Административного процесса
Часть, статья Конституции РФ | Содержание конституционной нормы-принципа |
Принцип законности | |
ч. 2 ст. 4 | Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации |
ст. 15 | 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. |
ч. 2 ст. 120 | Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. |
Принцип процессуального равенства | |
а) для субъектов Российской Федерации | |
ч. 4 ст. 5 | Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. |
б) для граждан РФ | |
п. 2 ст. 6 | Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. |
ст. 19 | 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. |
ч. 3 ст. 123 | Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. |
в) для иностранных граждан и лиц без гражданства | |
ч. 3 ст. 62 | Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. |
в) для общественных объединений | |
ч. 4 ст. 13 | Общественные объединения равны перед законом. |
Принцип материальной истины | |
ст. 18 | Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. |
ч. 1 ст. 49 | Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. |
ч. 3 ст. 49 | Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. |
ч. 2 ст. 50 | При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. |
ч. 3 ст. 123 | Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. |
Принцип доступности | |
ст. 18 | Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. |
ч. 1 ст. 32 | Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. |
ч. 5 ст. 32 | Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. |
ст. 33 | Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. |
ч. 2 ст. 45 | Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. |
ст. 46 | 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. |
ст. 48 | 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. |
ч. 3 ст. 50 | Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. |
ст. 52 | Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. |
ч. 2 ст. 61 | Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. |
ст. 69 | Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. |
ч. 1, 2, 3 ст. 123 | 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. |
ч. 2 ст. 132 | Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. |
Принцип гласности | |
ч. 2 ст. 24 | Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. |
ч. 4 ст. 29 | Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. |
ч. 1, 2 ст. 123 | 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. |
Принцип национального языка | |
ч. 2 ст. 26 | Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. |
ст. 68 | 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. |
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц | |
ч. 4 ст. 3 | Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. |
ч. 1 ст. 19 | Все равны перед законом и судом. |
ч. 3 ст. 41 | Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. |
ст. 46 | 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. |
ст. 52 | Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. |
ст. 53 | Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. |
ч. 2 ст. 121 | Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. |
ч. 2 ст. 122 | Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. |
Примечание к табл. 9: ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ распространяет действие принципа процессуального равенства в административном процессе на юридических лиц.
2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство».
В основе этих предписаний конституционные положения: ст. 2, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 21, 22.
Принцип процессуального равенства логически заключен в совокупности взаимообусловленных прав и обязанностей с одной стороны уполномоченного органа (должностного лица), с другой – лица, в чьих интересах осуществляется производство либо в отношении которого ведется производство, с третьей – иных участвующих лиц.
В частности, сравнительный анализ процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ), и потерпевшего (ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ) показывает их полную идентичность (табл. 9).
Таблица 9. Сравнение некоторых административно-процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего
Ч. 1 ст. 25.1 «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» | Ч. 2 ст. 25.2 «Потерпевший» |
…вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. | …вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. |
Примечание к табл. 9: 1) учтем, что защитник представляет интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и, по сути, является его представителем;
2) Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 «Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении» КоАП РФ предоставлено лицам, указанным в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ.
Рассмотрение дел административно-правового характера в арбитражном суде регламентируется Арбитражно-процессуальным кодексом, нормы которого также направлены на реализацию принципа процессуального равенства (ст. 8 «Равноправие сторон», ст. 41 «Права и обязанности лиц, участвующих в деле» АПК РФ).
Отметим, что ч. 2 ст. 1.4 «Принцип равенства перед законом» КоАП РФ конкретизирует административно-процессуальный статус ряда лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) указанием на особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами (особые условия предполагают наличие иммунитета от административной юрисдикции).
Принцип равенства граждан, закрепленный в статье 19 Конституции РФ, определяет равный правовой статус граждан при осуществлении ими любых прав, в т.ч. административно-процессуальных. Дополнительной конституционной основой принципа процессуального равенства является положение об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123).
Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Это конституционное положение является дополнительной гарантией иных процессуальных прав участников административного процесса.
Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55), а также в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56). При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ (ч. 3 ст. 56), что придает особое значение ряду принципов административного процесса, основанных на указанных положениях.
Возвращаясь к вопросу об административно-процессуальном статусе, подчеркнем, что он является частью правового статуса лица. В этой связи следует выделить такую конституционную категорию как основы правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ), разбору процессуальной части которых служит этот раздел.
Конституция РФ содержит еще одно понятие, имеющее значение для административного процесса, – «административное дело» (ст. 126). Отметим, что данная категория также нуждается в законодательном закреплении и уточнении видов административных дел. К ним относят дела трех видов: нормотворческие, правоприменительные и юрисдикционные. В т.ч. к административно-юрисдикционным делам можно отнести следующие:
1) о привлечении к административной ответственности в судебном порядке;
2) о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
3) по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
4) по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
5) по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
6) по спорам между субъектами Российской Федерации;
7) по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной кампании, референдума;
8) о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
9) по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.
Учитывая развивающиеся административно-процессуальные отношения, можно признать недостаточность конституционных гарантий реализации принципов административного процесса.
В каждой главе Конституции РФ мы обнаружим нормы, определяющие дух и содержание актов, обеспечивающих реализацию конституционных норм, среди которых особое значение имеют нормативные акты, относящиеся к источникам административного процесса. Они регламентируют, например деятельность субъектов Конституции РФ (Президента, Правительства РФ и др.). В частности, анализ полномочий Президента РФ, бесспорно, говорит о том, что основное количество президентских полномочий носит исполнительно-распорядительный характер. Очевиден процедурный характер реализации Президентом РФ своих полномочий (глава 4 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения (ч. 1 ст. 90; только первые носят нормативный характер), обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) в т.ч. путем использования согласительных процедур (ч. 1 ст. 85), приостанавливает действие противозаконных актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85).
Не менее насыщена процедурами деятельность Правительства РФ (глава 6 Конституции РФ). Наделение высшего органа исполнительной власти подобными полномочиями позволяет обеспечить эффективное управление в сфере проведения финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление мер по обеспечению законности, общественного порядка и общественной безопасности; проведение реформ в области образования, науки, здравоохранения, культуры.
Определенными полномочиями наделены министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти местного самоуправления и другие субъекты. В части их касающейся действуют нормы конституционного права, закрепленные в конституциях республик, уставах краев и областей, а также муниципальных образований.
В целом же, в настоящее время нормативная база, которая обеспечила бы качественное регулирование управленческого процесса на всех уровнях власти, несовершенна.
Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера в соответствии с действующим законодательством РФ не является исключительной прерогативой исполнительных органов (должностных лиц). Конечно, она наиболее показательна для функционирования именно названных субъектов. Однако во многих случаях она относится к компетенции судебных органов, причем последняя постоянно расширяется. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» последний разрешает споры о компетенции между различными звеньями системы государственной власти, включая и органы исполнительной власти. Споры, возникающие в сфере государственного управления, разрешают также и арбитражные суды.
Конституция РФ содержит значительный потенциал для развития российского права. Например, п. «п» ст. 71 определяет, что в ведении Российской Федерации находится федеральное коллизионное право. Из этого следует, что это право необходимо развивать, особенно в части установления административных процедур разрешения коллизий, к которым могут относится компетенционные споры между субъектами РФ и др. А в целом, Конституция РФ представляет возможность для наиболее полного проявления права для регламентирования управленческой деятельности в ее разнообразных процедурах.
Можно согласиться, что тут стоило бы говорить не об административном (административно-процессуальном) праве, охватывающем работу исполнительной власти, а о чем-то более широком (например, управленческом праве, государственном управленческом праве).
2. Конституционно-правовые проблемы административного процесса.
Отнесение административного и административного процессуального законодательства к предметам совместного ведения в Конституции 1993 г. (п. «к» ч. 1 ст. 72) привело к целому ряду явлений негативного характера:
1) децентрализация деятельности исполнительной власти;
2) отсутствие единого подхода к установлению соответствующих административных процедур;
3) проблема «борьбы за компетенцию»;
4) рост произвола чиновника, мотивирующего свои действия «административным усмотрением»;
5) увеличение доли «коррупционной составляющей» работы органов государственной власти;
6) дифференциация прав граждан на обращения в административный орган в различных регионах страны, что ведет к нарушению принципа гарантии их равноправия и т.д.
Соответствующий понятийный аппарат не только не закреплен законодательно, но и не имеет единого толкования среди теоретиков и практиков*.
Таким образом, в пользу кодификации на федеральном уровне можно привести следующие аргументы:
- возможность унификации всех (большей части) однотипных административных процедур;
- повышение эффективности функционирования административных органов, независимо от территории их нахождения;
______________________________
* Так, например, термины «административный акт», «ненормативный акт» четко не определены. Если раньше под ненормативным актом понимался акт индивидуального характера, то на сегодняшний момент обилие ненормативных актов, обращенных к неограниченному кругу лиц (примером может служить великое множество «методических указаний» и «инструктивных писем» налоговых органов и Центрального банка страны) свидетельствует о том, что административные органы, не дожидаясь законодательного решения, сами определили для себя возможность издания и применения такого вида актов.
- возможность контроля за правильностью деятельности административных органов;
- ответственность чиновника административного органа за нарушение положений, регламентирующих административные процедуры;
- установление четких гарантий по защите прав и интересов государства и его граждан при осуществлении деятельности административного органа от лица государства.
В данном случае проблемным является вопрос действительного обеспечения единого правового пространства, эффективности административно-процессуального законодательства, государственного управления и антикоррупционной политики.
Конституция РФ 1993 г. заложила перспективы развития административной юстиции, закрепив, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ст.ст. 45-46). Речь идет о правосудии и судебной власти (ст. 118 Конституции РФ), разновидностью которой является административная юстиция. Частью второй указанной статьи устанавливается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (прямо не указывается арбитражное). Норма этой статьи означает самостоятельность каждого из названных видов судопроизводств, в т.ч. административного. Однако, несмотря на конституционную самостоятельность административного судопроизводства, которое охватывает громадную категорию дел*, во-первых, оформленными кодифицированными актами остаются только два судопроизводства: гражданское и уголовное (конституционное и административное – пока в полной мере не разработаны и используют имеющиеся правовые институты судопроизводства). Во-вторых, отсутствует специально созданная для этих целей система судебных органов. Административное судопроизводство, как уже отмечалось, осуществляется различными органами судебной власти в соответствии с установленными правилами подведомственности (административные дела подсудны судам общей юрисдикции, на что указывает ст. 126 Конституции РФ, и арбитражным судам).
К сожалению, как у ученых, так и у правоприменителей нет единого концептуального подхода к самому понятию «административное судопроизводство», которое нередко отождествляется с понятием «административная юстиция».
С учетом изложенного основные задачи по совершенствованию административного судопроизводства заключаются в следующем:
______________________________
* Только в 2006 г. в суды общей юрисдикции поступило около 75 тысяч жалоб граждан на действия должностных лиц, из которых 67,5% судами были удовлетворены. От общей массы дел, рассмотренных арбитражными судами в 2006 г., дела, возникающие из административных правоотношений, составили 71,9% (более чем 2/3 дел; число подобных дел от года к году растет).
1. Определение направлений развития законодательства по вопросам административного судопроизводства (проводится работа с проектами Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации»).
.2. Законодательное закрепление понятия «административное судопроизводство» и ряда иных понятий административного процесса, правил подведомственности административных дел, порядка и особенностей отправления правосудия по административным делам.
3. Кодификация административно-процессуальных норм (например, разработан, прошел экспертизу в Совете Европы и получил там одобрение Кодекс административного судопроизводства).
4. Создание системы органов, осуществляющих административное судопроизводство.
6. Развитие процессуальных гарантий при осуществлении административного судопроизводства.
7. Дифференциация процессуальной формы и процедуры (обычной/упрощенной) в зависимости от категории административных дел.
Действующий КоАП РФ закрепляет полномочие налагать административные штрафы как на физических, так и на юридических лиц за широким кругом административно-юрисдикционных органов. Однако установленный административный (внесудебный) порядок наложения административного наказания в виде административного штрафа представляется отчасти несовместимым с требованиями Конституции РФ о недопустимости лишения любого собственника имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).
Из признания гражданским законодательством вещной природы денег вытекают общие для всех имущественных объектов отношения собственности. Поэтому деньги могут выступать объектом различных форм собственности; следовательно, конституционные гарантии применительно ко всяким ситуациям отчуждения имущества (например, конфискации) должны в равной мере распространяться и на случаи отчуждения денег у собственника посредством наложения административного штрафа. Иными словами, допустим лишь судебный порядок наложения административного штрафа.
Введение судебного механизма принудительного изъятия частной собственности, выраженного в форме административного штрафа, позволит решить отчасти и вопрос ограничения круга административных органов, правомочных налагать данную санкцию*. Критическая позиция по этому вопросу основана на мнении об обеспечении требования принятия быстрых и
______________________________
* Реализация такого подхода во-первых, будет способствовать развитию административной юстиции, в т.ч. административного судопроизводства, которое как конституционная категория получит реальное самостоятельное воплощение в правовой системе России, во-вторых, задаст высокую планку требований к административной практике правоохранительных органов, их организационно-правовому, кадровому и техническому обеспечению, «взять» которую можно будет только с новым качеством организации правоохраны, кадрового состава и практической работы, максимально гарантирующих «бесспорность» административного разбирательства.
неотложных мер административно-властного реагирования на противоправное деяние против административного порядка в сфере охраняемых общественно значимых ценностей. Однако порядок применения административного штрафа не может оправдываться лишь целями рациональной организации деятельности административных органов. Если же таковой становится условием, ограничивающим права граждан, то он не может быть признан соответствующим положению ст. 18 Конституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Он не согласуется также и с указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, оправдывающими правовые ограничения прав и свобод, только если таковые адекватны социально необходимому результату; цели же одной рациональной организации работы органов государственной власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод**.
В Конституции закреплено право граждан обращаться в международные органы для защиты своих прав (п. 3 ст. 46). Растущая роль международных организаций в области защиты прав и свобод граждан сочетается с признанием государством их юрисдикции, определением процедур участия в них. Здесь международные процедуры должны сочетаться с государственными, которые у нас пока не развиты.
В целом же можно сказать: во-первых, далеко не исчерпан потенциал Конституции РФ в плане совершенствования регламентации управленческих процедур, а во-вторых, административно-процессуальное законодательство нуждается в совершенствовании его конституционных основ.
Практические задания:
1. Решить логически-правовую задачу: Распространяется ли положение пункта «к» статьи 72 Конституции РФ в части касающейся административно-процессуального законодательства на Эвенкийский автономный округ, муниципальное образование, г. Курск, Курскую область, г. Санкт-Петербург?
2. Решить контрольный тест к темам 6 и 7.
1. Правовой институт административно-правовых форм процессуальной деятельности
а) относится к общей части административного процесса
б) относится к особенной части административного процесса
в) относится как к общей, так и к особенной частям административного процесса
г) не относится к правовым институтам административного процесса
______________________________
* См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова».
2. Административно-процессуальные нормы
а) взаимодействует с нормами различных отраслей материального права
б) взаимодействует только с нормами отраслей процессуального права
в) обеспечивают взаимодействие норм процессуальных отраслей права
г) взаимодействует с иными социальными нормами, регулирующими общественными отношения
3. Административно-процессуальные нормы
а) составляют подотрасль административного права
б) в совокупности обладают всеми необходимыми признаками отрасли права
в) образуют отрасль процессуального права
г) в совокупности образуют правовой институт административного процесса
4. Административно-процессуальные отношения урегулированы
а) нормами Конституции РФ, конституций субъектов РФ, уставов субъектов РФ и их муниципальных образований
б) Административно-процессуальным кодексом РФ
в) Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях в соответствии с положениями Конституции РФ
г) законодательными и подзаконными нормативными актами федерального уровня, законами субъектов РФ и подзаконными нормативными актами регионального уровня
5. Действующие кодифицированные законодательные акты, относящиеся к административно-процессуальному законодательству
а) Арбитражно-процессуальный кодекс
б) Административно-процессуальный кодекс
в) Гражданский процессуальный кодекс
г) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
6. Административно-процессуальное законодательство находится
а) в ведении Российской Федерации
б) в совместном ведении РФ и субъектов РФ
в) в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципалитетов
г) в совместном ведении субъектов РФ и муниципалитетов
7. Конституция РФ содержит положения, прямо устанавливающие процессуальные сроки в
а) ч. 2 статьи 2
б) ч. 2 статьи 17
в) ч. 2 статьи 22
г) пункте «к» ч. 1 статьи 72
8. Пункт 2 ст. 26 Конституции РФ определяет следующий принцип административного процесса
а) законности
б) материальной истины
в) национального языка
г) ответственности органов государственного управления
9. Оформлены кодифицированными законодательными актами
а) административное судопроизводство
б) гражданское судопроизводство
в) конституционное судопроизводство
г) уголовное судопроизводство
10. Категория «административно-процессуальное законодательство»
а) является понятием конституционного права
б) является понятием теории конституционного права
в) является понятием теории административного права
г) является понятием теории административно-процессуального права
Краткий юридический словарь
Законодательство – обладающая системным характером совокупность законов и иных нормативных правовых актов.
Законодательство Российской Федерации составляют федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ.
Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (с точки зрения соблюдения корректности научного подхода следует отметить спорность включения в эту систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления).
Законодательство федеральное – совокупность законов и иных подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых (или принимаемых) федеральными органами государственной власти (включает в себя Конституцию РФ, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и международные договора, участниками которых является Россия).
Конституция – основной закон (учредительный акт) государства, имеющий высшую юридическую силу на всей его территории и являющийся законом прямого действия. Как правило, действует на протяжении длительного времени (например, Конституция США с определенными поправками действует с 1789 г. и по настоящее время).
Литература: