Школа «возрожденного» естественного права
по политическим мотивам, и он вынужден печататься за границей. После войны вновь преподавал в Гейдельберге.Основные работы:
«Введение в науку права» (1910), «Основы философии права» (1914), «философия права» (1932), «Законное неправо и надзаконное право» (1946), «Пять минут философии права».
Методологические основы правового учения. Философия права Радбруха может быть разделена на две части: довоенную и послевоенную. До Второй мировой войны философия мыслителя представляла собой концепцию, построенную на неокантианстве (совмещавшем идеи баденской и марбургской школ) и тяготеющую к интегратив-ному правопониманию. Значительное место отводилось в ней ценностной проблематике, в которой отчетливо звучали и феноменологические мотивы. Именно такое интегративное решение основной проблемы философии права позволило другому известному немецкому правоведу, А. Кауфману, считать Радбруха одним из представителей «третьего пути», ищущего возможность создания синтезированной (интегративной) философии права.
После войны под впечатлением от вопиющей несправедливости национал-социалистических законов и нацистской юридической практики, Радбрух резко активизировал свой интерес кестественному праву, что выразилось в написании ряда работ, получивших большую известность и ставших своего рода программными произведениями «возрожденного» естественного права. Считается, что именно Радбрух внес, возможно, наибольший вклад в возрождение этой идеи в послевоенной Европе.
Как и все неокантианцы, Радбрух относил право к сферекуль-'Fypbi, увязывая его с понятиемценности. В этом вопросе он во многом следовал идеям В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Э. Ласка. Смысл культуры, отмечал Радбрух, заключается в создании ценностей, или, по Штаммлеру, «в стремлении к истинному» (правильному)." Отно-ВДщийся к ценностям образ мышления Радбрух считает «методологическим инструментом наук о культуре».
Мыслитель выделяет четыре формы мышления: инстинктивную, °Ценивающую, относящуюся к ценности и религиозную. Четырем формам мышления соответствуют четыре формы действительности:
ьпие, ценность, смысл и суть. Их соотношение Радбрух поясняет
" РадбрухГ. Философия права. М., 2004. С. 13.—Далее ссылки на это изда-"ие даются в тексте параграфа.
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXBElf^
следующим образом: «природа и идеал, а над пропастью, что разверзлась между ними, переброшены два соединительных мостика-вечно обновляющаяся и развивающаяся культура и всегда достигающая цели религия, парящая на крыльях творения и веры» (с. 15).
Какое место занимает право в этой четырехэлементной конструкции? Право — творение человеческого разума и может быть понято только из собственной идеи. Рассматривать все сделанное человеком без оценочного суждения — невозможно. Также невозможно «инстинктивное», лишенное оценки суждение о праве или о каком-либо правовом явлении. Право может быть понято только в рамках категорий, относящихся кценности. Право — элемент культуры, поэтому «право нельзя определить иначе, чем "данность", смысл которой заключается в реализации идеи права». При этом «право может быть несправедливым... но оно является правом постольку, поскольку смысл его заключается в том, чтобы быть справедливым» (с. 16).
Радбрух выделял три возможных аспекта рассмотрения права:
1) как понятия, относящегося к ценности, т. е. какфакта культуры, что составляет предметправовой науки;
2) с точки зрения «оценивающего» рассмотрения, т. е. подхода
к праву как ккультурной ценности, что характерно дляфилософии права;
3)метафизический подход к рассмотрению его сущности, являющийся задачейрелигиозной (метафизической)философии права.
Радбрух разделял в целом идею Штаммлера об «истинном» (правильном) праве и полагал, что подобное рассмотрение права через ценностную оценку характеризуется двумя существенными чертами:дуализмом и релятивизмом.
Под дуализмом Радбрух понималдуализм сущего и должного.Мыслитель разделял кантианское учение о том, что невозможно из сущего познать, что есть ценное, истинное, должное (истинное здесь рассматривается также как ценность). «Никогда что-либо не является истинным только потому, что оно есть, было или даже будет» (с. 17).
Исходя из этой посылки, Радбрухотрицает позитивизм, который зиждется насущем, историзм, который основывается напрошлом, и эволюционизм, который все рассматривает с точки зрения развития. В соответствии с исповедуемой неокантианской методологией мыслитель полагал, что «...принципы должного, ценностные суждения, оценки могут выводиться исходя не из индуктивности размышлений о сущем, а лишь дедуктивно, на основе других принципов
ШКОЛА «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
подобного рода. Ценность и бытие сосуществуют... в своем собственном замкнутом круге, совершенно независимо друг от друга. В этом суть методологического дуализма» (с. 17). Методологический дуализм ученый противопоставлял методологическому монизму, характерному для классических теорий естественного права (Фома Аквинский,
неотомизм, Гегель).
Неокантианскую интерпретацию права Радбрух дополнял мотивами, характерными для феноменологической философии. В частности, он использовал в своих философско-правовых построениях концепцию «природы вещей» («Natur der Sacke»), дистанцируясь одновременно от юснатурализма, апологеты которого также использовали эту идею. Представители теории «природы вещей» полагали, что феномены права обладают некоей имманентной ценностью, которая непременно отражается и в правовых институтах. При этом «природа вещей» понималась как движущая сила, которая трансформирует юридические институты в ответ на изменение социальных условий жизни.
Говоря о «природе вещей», Радбрух исходил из того, чтоидея права материально обусловлена. В каждой идее изначально заложено соответствие определенному материалу. Как в глыбе мрамора Мике-ланджело мог мысленно прозреть Давида, так и юрист может принимать решения, исходя из «природы вещей». Но, предупреждает Радбрух, в данном случае речь идет не о казуальной связи между действительностью и оценочными суждениями (это означало бы смешение должного и сущего), а скорее ологической связи между бытием и ценностью.«Утверждается не то, что оценки не обусловлены действительностью, а скорее то, что они не могут обосновываться, исходя из нее» (с. 19).
В соответствии с неокантианской логикой, принципы должного могут обосновываться и доказываться лишь посредством других принципов должного. Именно поэтомувысшие принципы должного недоказуемы: Радбрух характеризует их как аксиоматичные принципы. Их нельзя познать, ибо их следует принимать на веру. В тех случаях, когда высказываются противоречащие друг другу суждения о высших принципах должного, когда в споре противопоставляются диаметрально противоположные ценностные и мировоззренческие суждения, т^гда в научном плане нельзя принять однозначного решения. Наука ^особна научить возможному и желаемому, но не должному.
Понятие права. В своих работах Радбрух неоднократно подчерки-вал. что право — этодействительность, смысл которой заключается в том, чтобы служить правовой ценности,идее права (с. 39). Идея
Раздел V