Изучение и обработка теоретического материала

Курсовая работа

Курсовая работа является обязательным компонентом учебной научно-исследовательской работы студентов, носит обучающий характер и требует от студента выполнения следующих задач:

- овладения навыками работы с научной и справочной литературой;

- овладения навыков грамотного изложения и технического оформления результатов научного исследования;

- умения построить доклад и защитить выдвинутые в работе положения.

- умения вести научно-исследовательскую работу и доказывать/опровергать истинность выдвигаемых гипотез и теоретических положений при помощи эксперимента, что отвечает логике научного лингвистического исследования.

При выборе темы курсовой/дипломной работы студент имеет возможность выбора направления исследования, а именно, посвятить работу изучению проблем теории и практики перевода, либо исследовать вопросы, связанные с определенным аспектом английской филологии (семантика, прагматика, стилистика, лексикология, теории перевода и др.).

Темы курсовых работ соответствуют направлениям научно-исследовательской работы, проводимой преподавателями кафедры. Список тем с указанием рекомендуемой литературы предлагается преподавателями, читающими соответствующие лекционные курсы, обсуждается на заседании кафедры, после чего предлагается для выбора студентам. Выбрав тему, студент проставляет свою фамилию в общем списке и ставит об этом в известность своего будущего научного руководителя, который назначает срок первой консультации по курсовым работам. Если студент может предложить собственную тему будущей курсовой работы, он должен согласовать её с предполагаемым научным руководителем, поставить в известность заведующего кафедрой, после чего тема утверждается на заседании кафедры и вносится в общий список. После выбора темы студент встречается с руководителем на первой консультации в мае предыдущего учебного года. На этой консультации студент получает рекомендации по работе с научной литературой, первоисточниками, по сбору языкового материала, по составлению развёрнутого плана и графика выполнения курсовой работы. На второй консультации в сентябре текущего года студент согласовывает план работы и график её выполнения с научным руководителем и представляет их для утверждения на кафедру.

Объём курсовой работы должен составлять не менее 30-40 страниц рукописного или 20 страниц машинописного текста.

Дипломная работа

Дипломная работа является итогом учебной и научно-исследовательской работы студента в ВУЗе. Задачи, решаемые в рамках подобного исследования, сводятся к следующему:

- продемонстрировать глубокое усвоение всех значимых положений современной лингвистической науки и науки о теории и практике перевода;

- показать глубину овладения общелингвистической компетенцией, а именно, свободной ориентации в классических и современных языковедческих школах и направлениях;

- иметь представление о ходе развития и современном состоянии мировых языков, свободно определять принадлежность конкретного языка к той или иной семье, группе, ветви языков и т.д.;

- иметь четкое представление о грамматической и фонетической структуре основных европейских языков в исторической хронологии и на современном этапе развития;

- наглядно продемонстрировать устойчивую компетенцию в области лексического состава изучаемых языков (лексикология), а также в области стилистической дифференциации текста и речевого дискурса;

- наглядно продемонстрировать успешность овладения следующими умениями и навыками:

- умение работать с научной и справочной литературой;

- навык грамотного изложения и технического оформления результатов научного исследования;

- умение строить доклад и защищать обозначенные в работе положения.

- умение вести научно-исследовательскую работу и доказывать/опровергать истинность выдвигаемых гипотез и теоретических положений при помощи эксперимента, что отвечает логике научного лингвистического исследования.

Дипломная работа и связанное с ней научное исследование представляет собой завершающий этап обучения студента в вузе и должна продемонстрировать высокую степень владения теорией и практикой исследования, а также умения и навыков творческой самостоятельной работы над языковым материалом. Дипломная работа отличается от курсовой не столько объёмом, сколько большей теоретической глубиной, широтой охвата анализируемого материала и исключительной самостоятельностью выводов и обобщений на основе проведённого исследования языкового материала.

Закрепление за студентами тем дипломных работ и научных руководителей осуществляются кафедрами, утверждается Учёным Советом факультета и проректором по учебной работе.

Определившись с темой дипломной работы, студент обязан предоставить на кафедру заявление по форме установленного образца с указанием выбранной темы (см. Приложение 4). Заявление должно быть подписано студентом, научным руководителем и заведующим выпускающей кафедры.

В двухнедельный срок после определения и закрепления темы руководитель устанавливает примерные сроки выполнения отдельных этапов работы, объём и совместно с исполнителем составляет график выполнения дипломной работы и осуществляет контроль за его реализацией.

На каждой консультации с научным руководителем студент обязан иметь при себе план-график работы над дипломом, в котором фиксируются этапы работы над исследованием. Научный руководитель обязан регулярно делать отметку о выполнении очередного этапа работы над исследованием.

Исследование в рамках дипломной работы выполняется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту-дипломнику помощь в подборе литературы для изучения, в выборе методов исследования и анализа языкового материала в форме консультаций-собеседований. Дни и часы консультаций по представлению научного руководителя утверждаются и доводятся до сведения студентов.

Студенты-дипломники являются на консультации по мере необходимости или в установленные руководителем сроки, имея при себе необходимые материалы выполненной работы. Ежемесячно студенты-дипломники отчитываются перед руководителем о ходе выполнения графика работы.

Законченная дипломная работа должна быть представлена на кафедру за 1 месяц до начала государственных экзаменов.

Научный руководитель в течение 10 дней проверяет работу и представляет её на кафедру с письменным отзывом о достоинствах и недостатках и заключением о возможности допуска работы к защите.

Допущенная заведующим кафедрой к защите работа передается рецензенту из числа квалифицированных работников вузов по данной специальности, утвержденных на заседании кафедры, либо внешнему рецензенту, т.е. работнику другого учебного заведения, работающему по направлению, схожему с проблематикой исследования, выполненного студентом-дипломником.

В пятидневный срок рецензент знакомится с работой и дает письменное заключение о ней с оценкой. Рецензия заверяется печатью учебного заведения, работником которого является рецензент.

Перед защитой автор дипломной работы имеет возможность ознакомиться с отзывом руководителя и заключением рецензента.

Защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

II. Требования к написанию и оформлению курсовой и дипломной работы

Изучение и обработка теоретического материала.

После того, как выбрана тема и составлен график работы над дипломной работой, студент приступает к изучению литературы, рекомендованной научным руководителем. Наиболее целесообразно строить эту работу параллельно со сбором языкового материала по выбранной теме, потому что углубление в теорию позволяет более целенаправленно и осознанно подбирать языковые примеры, а последние в свою очередь, иллюстрируя теоретические положения, способствуют более глубокому и четкому их усвоению.

Одним из важнейших этапов работы над теоретическими источниками является конспектирование. Конспект ни в коем случае не должен представлять из себя переписанный текст произведения. На переписывание уходит очень много времени и такой способ почти ничего не дает для прочного усвоения прорабатываемого материала, т.к. текст зачастую переписывается машинально, без должного внимания к смыслу того, что переписывается. Конспект должен представлять собой тезисное изложение основных положений статьи, главы и раздела книги. Для того чтобы законспектировать ту или иную работу, необходимо прочитать её, как минимум, два раза. Первый раз прочесть весь текст, ничего не записывая, но, стараясь увидеть в нем логические части, и составить подробный план прочитанного, выделяя разделы и подразделы, т.е. произвести рубрикацию текста, подлежащего конспектированию. Этот план нужно записать и лишь после этого приступить к составлению конспекта.

Нужно записать полностью название конспектируемого произведения, фамилию и инициалы автора, выходные данные, т.е. название сборника, журнала или книги, где напечатано то, что конспектируется, год и месяц издания сборника или книги, год издания и номер журнала, общее количество страниц книги или статьи, причем нужно пользоваться сокращенными названиями, принятыми для основных периодических изданий: “Вопросы языкознания” – ВЯ, “Филологические науки” – ФН, “Иностранные языки в школе” – ИЯШ и т.д.

В конспект обязательно включаются примеры,иллюстрирующие теоретические положения тезисов и те мысли автора, на которые студент будет ссылаться, аргументируя собственные исследования и которые, следовательно, станут цитатами в его курсовой или дипломной работе. Цитаты, в отличие от тезисов, надо записывать буквально, в кавычках с указанием соответствующей страницы конспектируемой работы.

Созданный таким образом конспект будет содержать тезисное изложение основных положений работы с примерами и цитатами, что способствует более ясному пониманию и глубокому усвоению прочитанного.

Наши рекомендации