Великие реформы Александра II и политика Александра III
В 1856—1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Главном комитете в Петербурге обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. Утвержденные Государственным советом «Положения по отмене крепостного права» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г.
• Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права, они могли самостоятельно заключать брак, выступать в суде, поступать в учебные заведения, однако права были ограничены необходимостью получить согласие общины.
• Крестьяне получили право на самоуправление. Сельская община имела свой сход и сельского выборного старосту, а волость- выбранный сход, старшину, суд. Однако эти органы находились под контролем мировых посредников из дворянства.
• Крестьяне освобождались с землей, но за выкуп и на определенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика («отрезки») (надел уменьшили на 20%-вне Черноземья, и на 40%- в Черноземье).
• За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка («капитализация из 6% годовых»). До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности («временнообязанное состояние»). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось посредником: оно выплачивало 75—80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.
Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства и благоустройства. Они подчинялись губернаторам. Значение земской реформы: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества.
Судебная реформа 1864 г. Старые сословные суды ликвидировались, создавались волостные – мировые - общие суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.
Военная реформа 1874. Страна была поделена на военные округа(15), качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. Все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию(6л) и на флот(7л+9 лет в запасе).
В 1881г на престол вступил сын Александра II Александр III, который отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, укреплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
Повлиять на политику Александра III могло только давление общественности. Однако убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил. В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике царского правительства. Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н. Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе. Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.
Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.
Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации.
В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.
Важным направлением своей политики самодержец считал укрепление крестьянской общины. Александр III законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель.