Предметная юрисдикция интеграционного права
Европейские Сообщества и ЕС были учреждены на основе и в результате передачи в их ведение определенных прав и правомочий государствами — участниками объединения. «Создав на неограниченный срок Сообщества, — записано в решении Суда ЕС от 15 июля 1964 г., — имеющие свои собственные институты, статус юридического лица, собственную правоспособность и международную правосубъектность и, в частности, реальные полномочия, вытекающие из ограничения компетенции или передачи полномочий Сообществу, государства-члены ограничили в строго определенных областях свои суверенные права и тем самым создали совокупность правовых норм, обязывающих как их граждан, так и их самих»1.
Сфера ведения Европейских Сообществ и ЕС носит строго лимитированный характер. Два основополагающих принципа положены в основу распределения компетенции между ЕС и государствами-членами и осуществления компетенции Сою-
1 Суд Европейских Сообществ. Избранные решения. М., 2001. С. 11.
Суд Европейских Сообществ. Избранные решения, С. 15.
70 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
Глава 3. Содержание и сфера действия европейского права 71
зом. Во-первых, это принцип передачи полномочий. В соответствии с ним Союз обладает только той компетенцией, которая ему передана государствами-членами. Все иные полномочия, прямо не переданные учредительными актами, сохраняются за государствами-членами.
Во-вторых, это принцип субсидиарности и пропорциональности, определяющий условия и порядок осуществления компетенции ЕС. Субсидиарность означает, что за пределами исключительной компетенции все предусмотренные полномочия осуществляются Союзом, если они не могут быть должным образом осуществлены государствами-членами. Пропорциональность предполагает, что при осуществлении деятельности ЕС его акции ни по содержанию, ни по форме не должны выходить за пределы, требуемые для достижения целей ЕС.
Для того чтобы детально разобраться в предметной юрисдикции права ЕС, необходимо, следовательно, в первую очередь выяснить, что именно отнесено к ведению ЕС, какие задачи он призван решать в ходе осуществления интеграционного процесса. В самом общем виде они были определены в преамбулах к учредительным договорам и в первых статьях ДЕС и ДФЕС. Опираясь на положения ДР, можно установить, что именно отнесено к ведению Союза, каковы основные его компетенции, и на этом основании сделать вывод о предметной юрисдикции права ЕС.
Раскрывая предметную юрисдикцию ЕС, следует иметь в виду, что сфера ведения Сообществ и Союза неоднократно пересматривалась. В первые десятилетия существования Сообществ в этих целях был использован механизм, предусматривавший возможность создания Советом новых полномочий, если они необходимы для осуществления действий, обеспечивающих построение общего рынка. В определенной мере тем же целям служила и разработанная Судом ЕС концепция внешнего сопровождения, позволявшая Сообществу участвовать в международных переговорах и заключать международные соглашения, если они являются как бы продолжением внутренних полномочий Сообщества.
В установлениях ДФЕС (ст. 2—6) сравнительно четко и детально указывается, что именно относится к исключительному ведению интеграционных образований, а что является предметом совместной (конкурирующей) или иной категории компетенции. Между тем сфера применения права ЕС, объем регули-
руемых отношений и методы регулирования в решающей степени зависят именно от категории компетенции ЕС.
К исключительной компетенции ЕС (ст. 3 ДФЕС) отнесены: право конкуренции; валютная политика зоны евро; общая торговая политика; таможенный союз; охрана биологических ресурсов моря, а равно заключение международных договоров, если оно предусмотрено законодательством ЕС, необходимо для осуществления внутренних полномочий или изменяет действующие внутри Союза акты.
Значительно более широка сфера совместного ведения ЕС и государств-членов (ст. 4 ДФЕС). Она включает: внутренний рынок; пространство свободы, демократии и законности; сельское хозяйство и рыболовство; транспорт и транспортные сети; энергетику; социальную политику; экономическую, социальную и территориальную сплоченность; охрану окружающей среды; защиту прав потребителей; общие положения по охране здоровья. С некоторыми оговорками к этой сфере отнесены также проведение научных исследований, новейшие технологии, исследование космического пространства, сотрудничество в целях развития и оказания гуманитарной помощи. Уточняется в ДФЕС содержание компетенции ЕС по поддержке, координации и дополнению действий государств-членов (ст. 5 и 6). Отдельно определяется компетенция в сфере ОИПБ (частично в ДЕС, частично в ДФЕС).
Сфера исключительной компетенции регулируется актами ЕС. В рамках совместной компетенции подлежит применению принцип субсидиарности. Однако правовое регулирование, осуществляемое на национальном уровне, должно иметь место, если отсутствует регулирование на европейском уровне.
Характеризуя предметную юрисдикцию ЕС, следует обратить внимание на особый механизм расширения сферы действия права ЕС. Учредительные договоры устанавливают, что в определенных случаях, если для достижения целей ЕС необходимо принятие акта или осуществление действий, которые прямо не предусмотрены учредительным актом, соответствующее решение может быть принято при условии единогласия Советом, действующим по рекомендации Комиссии и после одобрения Европейским парламентом. Применение этого механизма носит, однако, предметно ограниченный характер (ст. 352 ДФЕС).
72 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
Существует и еще один важный момент. Решения, принятые в рамках концепции продвинутого сотрудничества, обязательны только для его участников.