Итоги развития россии в xviii в
В XVIII столетии в России происходили радикальные изменения во всех сферах общественной жизни. Основным содержанием Нового времени стало разрушение традиционного уклада и создание основ модернизации, проведение реформ «сверху», ускорявших европеиза- цию России.
В области социально-экономических отношений изменения вы- ражались в разложении феодального хозяйства, формировании в не- драх патриархального уклада капиталистических отношений.
В политической сфере основные усилия государства и власти были направлены на европеизацию элементов политической структу- ры. Однако проведение радикальных преобразований в сжатые сроки потребовало сверхконцентрации усилий, а следовательно, централи- зации и бюрократизации власти. Возникло противоречие между тен- денцией демократизации социально-политических институтов в соот- ветствии с требованием времени и абсолютизацией власти в условиях
форсированной модернизации. Укрепляя свою власть, российская монархия, опиравшаяся на дворянское сословие, вынуждена была усилить крепостничество. Отсутствие цивилизованных механизмов разрешения возникших противоречий вызвало мощные выступления социальных низов.
Значительные изменения происходили в системе ценностей российского общества. Разрушение патриархальных отношений и, соответственно, формирование новых буржуазных, либеральных цен- ностей являлось ведущей тенденцией в развитии общественного соз-
нания. Однако она не определяла жизнь и сознание всего российского населения. Укорененная в аграрной сфере часть общества – и дворян- ства, и простого народа – оставалась в пространстве традиционной, патриархальной культуры. И все же в общественном сознании, не- смотря на очевидные противоречия, присутствовала основа для кон- солидации. Важнейшую роль в этом отношении играла православная система ценностей, которая на долгие годы оставалась прочной осно- вой общественной жизни.
Общественно-культурная жизнь России в XVIII в. отличалась богатством и противоречивостью содержания, разнообразием форм,
направлений и стилей. Развивались наука, книгоиздательское дело; формировалась система образования; происходило становление про- фессиональной художественной литературы и искусства; создавались новые социокультурные учреждения. Развитие буржуазных отноше-
ний, ценностей, с одной стороны, и сохранение дворянского уклада, сословных границ – с другой, отражали противоречивость социо- культурного развития. Во второй половине века раскол между евро- пеизированной дворянской и традиционной народной культурами по-
степенно стал преодолеваться. Формировалась единая общенацио-
нальная культура.
Значительное влияние на этот процесс оказывала общественная мысль, развивавшаяся под воздействием европейского Просвещения. Такие идеи, как «естественные права» человека, принадлежащие всем
людям без различия вероисповедания, национальной принадлежно- сти, пола и возраста, получили широкое распространение в россий- ском обществе, особенно страдавшем от крепостнических отношений и других пережитков феодальной эпохи.
Для наступавшего Нового времени были характерны нарастаю-
щий динамизм, напряженность социокультурного развития, обуслов-
ленная форсированными темпами преобразований, противоречиями
между «почвой» и «цивилизацией». Появлялись новые художествен- ные стили и направления, «иноземное» происхождение которых не только не мешало, но, напротив, обогащало русскую национальную культуру. В центре ее внимания был Человек, почитаемый как Лич- ность, его насущные проблемы, стремление к справедливости, к дос- тойному существованию.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные черты Нового времени?
2. Каковы особенности российской модернизации?
3. Назовите предпосылки реформ Петра I.
4. Назовите причины и последствия Северной войны. В чем за-
ключалось ее значение для дальнейшего развития России?
5. Что такое абсолютизм и каковы его особенности в России?
6. Как изменилось положение церкви в ходе реформ Петра I?
7. Какова роль меркантилизма и протекционизма в экономиче-
ских преобразованиях Петра I?
8. Почему развитие России в XVIII в. связывают с таким поня-
тием, как «раскол»?
9. Назовите основные реформы второй половины XVIII в. в по- литико-административной сфере деятельности. Как они по- влияли на укрепление абсолютизма?
10. Как вы понимаете особенности эпохи Просвещения?
11. Что такое «просвещенный абсолютизм»?
12. Отметьте основные противоречия социально-экономического развития России в XVIII в.
13. Каковы основные направления внешней политики государства?
14. Назовите решающие битвы и выдающихся полководцев эпохи.
|