Налоговое регулирование экономики
Формирование налоговой политики государства во многом определяется моделями налогового регулирования, положенными в основу этих процессов. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Развитие различных налоговых теорий происходило параллельно с развитием различных направлений экономической мысли и теории.
Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике.
Налоги выступали и выступают основным источником доходов бюджетов государства. Дискуссионным всегда является вопрос о справедливости взимания (равномерного или прогрессивного) налогов и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с развитием экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое.
Кейнсианская теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем той или иной системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и различных способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой предпринимателей.
Дж. М. Кейнс считал, что прогрессия в налогообложении стимулирует принятие риска производителем относительно собственного капитала. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, т.к. представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.
Эффективность кейнсианства не может быть явно реализована при условии наличия следующих обстоятельств:
1) в условиях хронической инфляции, проявившейся в силу изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым регулирование, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них;
2) с развитием экономической интеграции произошло усиление позиций внешней торговли и сотрудничества государств и, соответственно, степень зависимости их от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством часто оказывает обратное действие, т.е. положительно влияет на иностранные инвестиции.
Этим и объясняется тот факт, что на смену кейнсианской теории «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».
Основной тезис неоклассической теории — преимущества свободной конкуренции и возможности решения всех народно-хозяйственных проблем при помощи рыночного механизма.
Основное отличие этих теорий заключается в различных подходах к методам государственного регулирования.
Дж. Милль, основатель неоклассической теории государственного регулирования, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассики полагают, что таким способом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.
В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм. Теория экономики предложения предусматривает обязательное сокращение государственных расходов, снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, т.к. высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост замедляется. Далее происходит либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, снижаются предпринимательская активность и инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего начинает активно развиваться теневой сектор экономики. По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. повышение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется. Эта теория также хорошо объясняет причины утечки капиталов в оффшорные зоны и увеличивающиеся из года в год масштабы оффшорного бизнеса. В связи с этим возникает вопрос пороговой ставки, за пределами которой и начинается спад. Лаффер считает, что оптимальная ставка налогообложения (предельное налоговое бремя) находится в интервале между 20%, предложенными Д. Кейнсом, и 40%, предложенными бывшим французским президентом Ж. Д. Эстеном.
Для оценки оптимальности уровня налогообложения используется критерий эластичности налоговой системы. Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала и обеспечивать развитие производства, т.е. чтобы налоги были не тяжким бременем для налогоплательщиков, а одним из стимулов развития экономики.
Средства государственного налогового регулирования, как и все инструменты государственной экономической политики, подразделяются на административные и экономические. К экономическим инструментам относятся прямое и косвенное государственное финансирование отечественных производителей и предпринимателей, средства налогового регулирования, а также налоговые льготы и преференции. Главными экономическими инструментами налогового регулирования можно считать некоторые виды налогов и сборов (например, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, акцизы).
Одним из наиболее дискуссионных направлений налогового регулирования является внешнеэкономическая деятельность государства. В этом направлении налоги реализуют следующие функции, выступающие объектом налогового регулирования.
Фискальная функция выражается в том, что значительную часть доходов российского бюджета составляют таможенные пошлины и налоги с импорта.
Социальная функция состоит во влиянии уровня налогообложения импортных товаров на объемы и качество снабжения населения, занятость, уровень цен на потребительские товары, продовольствие.
Регулирующая роль налогообложения экспорта и импорта заключается в воздействии на степень насыщенности внутреннего рынка и конкурентоспособность, а также на структурные изменения в экономике.
И все-таки ведущей функцией налогов во внешней торговле в современных условиях должна выступать регулирующая функция. Однако она имеет границы своего применения, основной из которых является состояние государственного бюджета. Оно должно быть благополучным, чтобы предоставить возможность для наиболее полной реализации этой функции.
Государственное налоговое регулирование внутри страны осуществляется в соответствии с выбранной моделью, характеризующей степень участия государства в процессах регулирования.
Способы уплаты налога
Существуют три основных способа уплаты налога:
1) по декларации;
2) у источника дохода;
3) кадастровый.
При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. В некоторых случаях налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.
При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, предшествующее получению дохода.
При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающих среднюю доходность объекта обложения. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса.
Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.
При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи.
Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
При отправке налоговой декларации днем ее представления считается: по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи - дата ее отправки.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.