Тема 8. Юридические конфликты в сфере служебной деятельности органов милиции
Правоохранительная система государства и место в ней милиции. Основные направления служебной деятельности органов милиции. Характеристика конфликтов в сфере милицейской деятельности. «Массовые беспорядки» как вид конфликта в сфере служебной деятельности милиции по охране общественного порядка. Криминальные конфликты в сфере служебной деятельности милиции. Внутрисистемные конфликты в органах милиции
1. Правоохранительная система государства и место в ней милиции.
Система государственной власти представляет совокупность трех видов власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из перечисленных властей специализируется на определенном виде деятельности.
Законодательная власть разрабатывает и принимает законы в которых закрепляются общезначимые правила поведения правовые нормы.
Исполнительная власть устанавливает порядок реализации законов, контролирует процесс выполнения законодательно закрепленных предписаний всеми представителями общества (в том числе и самими представителями государственной власти), осуществляет меры юридической ответственности в отношении лиц нарушивших требования законов.
Судебная власть на основании законов разрешает споры о праве, а также определяет вид и меру юридической ответственности за совершенные правонарушения.
Вышеперечисленное позволяет выделить следующие виды деятельности государственной власти: создание законов; создание механизмов реализации законов; контроль за соблюдением и исполнением требований законов со стороны общества; разрешение на основании законов споров о праве; определение вида и меры юридической ответственности за нарушение требований законов; осуществление мер юридической ответственности.
Правоохранительная деятельность представляет собой комплексную категорию, складывающуюся из взаимосвязанных мероприятий целью осуществления которых является предупреждение, выявление, пресечение и расследование фактов нарушений закрепленных в действующем законодательстве общезначимых правил поведения (норм права), а также реализации мер юридической ответственности в отношении субъектов признанных в установленном законом порядке виновными в совершении правонарушений.
Правоохранительная деятельность осуществляется специализированными подразделениями (правоохранительными органами) на профессиональной основе.
Профессиональный характер правоохранительной деятельности предопределяется следующими обстоятельствами:
- специализацией – правоохранительные органы специально создаются для решения конкретных задач определяемых их функциями (профилактика, выявление, пресечение, раскрытие правонарушений, осуществление мер юридической ответственности);
- комплектованием узко профильными специалистами – поскольку правоохранительная деятельность носит специализированный характер, то осуществлять ее должны кадры подготовленные в соответствии с профилем правоохранительной деятельности, при этом изменение профиля деятельности должно предполагать профессиональную переподготовку соответствующего специалиста;
- возмездным характером служебной деятельности – правоохранительная деятельность является видом социально-полезного труда связанного с различного рода издержками (временными, бытовыми, морально-этическими), а также значительными рисками (прежде всего риском для жизни и здоровья). Из сказанного вытекает, что сам труд связанный с охраной права должен соответствующим образом оплачиваться, а связанные с трудовой деятельностью издержки и риски должны в определенной степени компенсироваться.
Совокупность органов и должностных лиц специализирующихся на осуществлении правоохранительной деятельности образует правоохранительную систему государства.
В настоящий период в качестве основных структурно-функциональных элементов правоохранительной системы современной России могут быть выделены:
1. Федеральная служба безопасности
2. Генеральная прокуратура
3. Органы юстиции
4. Органы внутренних дел (милиция)
5. Внутренние войска
Все вышеперечисленные органы наделены определенным объемом властной компетенции в сфере правоохранительной деятельности и в идеале должны взаимодействовать и сотрудничать друг с другом в процессе достижения общих целей[20] и решения обусловленных этими целями задач.
Органы милиции занимают в правоохранительной системе одно из наиболее важных мест. Значимость милиции заключается прежде всего в том, что ее деятельность непосредственным образом связана с реальной жизнью конкретных людей и направлена с одной стороны на обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов отдельных граждан, а с другой связана с охраной установленных посредством правовых норм правил общежития и в этом смысле представляет собой действенный гарант сохранения социально-политической стабильности государства и общества в целом. По сути, милиционер осуществляет функции проводника между конкретным человеком и государством как управленческой структурой. Именно к милиционеру (полицейскому) первому обращаются люди при возникновении экстремальных (либо попросту нестандартных ситуаций). И от того какой будет ответная реакция со стороны соответствующего сотрудника во многом зависит общественное восприятие милиции как органа охраны правопорядка.
2. Основные направления служебной деятельности органов милиции.
Организационные и структурно-функциональные основания деятельности милиции закреплены законом «О милиции» 1991 года.
В соответствии со ст. 1 Закона милиция – это система государственных органов исполнительной власти, организуемых и функционирующих в целях обеспечения защиты прав и законных интересов гражданина, общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер государственного принуждения в пределах, установленных действующим законодательством.
Основными задачами милиции являются:
- обеспечение безопасности личности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом о милиции.
Современная российская милиция представляет собой систему подразделений в совокупности образующих криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
3. Характеристика конфликтов в сфере милицейской деятельности
3.1. «Массовые беспорядки» как вид конфликта в сфере служебной деятельности милиции по охране общественного порядка.
Охрана общественного порядка – одна из важнейших задач и вместе с тем вид служебной деятельности сотрудников милиции. При этом отношения, складывающиеся в рамках данного вида деятельности, являются весьма конфликтными. Наибольшую социальную опасность представляют конфликты, связанные с массовыми беспорядками.
Специфику конфликтов в сфере обеспечения общественного порядка предопределяют следующие факторы:
- Наличие больших скоплений людей формально не организованных, однако объединяемых определенными психологическими стереотипами (как правило, вырабатываемыми в процессе непосредственного общения и выступающими в качестве мотивационных оснований участия людей в массовых беспорядках).
- Специфическим субъектом конфликтов, связанных с массовыми беспорядками является толпа – неорганизованное, однако, сплоченное объединение большого количества людей, противоправные действия которых в процессе эскалации конфликта сопровождается причинением материального вреда всем видам собственности, а зачастую влечет причинение вреда жизни и здоровью людей. Специфика индивидуального поведения в толпе определяется «коллективной аффектацией»[21], когда человек действует добровольно, является вменяемым, однако, при этом не задумывается над последствиями своего поведения.
- Наряду с дееспособными участниками конфликта – представителями толпы – могут быть недееспособные и частично недееспособные лица (малолетние, несовершеннолетние, инвалиды и т. д.), что предопределяет особые условия деятельности милиции по пресечению конфликта и реализации юридической ответственности в отношении участников конфликта.
В частности, Устав ППС, МОБ определяет ситуации, в которых сотрудники милиции могут применять физическую силу и спец. средства в отношении малолетних, беременных женщин, лиц с явными признаками инвалидности в случаях оказания ими сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
- На этапе реализации юридической ответственности в отношении субъектов совершивших в составе толпы противоправные действия состав субъектов персонифицируется. В качестве таковых могут выступать только дееспособные лица, являющиеся организаторами и зачинщиками конфликта и его активными участниками.
- Конфликты с участием МОБ в сфере охраны общественного порядка всегда конфликты производные. В качестве предпосылки такого конфликта выступают единичные межличностные, либо межгрупповые конфликты перерастающие в крупномасштабные конфликты (массовые беспорядки).
3.2. Криминальные конфликты в сфере служебной деятельности милиции
Как уже ранее отмечалось ранее криминальный конфликт является факультативным элементом преступного деяния (любой криминальный конфликт преступление, однако, не всякое преступление включает в свое содержание криминальный конфликт).
В связи с этим все преступления следует подразделять на:
- конфликтные
- бесконфликтные
Конфликтные преступления в качестве основной стадии развития предполагают наличие конфликтного взаимодействия между преступником и жертвой. К числу конфликтных преступлений могут быть отнесены такие составы как истязание (ст. 117 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), преступления связанные с совершением террористических актов (ст. 205 УК РФ) и др.
Бесконфликтные преступления непосредственного конфликта между преступником и жертвой не предполагают и приобретают характер криминального конфликта только после своего выявления. При этом в качестве субъектов криминального конфликта возникшего вследствие совершения бесконфликтного преступления будут выступать правонарушитель с одной стороны и государство представленное наделенным соответствующей компетенцией органом (должностным лицом) с другой. Соответственно латентное бесконфликтное преступление само по себе криминальным конфликтом не является. В качестве примеров бесконфликтных преступлений могут быть названы: получение и дача взятки (ст. 290, 291 УК РФ), жестокое обращение с животными (ст. 245), приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ) и др.
Применительно к деятельности милиции целесообразно выделять:
- первичные криминальные конфликты
- производные криминальные конфликты
Первичные конфликты в качестве предпосылки предполагают совершение бесконфликтного преступления. При этом как уже ранее отмечалось конфликт возникает не на стадии совершения преступления, а на стадии реализации юридической ответственности.
Производные конфликты в качестве предпосылки предполагают совершение конфликтного преступления. Спецификой данного вида преступлений является субъектный состав.
Наряду с субъектом, совершающим преступление, в качестве субъекта следует рассматривать лицо, права и законные интересы которого подвержены преступному посягательству.
В рамках производных криминальных конфликтов изменяется характер целевых установок, которыми должны руководствоваться сотрудники милиции при преодолении конфликта.
С одной стороны их действия должны быть направлены на выявление и пресечение первичного криминального конфликта, а с другой на ликвидацию вредоносных последствий в отношении субъектов, вовлеченных в конфликт помимо своей воли и пострадавших от него.
В отношении данной категории сотрудники милиции должны осуществлять собственно правоохранительную деятельность.
3.3. Внутрисистемные конфликты в органах милиции
Являясь элементом правоохранительной системы государства, милиция в свою очередь, представляет собой систему органов, объединяемых общими целевыми установками и, вместе с тем, наделенных различными функциональными полномочиями и решающих самостоятельные задачи в сфере правоохранительной деятельности.
Как и для любой системы, для милиции характерны множественные внутренние противоречия и связанные с ними юридические конфликты.
К числу таких конфликтов следует отнести:
- конфликты в сфере обеспечения собственной безопасности, связанные с предупреждением, выявлением, пресечением, раскрытием преступлений, касающихся фактов коррупции и служебных злоупотреблений со стороны сотрудников милиции;
- конфликты в сфере межличностных отношений,
- конфликты в сфере организации и осуществления служебной деятельности,
- конфликты в сфере социально-бытовых отношений.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое правоохранительная деятельность?
2. Что такое правоохранительная система государства и из каких государственных органов данная система складывается?
3. Какое место в правоохранительной системе государства занимает милиция?
4. Какие задачи решает современная российская милиция?
5. Из каких структурно-функциональных подразделений состоит милиция?
6. В чем особенность конфликтов связанных с массовыми беспорядками?
7. Может ли толпа рассматриваться в качестве специфического субъекта конфликта связанного с массовыми беспорядками? Может ли толпа выступать в качестве субъекта юридической ответственности за вред причиненный конфликтом связанным с массовыми
8. Что такое криминальный конфликт и как соотносятся понятия криминальный конфликт и преступление?
9. В чем отличие целевых установок милицейской деятельности в процессе преодоления первичных и производных криминальных конфликтов?
10. Какие внутрисистемные конфликты возникают в органах милиции и в чем особенность этих конфликтов?