Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ/IRU)
Общие сведения о международных перевозках
Пассажиров автотранспортом
1. Международные организации и основные нормативные документы по регулированию международных перевозок пассажиров.
2. Классификация международных автомобильных перевозок пассажиров.
3. Общие принципы организации международных пассажирских перевозок пассажиров в Украине.
4. Документация для выполнения международных автомобильных перевозок пассажиров.
5. Права и обязанности сторон по договору международной автомобильной перевозки пассажиров.
Основные нормативные документы по регулированию международных перевозок пассажиров.
Правовой основой международных перевозок пассажиров автомобильными перевозчиками Украины являются международные договоры, законодательство Украины, а также законы и правила иностранных государств, по территории которых выполняется перевозка.
Организация международного автомобильного движения и перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом регламентируется нормативными документами, разработанными различными правительственными и неправительственными организациями и органами. Все действующие документы можно отнести к следующим основным группам:
- требования к транспортным средствам;
- правила, организация и безопасность движения ТС по автодорогам;
- требования к водителям ТС и организация их труда;
- условия выполнения международных автомобильных перевозок;
- права, обязанности, ответственность сторон, участвующих в перевозочном процессе;
- правила пограничного и таможенного контроля;
- налогообложение перевозок и ТС.
Европейская Экономическая комиссия (ЕЭК) ООН, созданная в 1947 г., призвана разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на развитие экономики европейских стран и организацию экономического сотрудничества между ними. Рассмотрение и решение общеевропейских проблем по транспорту входит в компетенцию комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК. Комитет является межправительственным общеевропейским консультативным органом.
Документы, разработанные КВТ ЕЭК:
- Конвенция о дорожном движении (1949 г., 1968 г.);
- Европейское соглашение о международных автомобильных магистралях (СМА, 1975 г.;
- Конвенция о дорожных знаках и сигналах (1968 г.);
- Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ, 1956 г.);
- Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП, 1978 г.);
- Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ECTР, 1970 г.).
Комиссия по транспорту Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)
В договоре об учреждении ЕЭС (1957 г.) сформулирован основной принцип транспортной политики – равноправные условия (режим) для развития и деятельности всех видов транспорта:
- юридическое равноправие перевозчиков и заинтересованных лиц, а также отдельных стран-членов сообщества;
- финансовая самоокупаемость всех видов транспорта без каких либо субсидий со стороны государства и отдельных лиц;
- предоставление транспортным предприятиям права устанавливать тарифы на перевозку грузов, которые не должны превышать лимитов, установленных компетентными органами стран-членов ЕЭС;
- осуществление программы капиталовложений, согласованной для всех видов внутреннего транспорта.
Комиссией по транспорту рассматривались следующие вопросы:
- установление ограничения габаритных размеров и грузоподъёмности транспортных средств;
- проблемы единых тарифов на международные автомобильные перевозки грузов;
- определение общего числа лицензий на выполнение международных перевозок грузов автомобильным транспортом и распределение их между странами-членами ЕС;
- установка на автотранспортных средствах тахографов;
- определение условий автомобильных транзитных перевозок грузов между странами-членами ЕС и др.
Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ/IRU)
IRU является международной неправительственной организацией, занимающейся вопросами организации и развития международных перевозок грузов и пассажиров. Основан в Женеве в 1948 году.
Главная цель деятельности «защита, развитие и процветание во всех странах национального и международного автомобильного транспорта, защита интересов профессиональных транспортников и облегчение их труда».
IRU объединяет 150 национальных ассоциаций и союзов автомобильных перевозчиков из 60 стран мира.
Деятельность IRU в области нормирования направлена, в первую очередь, на выработку соглашений и единых документов с целью упрощения таможенных формальностей и ускорения тем самым доставки грузов.
Союзом была разработана программа международной товарно-транспортной накладной (CMR), которая внедрена в 60 странах.
Правовое регулирование международных перевозок пассажиров устанавливают многосторонние конвенции и соглашения:
- Конвенция о МАП пассажиров и багажа (КМАПП);
- Протокол к Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки
- пассажиров и багажа
- Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (CVR / КАПП), 1973 г.;
- Конвенция о таможенных льготах для туристов;
- Соглашение по международным перевозкам пассажиров автобусами с нерегулярным сообщением (ASOR), 1982 г.;
- Соглашение о международных нерегулярных перевозках пассажиров автобусами и туристическими междугородными автобусами (InterBus);
- Соглашение об обязательном страховании пассажиров при МАП;
- Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (AETR / ЕСТР).
Вопросы международных перевозок пассажиров устанавливаются также Сводной резолюцией об облегчении международных автомобильных перевозок UN ECE (RE.4), а также Резолюцией по нерегулярным пассажирским перевозкам (CEМT/СМ(95)3/Final), 1995г.
Соглашение по международным перевозкам пассажиров автобусами с нерегулярным сообщением (ASOR) либерализует нерегулярные международные перевозки автобусами, освобождая от необходимости получения разрешения на перевозку как при турах «с закрытыми дверями», так и при сообщениях, включающих рейсы без пассажиров в прямом или обратном направлении. В нем также определен контрольный документ, который требуется для такого вида перевозок (список пассажиров, дорожный лист, формуляр).