Археологические памятники сакского периода

Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей..Наиболее известный памятник эпохи саков – курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное концом IV – III веком до нашей эры.
Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича. Кочевали саки в крытых повозках (кибитках), которые служили для них жилищем, повозки защищали их от дождя, снега и ветра (войлочная).
2. Духовная икультура Казахского народа в XV-XVII в.в.

. Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией.
Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.).
Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау На праздниках устраивали игры: скач­ки - бейте, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - кекпар. Праздники сопро­вождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизато­ров. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на опреде­ленные места с учетом возраста и положения в обществе, соответ­ственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям.

3. Голод 1932-1933Голод в Казахстане 1932–1933 годов — часть общесоюзного голода (1932—1933), вызванного официальной политикой «уничтожения кулачества как класса», коллективизацией, увеличением центральными властями плана заготовок продовольствия, а также конфискации скота у казахов. В Казахстане этот голод также принято называть «голощекинским».

. К 1933 году из 40 млн. голов скота осталась примерно одна десятая часть. От таких действий в первую очередь пострадали казахи, так как скот был единственным источником их пропитания.

Казахский народ в результате постигшего республику в 1932–1933 годах голодомора понес тяжелейшие потери. От голода и связанных с ним эпидемий, а также постоянно высокого уровня смертности казахи потеряли 2 миллиона 400 тысяч человек – это 49% общей численности казахов в те годы

Билет11

1. Государства уйсуней и кангюев.

6. Усуни - во II веке до н.э.(160 году до н.э.) на земли саков-тиграхауда в Семиречье из глубин Центральной Азии пришли и расселились племена усуней. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Источники свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселение с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным – скотоводческо - земледельческим. Из источников известно, что богатые усуни содержали до 5000 голов лощадей. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Во главе государства стоял гуньмо.

2. Джунгарская агрессия в Казахстан. Опустошительные набеги на казахские земли джунгар участились в 40-е годы XVII века .В 1710 году в районе Каракум состоялся первый курултай и было создано общеказахское ополчение во главе с видным батыром Богембаем. Уже в 1711 году военные силы трёх жузов дали отпор врагу, джунгары отступили. Весной 1718 года в районе реки Аягуз казахи были разбиты. 1723 - 1727годы известны как «годы великого бедствия» (Актабаи шубырынды). В 1726 году на реке Буланты казахское объединённое войско нанесло ощутимое поражение джуигарам. Место битвы получило название «калмак кырылгаи» (место гибели калмыков). У гор Ордабасы казахи приняли решение объединить свои силы. Расположение войск у гор Ордабасы было не случайным, отсюда было удобнее выйти на пограничные районы с Джунгарией. Войско казахов располагалось по принципу принадлежности к жузам. Весной 1729-года в местности Анракай на побережье озера Балхаш джунгары были вновь разбиты. Крупное нашествие Галдан-Церена в 1741-1742 годах на Средний и Старший жуз по своим последствиям оказалось не менее опасным, чем «годы великого бедствия». В 1745 году после смерти Галдан-Церена, видного полководца джунгар, нападения на казахские земли несколько уменьшились. Чтобы обезопасить положение алтайских заводов и рудников, их объявили собственностью романовской династии. В 1750 году в местечке Аяк состоялась битва между казахами и джунгарами, в результате которой был подписан договор между казахами и джунгарами о ненападении.

Наши рекомендации