История конституционного развития Германии

Германия как единое государство существует с 1871 г. До этого она представляла собой конгломерат разрозненных независимых немецкоязычных государств и государственных образований (Пруссия, Бавария, Шлезвиг-Голштейн, Саксония и др.). Первая попытка принять общегерманскую конституцию была предпринята через год после революции 1848 г. – в 1849 г. (так называемая Имперская конституция церкви св. Павла). Однако данная конституция так и осталась всего лишь правовым памятником эпохи и не вступила в силу в связи недостижением в тот момент немецкого единства. И конституционное, и правовое развитие продолжалось в рамках каждого немецкого государства отдельно.

В 1871 г. под руководством Пруссии во главе с канцлером Отто фон Бисмарком и королем (кайзером) Вильгельмом I все немецкие государства были окончательно объединены в одну Германскую империю. В том же 1871 г. была принята первая вступившая в силу общегерманская конституция – КонституцияГерманской империи, которая закрепила статус Германской империи как единого государства; установила в качестве формы правления конституционную монархию во главе с династией Гогенцоллернов; предусмотрела сильную исполнительную власть во главе с канцлером; была очень консервативна по своему духу.

После поражения Германии в первой мировой войне 1914-1918 гг., свержения монархии в ноябре 1918 г. и заключения в 1919 г. Версальского мира в августе 1919 г. была принята новая конституция Германской империи (название – дань традиции), которая вошла в историю как Веймарская конституция 1919.

Веймарская конституция была демократична по своему духу (восприняла ряд идей конституции церкви св. Павла 1849 г.); закрепляла основополагающие права и свободы человека; имела социальный характер; впервые в Европе включала норму о социальной функции собственности; утверждала республиканский строй; предусматривала многопартийность и регулярные выборы; наделяла значительными полномочиями парламент (рейхстаг) и формируемое им по результатам выборов правительство во главе с канцлером; предусматривала наличие поста президента, который избирался непосредственно народом на 7-летний срок; устанавливала равновесие («систему сдержек и противовесов») между высшими органами государственной власти.

Веймарская конституция, несмотря на свою демократичность, не принесла стабильности немецкому обществу. В 1933 г. победу на выборах в рейхстаг одержала Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) – партия А. Гитлера, который стал канцлером и сформировал правительство.

Через год (в 1934 г.) на внеочередных президентских выборах, назначенных в связи со смертью действовавшего президента Гинденбурга, А. Гитлер был избран президентом Германии. Вопреки традициям Веймарской Республики не совмещать два высших поста в одних руках, Гитлер, став одновременно и президентом и канцлером, сосредоточил в своих руках огромную власть, опираясь на которую, а также на прямое насилие, установил в стране однопартийный фашистский тоталитарный режим.

В период фашистского правления в 1933 – 1945 гг. Веймарская конституция продолжала действовать, однако многие ее положения повсеместно нарушались и она во многом превратилась в фиктивный документ.

После разгрома фашистской Германии в 1945 г. она была оккупирована союзниками – СССР, США, Великобританией и Францией, лишена суверенитета и разделена на четыре оккупационные зоны. В период оккупации было изменено внутреннее государственное устройство этой страны – ликвидирована как самостоятельная административная единица Пруссия (историческое ядро немецкого милитаризма), а вся территория Германии была разделена на 15 полугосударственных образований – земель (10 – в оккупационных зонах США, Великобритании, Франции, 5 – в советской оккупационной зоне). Некоторые земли (например, Бавария в 1946 г.) приняли свои конституции и пытались начать жить как отдельные государства.

В 1945 – 1949 гг. выдвигались различные планы политического и конституционного устройства будущей Германии:

1. Предлагалось ликвидировать Германию как единое государство и на ее территории создать 10-15 мелких независимых друг от друга немецкоязычных государств (Бавария, Саксония и т. д.), как это имело место в прошлом, до Бисмарка.

2. Планировалось создать конфедерацию (содружество) 10-15 независимых немецкоязычных государств (по типу конфедерации швейцарских кантонов на раннем этапе развития Швейцарии).

3. Выдвигалась возможность восстановления Веймарской Республики и Веймарской конституции.

4. Возможен был и вариант создания единого немецкого государства, но лишенного армии и нейтрального (по примеру Швеции), совмещающего в экономике элементы капитализма и социализма (советский план).

После того как переговоры о будущем Германии зашли в тупик, руководители земель, находящихся в английской, американской и французской оккупационных зонах, приняли решение об образованииФедеративной Республики Германии. 8 мая 1949 г. особый учредительный орган – Парламентский совет, состоящий из 65 представителей политических партий, избранных ландтагами (парламентами) земель, принялОсновной закон ФРГ, который вступил в силу 23 мая 1949 г. Основной закон должен был быть ратифицирован мандатами 2/3 земель, образовавших ФРГ. Он был ратифицирован всеми землями ФРГ, кроме Баварии, и вступил в силу на всей территории ФРГ, включая Баварию.

Основной закон 1949 г. принимался как временный документ – до окончательного решения германского вопроса. Предполагалось, что после того, как Основной закон распространит свое действие и на Восточные земли (территорию ГДР) и Германия будет полностью объединена, немецкий народ на основе свободного волеизъявления, в полном составе освободившись от оккупации, примет новую и уже постоянную конституцию.

В то же время на территории советской оккупационной зоны была созданаГерманская Демократическая Республика – ГДР, где была принята конституция ГДР 1949 г., во многом напоминавшая Веймарскую конституцию. В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция, закрепившая социалистический строй и власть СЕПГ – партии восточногерманских коммунистов.

После крушения социализма в ГДР в октябре – ноябре 1989 г. начался процесс объединения Германии. В ГДР были проведены свободные выборы, восстановлены 5 земель, введена валюта ФРГ, 3 октября 1990 года произошло объединение Германии. Юридически оно состоялось на основании ст. 23 Основного закона ФРГ (то есть ГДР в качестве 5 восточногерманских земель вступила в состав ФРГ, после чего статья 23 в прежнем виде была отменена, а затем была наполнена новым содержанием – нормами о членстве ФРГ в Евросоюзе).

Бывший Западный Берлин был объединен с восточной частью данного города, где ранее размещалась столица ГДР, и преобразован в отдельную землю – Берлин. Таким образом, в результате объединения нового государства не возникло, прекратили свое существование лишь ГДР и Западный Берлин, а ФРГ, распространив свою юрисдикцию на территорию ГДР, продолжила свое существование, но уже в качестве единого немецкого государства. Число земель за счет объединения выросло с 10 до 16.

2 декабря 1990 г. были проведены общегерманские выборы в бундестаг, а новые 6 земель послали своих делегатов в бундесрат. В 1991 г. вновь избранный бундестаг и бундесрат создали Совместную комиссию по анализу действующей и возможной подготовке новой конституции – постоянной (вместо временного Основного закона 1949 г.) конституции единой Германии.

Проработав несколько лет, комиссия пришла к выводу, что Основной закон 1949 г. обеспечил стабильность в стране и полностью адекватен сегодняшнему дню. Поэтому нет необходимости разрабатывать новую конституцию. 23 мая 1999 года Основной закон отпраздновал свое 50-летие. Из временного конституционного акта он уже давно превратился в постоянно действующую стабильную конституцию, и возможно, будет действовать еще долгие годы.

Основной Закон ФРГ

Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. является четвертой в истории Германии Конституцией (1849, 1871, 1919). Исходя из Основного закона ФРГ в его сегодняшней редакции, можно выделитьбазовые конституционные принципы, на которых основывается современное немецкое государство и которыехарактеризуют сегодняшнюю Германию.

Германия (ФРГ) является федерацией 16 земель. Земля согласно Основному закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто – свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земля не является государством в полном смысле этого слова – она не имеет суверенитета и права выхода из ФРГ. Германская федерация строится по принципу «сильный центр – сильные земли», на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия «горизонтальных» связей между землями». Федеральное право имеет приоритет над правом земель; общепризнанные международные договоры и иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права. Законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие – правом. Германия (как ФРГ в целом, так и земли) признает основополагающие права и свободы человека; важнейшими из прав, закрепленных в Основном законе, являются право на достоинство и равенство немцев. В основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент – бундестаг, а также особый орган представительства земель – бундесрат. Исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим большими полномочиями («сильным») канцлером – главой правительства и фактически первым лицом государства. В стране существует разветвленная система судов, значительную роль в судебной системе (большую, чем в других странах) играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель. Олицетворяет немецкое государство федеральный президент, избираемый особой коллегией и играющий церемониальную роль.

В целом Германия является демократическим, правовым и социальным государством.

Наши рекомендации