичанами Джоном Локком (1632—1704) Адамом Смитом (1723—1790) и Иеремией Бентамом (1748-1832). В числе классиков этого идейного течения по праву считаются также французы Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Бен жамен Констан (1767—1830), немцы Иммануил Кант (1724-1804), Вильгельм Гумбольдт (1767-1835), американцы Томас Джефферсон (1743-1826), Джеймс Медисон (1751-1836) и др.

Джон Локк (1632-1704)

Философ и государственный деятель, крупнейший политический мыс-литель и один из первых основоположников либерализма. Разрабатывал теории общественного права, общественного договора, разделения властей. Основной обязанностью государства считал защиту личной свободы, а так-же частной собственности, приобретенной посредством труда. Выступая против религиозного фанатизма, призывал к веротерпимости; защищал свободу совести как неотъемлимое право каждого человека. Эти и другие его идеи имели большое значение для оправдания буржуазных революций. Теория естественных неотчуждаемых прав человека Д. Локка служила ори-ентиром для авторов конституции США. Основные сочинения: «Два трактата о государственном правлении», «Опыт о человеческом разуме».

Источник: Филосовский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 54-55; Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. /Дж. Локк. М., 1985-1988.

Для понимания сути либерализма как идейно-политического течения важно подчеркнуть, что возник он в период борьбы против феодального способа производства, политической системы абсолютизма, духовного господства церкви. Фактически его идеи явились выражением интересов сформировавшегося к тому времени среднего сословия, представленного прежде всего свободными предпринимателями, называемыми также буржуазией. Молодой класс буржуазии, стремившийся заменить феодальные производственные отношения И зависящую от них всю систему общественных отношений капиталистическими, выражал общую для всех антифеодальных сил веру в свободу, торжество разума и прогресс. По настоящее время либерализм является доминирующим идейно-политическим течением Запада. Ныне он имеет своих приверженцев практически во всех странах мира. Основополагающими идеями и ценностями либерализма, с которыми согласуются все другие его положения, являются индивидуализм, свобода личности, равенство, вера в разум, обще­ственное согласие и толерантность.

Индивидуализм. Индивидуализм — один из основополагающих принципов либерализма. Под индивидуализмом понимаются жизненная позиция и умонастроение, согласно которым благо индивида, его личностное развитие является высшей целью, а функционирование социальных институтов и групп — средством достижения этой цели. Индивидуализм основывает­ся на убеждении, что человек как таковой неизмеримо важной социальной группы или коллектива людей, что каждый человек есть уникальная и потому никем незаменимая личность. Отсюда вытекает принцип приоритета интереса индивида над коллективным или групповым интересом. Своим идеалом либерализм признает такое общество, в котором каждый человек сможет сполна реализовывать свои индивидуальные способности и тем самым обеспечивать свое личное благополучие. При этом считается, что из благополучия каждого в отдельности складывается благополучие общества в целом. Поэтому либерализм отстаивает принцип, согласно которому индивид должен сам определять свои жизненные цели и выбирать направления своей деятельности.

Свобода личности.

Свобода - не менее значимое положение либерализма. Индивидуальная свобода, согласно либерализму совпадает с существованием частного лица и связана прежде всего с его «естественными правами», среди которых важнейшими являются право на жизнь, свободу, частную собственность. Условиями реализаций этого принципа либерализм рассматривает ограничение объема и сфер деятельности государства, защищенность частной жизни человека, обеспечение свободы его действий в рамках закона во всех сферах общества. Государство же в этих условиях призвано выполнять, по выражению немецкого философа и публициста Фердинанда Лассаля (1825-1864), роль «ночного сторожа» [1], вмешивающегося в социальную жизнь в экстренных случаях, и потому оно наделяется лишь функциями по формально-правовому обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка и защите страны от внешней опасности.

Из идеи свободы личности либерализм выводит принципы организации экономической жизни. Основополагающим признается принцип частной собственности на средства производства. Все остальные принципы вытекают из этого фундаментального положения. Либерализм исходит из того, что основанные на частной собственности свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция есть универсально значимые механизмы общественного прогресса. Они не только позволяют человеку реализовать свою самостоятельность и инициативу в сфере хозяйства и в других областях общественной жизни, но, что не менее важно, побуждают и принуждают его, причем объективно

экономически, а не посредством прямого насилия или применения административно-командных методов, постоянно беспокоиться о повышении экономической эффективности своей деятельности, производительности своего труда, приобретении знаний и обновлении технологии, согласовании целей и способов производства с динамикой общественного спроса на те или иные предметы и услуги. Принципиальное значение придается тому обстоятельству, что человек, занимающийся предпринима­тельством, должен непосредственно отвечать своим капиталом, своим имуществом за результаты собственной деятельности. Подчеркнем: решая проблему индивидуальной свободы, либерализм усматривает ее прежде всего в свободе частного пред­принимательства. Его идеал — общество равных прав и возмож­ностей, где каждый, если он достаточно трудолюбив и умен, может добиться жизненного успеха и общественного признания. Основатели либерализма активно поддержали выдвину­тый торгово-промышленными кругами лозунг («не мешайте действовать»), требовавший ликвидации регла­ментации экономической жизни. При этом они полагали, что

максимальное ограничение сферы деятельности государства, свободное распоряжение людьми своей собственностью и преследование каждым своих разумных интересов будут сопро­вождаться всеобщим благосостоянием и расцветом индивидуальной свободы всех членов общества.

Либерализм выдвинул ряд положений, оказавших существенное влияние на характер духовной жизни современного западного общества. Его несомненной заслугой является обоснование и утверждение на практике идей свободомыслия и, прежде всего, свободы индивида от духовного подчинения церкви, права людей подвергать критике религиозное мировоззрение с рационалистических, научных позиций. Либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, их право самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, следовать принципам религиозной, либо светской морали. Так же подходит либерализм и к социальным идеалам и ценностям: люди должны иметь право свободного выбора свои идейные предпочтения. Словом, либерализм провозглашает принципы свободы социально-политических взглядов и мировоззренческих убеждений людей, свободы их волеизъявления и творческой самореализации.

Равенство. Либерализм исходит из идеи изначального равенства людей, т.е. убеждения, что люди рождаются не только свободными, но и равными. Принцип равенства людей сыграл огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии. Речь идет о равенстве всех граждан перед лицом закона, об обладании каждым человеком основными политическими правами и свободами (право гражданства, голоса, свободно передвигаться, свободы слова, собраний, создания ассоциаций и партий), а также о принципах терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства. Речь идет далее об идеях разделения властей, свободных выборов основных институтов власти, создания системы «сдержек и противовесов» в отношениях между ними. Наконец, речь идет об идеале правового, го­сударства, органы которого обладали бы - в рамках законов, принимаемых демократическим путем, — всей полнотой предоставляемой им полномочий и одновременно находились бы под действенным контролем народа, общественности.

Вера в разум. Весьма существенным элементом идеологий классического либерализма является выдвинутая родоначальниками французского Просвещения идея о решающей роли знаний в общественном прогрессе, и особенно познания «естественного порядка» или, что то же самое, «разумного поряд­ка» для исправления социальных отношений. Либерализм признает существование доступных усилиям мысли индивида высших, абсолютных истин в естественном порядке, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и хаосом. Считается, что естественный порядок познаваем до его глубочайшей сущности и соответствует подлинной, неиспорченной природе человека. Социальные отношения, следовательно, могут и должны быть приведены в гармоническое соответствие с естественным порядком, а значит, разумными закономерностями окружающей и чело­веческой природы. Таким образом, в подходе к обществу либерализм исходит из возможности и необходимости установления путем сознательных усилий людей разумного социального порядка.

Общественное согласие и толерантность. В соответствии с убеждениями либералов, отношения членов общества должны основываться на соглашениях между ними сугубо добровольного характера; всякое управление должно опираться на согласие между теми, кто управляет, и теми, кем управляют. И само человеческое общество они рассматривают как результат дого­вора между людьми соблюдать ими же заранее установленные права и свободы друг друга. Именно поэтому либерализм при­вержен принципам и институтам демократии. Либералы убеж­дены также в том, что толерантность, т.е. терпимое отношение людей друг к другу, есть необходимое условие личной свободы. В рамках данного подхода сформировалась идея политического плюрализма (от лат. - множественный), согласно кото­рой культурное и политическое разнообразие способствует об­щественному прогрессу. Более того, либерализм полагает, что даже в противоположности интересов людей присутствует мо­мент общественной гармонии, а потому нет таких социальных конфликтов, которые невозможно было бы урегулировать пу­тем договоренностей.

Со вступлением западных стран в индустриально развитую стадию в рамках либерализма сформировался ряд новых идей И принципов, составляющих содержание социального либера­лизма. В качестве их основных источников явились работы ан­глийского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), идеи кото­рого сначала были положены в основу политики «нового кур­са» (1933-1939) президента США Франклина Рузвельта, а после Второй мировой войны - правительств практически всех западных стран.

Новое в воззрениях современных либералов нашло свое вы­ражение прежде всего в признании позитивной роли государ­ства в организации социально-экономической жизни и необхо­димости расширения его функций в целях реализации фунда­ментальных либеральных ценностей. В число важнейших функ­ций государства либералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от возраста­ющей угрозы монополизма в любых его формах. Эту роль госу­дарство призвано выполнять через принятие антимонопольно­го, или антитрестовского, законодательства, оказание поддерж­ки мелким и средним предпринимателям, предпринимателям-новаторам, которые подвергаются наибольшему риску. Одной из самых важных целей становится неуклонное расширение числа собственников. Либералы стали вменять в обязанность государству разработку общей стратегии экономического развития и осуществление мер по ее реализации. С признанием го­сударства равноправным собственником оформилась идея плюрализма форм собственности. Наконец, важнейшей функ­цией государства современными либералами признается социальная защита граждан, особенно тех групп и слоев населения, которые испытывают наибольшие трудности. Это положение нашло свое выражение в замене идеи «государство — ночной сторож» на идею социального государства, или государства всеобщего благоденствия.

Таким образом, основное расхождение социального либерализма с классическим либерализмом состоит в разном понимании ими общественной роли государства. В отличие от своих предшественников, которые выступали против вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении общественных проблем. В подходе же к другим сторонам социально-политической жизни сколько-нибудь существенных, имеющих принципиальный характер расхождений между прежним и новым либерализмом нет, хотя внутри данной модификации либерализма присутствуют различные, порой противоречивые идеи, идеалы и принципы. Например, для современных либералов характерен значительный разброс мнений относительно пределов, форм и методов вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Рассмотренные постулаты либерализма — как классического, так и современного — в значительной мере реализованы, в социально-политической жизни западных стран. В большинстве из них утвержден парламентаризм, реализован принцип разделения властей как на государственном, так и федеральном уровне, надежно обеспечиваются права и свободы личности, созданы основы гражданского общества. Либерализм существует не только как организованная политическая сила, но и как достижение культуры, как форма мироощущения. Либеральная идеология и сегодня доминирует среди идейно-политических течений в западных странах.

Основополагающие идейно-политические установки либерализма лежат в основе программных документов и практической политики партий либерально-демократической ориентации. Большинство таких партий объединены в Либеральный Интернационал, учредительный конгресс которого состоялся в 1947 г. в Оксфорде (Великобритания). Начиная с этого времени съезды Либерального Интернационала проводятся ежегодно. Программным документом этого политического объединения является «Манифест либералов», принятый на учредитель-

ном конгрессе. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции.

Консерватизм

В самом общем виде консерватизм (от лат. — охранять, сохранять) можно трактовать как идейно-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление истори­чески сложившихся форм экономической, социальной и поли­тической жизни, традиционных духовных ценностей, на отри­цание революционных изменений, недоверие к народным дви­жениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Данная идейно-политическая установка присуща как достаточно широким общественным группам, оформлен­ным политическим силам, так и отдельным индивидам в самых различных странах.

Консерватизм как течение социально-политической мысли сформировался после Великой французской революции в про­цессе критической оценки ее опыта и результатов. Его фунда­ментальные постулаты рождались как ответ, реакция аристократических кругов прежде всего Англии и Франции на первый опыт претворения французскими революционерами постулатов либерализма. Разумеется, консервативная мысль не остава­лась неизменной, за 200 лет она претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.

Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях мыслителей, выступивших в разгар Великой французской революции: анг­личанина Эдмунда Берка (1729-1797), французов Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи де Бональда (1754-1840). Пальма неравенства среди них по праву принадлежит Эдмунду Берку, книга которого «Размышления о революции во Франции» до сих пор считается библией консерватизма [2]. Дальнейшее раз­витие консервативных социально-политических идей в странах Запада продолжил внушительный ряд мыслителей и практи­ческих политиков.

Наши рекомендации