Налоговое регулирование экономики

Формирование налоговой политики государства во многом определяется моделями налогового регулирования, положенными в основу этих процессов. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Развитие различных налоговых теорий происходило параллельно с развитием различных направлений экономической мысли и теории.

Долгое время господствующим было только классическое пред­ставление о роли налогов в экономике.

Налоги выступали и выступают основным источником доходов бюджетов государства. Дискуссионным всегда является вопрос о спра­ведливости взимания (равномерного или прогрессивного) налогов и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с раз­витием экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке клас­сического учения, выделении роли государства, влияния его на эко­номические процессы, а также регулировании социально-экономиче­ских границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория доказывает необходимость создания «эф­фективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем той или иной системы налогов, не исключая всякого рода комп­ромиссов и различных способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой предпринимателей.

Дж. М. Кейнс считал, что прогрессия в налогообложении сти­мулирует принятие риска производителем относительно собствен­ного капитала. Одним из важных условий его теории является зави­симость экономического роста от достаточных денежных сбережений в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбереже­ния мешают экономическому росту, т.к. представляют собой пас­сивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэто­му излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

Эффективность кейнсианства не может быть явно реализована при условии наличия следующих обстоятельств:

1) в условиях хронической инфляции, проявившейся в силу из­менений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым регулирование, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них;

2) с развитием экономической интеграции произошло усиление позиций внешней торговли и сотрудничества государств и, со­ответственно, степень зависимости их от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством часто оказывает обратное действие, т.е. положительно влияет на иностранные инвестиции.

Этим и объясняется тот факт, что на смену кейнсианской тео­рии «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эф­фективного предложения».

Основной тезис неоклассической теории — преимущества сво­бодной конкуренции и возможности решения всех народно-хозяй­ственных проблем при помощи рыночного механизма.

Основное отличие этих теорий заключается в различных под­ходах к методам государственного регулирования.

Дж. Милль, основатель неоклассической теории государствен­ного регулирования, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расхо­дов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассики полагают, что таким способом будет создан эффек­тивный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и мо­нетаризм. Теория экономики предложения предусматривает обя­зательное сокращение государственных расходов, снижение нало­гов и предоставление налоговых льгот корпорациям, т.к. высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела под­держивает рост налоговых поступлений, затем этот рост замедляется. Далее происходит либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, снижаются пред­принимательская активность и инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляе­мые к налогообложению, вследствие чего начинает активно разви­ваться теневой сектор экономики. По теории А. Лаффера, разви­тие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. повышение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором боль­шая часть имеющегося дохода не декларируется. Эта теория также хорошо объясняет причины утечки капиталов в оффшорные зоны и увеличивающиеся из года в год масштабы оффшорного бизнеса. В связи с этим возникает вопрос пороговой ставки, за пределами которой и начинается спад. Лаффер считает, что оптимальная ставка налогообложения (предельное налоговое бремя) находится в интервале между 20%, предложенными Д. Кейнсом, и 40%, предложенными бывшим французским президентом Ж. Д. Эстеном.

Для оценки оптимальности уровня налогообложения используется критерий эластичности налоговой системы. Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала и обеспечивать развитие производства, т.е. чтобы налоги были не тяжким бременем для налогоплательщиков, а од­ним из стимулов развития экономики.

Средства государственного налогового регулирования, как и все инструменты государственной экономической политики, подразде­ляются на административные и экономические. К экономическим инструментам относятся прямое и косвенное государственное фи­нансирование отечественных производителей и предпринимателей, средства налогового регулирования, а также налоговые льготы и пре­ференции. Главными экономическими инструментами налогового регулирования можно считать некоторые виды налогов и сборов (на­пример, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, акцизы).

Одним из наиболее дискуссионных направлений налогового регулирования является внешнеэкономическая деятельность госу­дарства. В этом направлении налоги реализуют следующие функ­ции, выступающие объектом налогового регулирования.

Фискальная функция выражается в том, что значительную часть доходов российского бюджета составляют таможенные пошлины и налоги с импорта.

Социальная функция состоит во влиянии уровня налогообло­жения импортных товаров на объемы и качество снабжения насе­ления, занятость, уровень цен на потребительские товары, продо­вольствие.

Регулирующая роль налогообложения экспорта и импорта за­ключается в воздействии на степень насыщенности внутреннего рынка и конкурентоспособность, а также на структурные измене­ния в экономике.

И все-таки ведущей функцией налогов во внешней торговле в современных условиях должна выступать регулирующая функ­ция. Однако она имеет границы своего применения, основной из которых является состояние государственного бюджета. Оно долж­но быть благополучным, чтобы предоставить возможность для наи­более полной реализации этой функции.

Государственное налоговое регулирование внутри страны осу­ществляется в соответствии с выбранной моделью, характеризую­щей степень участия государства в процессах регулирования.

Способы уплаты налога

Существуют три основных способа уплаты налога:

1) по декларации;

2) у источника дохода;

3) кадастровый.

При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обяза­тельствах. На основе декларации налоговый орган рассчи­тывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. В некоторых случаях налогоплательщик упла­чивает налог самостоятельно в установленный срок.

При уплате налога у источника выплаты налогопла­тельщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчи­танного и удержанного органом, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога пред­ставляется как автоматическое удержание, предшествую­щее получению дохода.

При кадастровом способе момент уплаты налога ни­как не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает пере­чень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающих среднюю доходность объекта обложения. Для уплаты таких налогов устанавлива­ются фиксированные сроки их взноса.

Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (пере­числяется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщик или на­логовый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи.

Налоговая декларация - письменное заявление нало­гоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчис­ленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым нало­гоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый ор­ган по месту учета налогоплательщика по установленной форме либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена нало­гоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникаци­онным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии на­логовой декларации и обязан по просьбе налогоплатель­щика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении на­логовой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплатель­щику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации днем ее пред­ставления считается: по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче деклара­ции по телекоммуникационным каналам связи - дата ее отправки.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Декларация представляется в установленные законо­дательством о налогах и сборах сроки.

Наши рекомендации