Политико-правовая мысль французского Просвещения (Вольтер, Ш.Л.Монтескье, Ж.- Ж. Руссо)
Политико-правовые идеи французского Просвещенияпослужили идейной платформой Французской буржуазной революции и заложили основы всего нововременного политического сознания и правопонимания. Термин «просвещение» встречается у Вольтера и других просветителей, но окончательно утвердился после статьи И.Канта «Что такое просвещение?» (1784). Деятели Просвещения хотели утвердить на земле «Царство разума», где восторжествует гармония интересов свободного человека и справедливого общества. Они полагали, что ход истории определяется взглядами людей – «мнение правит миром». Особым успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма (модификация идеи мудрого просветителя), обогащенные соображениями о разумном государственном устройстве, системе законов, позволяющих философу на троне осуществлять свои благородные намерения. В этот период оформились идеи либерализма, господство которых длилось вплоть до конца XX в.
Модель «просвещенной монархии» была разработана Вольтером (Франсуа – Мари Аруэ) (1694 – 1778). В основе ее должны были лежать, по его мнению, принципы равенства, свободы и неограниченной частной собственности. Важнейшим институтом общества Вольтер считал частную собственность, подчеркивая, что «равенство есть самая естественная и в то же время самая химерическая вещь». Привилегии богатства казались автору естественными. Важнейшим элементом свободы Вольтер считал уголовное судопроизводство, при котором гражданское общество обрело бы «наибольшую безопасность, возможную для свободы и гуманности». Но гуманные принципы следует применять к гражданам « с нравом тихим и спокойным, достаточно богатым». Что же касается бедноты, то здесь нужна жестокость. Вольтер-сторонник сильной государственной власти, т.к. именно в такой власти он видел средство защиты собственников «от ярости черни».
Переход революционных процессов из сферы идеологии в сферу политических процессов, революционной практики резко радикализировал просветительские идеалы и общедемократические установки, прежде всего, качественно изменил правовые устои общества. Основным методом обоснования буржуазных политических и правовых доктрин был рационализм. Рационалистические понимание государства и права, сопряженное с верой во всесилие разумного закона, в ряде доктрин уже соединялось с началами историзма, с поиском объективных факторов, влияющих на государство и право.
Принцип историзма становится ведущим при рассмотрении проблем общества, государства и права в работах Шарля Монтескье (1689 – 1755). Монтескье ввел категорию «дух нации» каждого исторически данного общества, которое, по его мнению, есть результат взаимодействия физических и моральных причин, воздействующих на общество и определяющих его развитие. Если на первых этапах развития общества, в его диком и варварском состоянии, основное значение имеют физические причины, прежде всего климат, то в государственно-организованном обществе все большее значение приобретают социальные причины, в том числе политический строй и положительные законы государства.
Главная цель государства – примирить противоречия между людьми в обществе и направить их в русло правовой формы разрешения споров между частными лицами, используя общую силу, если отдельные индивиды не пожелают подчиняться возникшему порядку. На содержание законов влияет форма государства, которая определяется числом властвующих: республика, монархия, деспотия. Форма государства определяется принципом правления, который движет государством. Принцип правления – это сила, которая обеспечивает целостность и стабильность природы правления. Изменение в природе любой формы правления ведет к замене ее принципа. Для деспотии – это страх, где действует произвол и отсутствуют законы. Принципом монархии, которую он понимал как ограниченную законом власть, является честь. Монтескье видел в монархии государство, в котором осуществляются свободы, а «свобода есть право делать все, что дозволено законами». Под республикой Монтескье понимал строй, при котором полностью или частично власть принадлежит народу.
Разделение властей становится наряду с правом критерием различения форм правления и вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти. Разделение властей – это не только политическое разделение труда в государстве, но и соотношение социальных сил в обществе. Законодательная власть в свободном государстве есть выражение общей воли. Ее главное назначение – сформулировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть – исполнительный орган общей воли государства, ее функция – исполнять законы. Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Законодательная власть играет доминирующую роль. Ш. Монтескье видел в праве общечеловеческую ценность и находил его цель в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.
Ж.- Ж. Руссо (1712 –1778) являлся сторонником политического радикализма: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. в основе его учения идея эгалитаризма, целостности как самого человека, так и создаваемых людьми общественно-политических отношений, диалектика исторического и логического.
По мнению Руссо, в естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны. Развитие цивилизации было сопряжено с регрессом свободы (появление и рост социального неравенства). Первое – имущественное неравенство. Оно было связано с появлением частной собственности на землю, противоречащей естественному состоянию. На смену последнему пришло гражданское общество. Затем появилось политическое неравенство. Последний передел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию.
Учение Руссо о правах человека и гражданина:
- гражданский долг является одновременно правом и обязанностью индивида;
- права и свободы должны стать внутренней необходимостью для человека;
- все публичные и формальные акты общей воли являются законами;
- различают четыре вида законов: политические (основные), гражданские, уголовные, нравы, обычаи, общественное мнение.
Народный суверенитет имеет два признака: он неотчуждаем и неделим. Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо рассматривает с помощью понятий: воля всех (volonte de tous) – сумма интересов и общая воля (volonte generale) – образуется путем вычитания взаимоисключающих интересов. общая воля есть точка пересечения волеизъявления граждан.
Основа этих рассуждений лежит в поисках решения политической проблемы – согласования интересов индивида – сословия – общества. При таком подходе, если законы будут выражением общей воли, то и нет необходимости в согласовании – организм все согласует сам.