Система и должностные лица органов ГПН, их функции и права
В соответствии с постановлением МЧС Республики Беларусь от 15.02.2010 №6 органы ГПН образуют систему, в которую входят:
органы ГПН МЧС:
- управление надзора и профилактики Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее по тексту – УНиП);
- отдел экспертизы лицензируемых видов деятельности и отдел сертификации учреждения «Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее по тексту – РЦСиЭ);
органы ГПН областных (Минского городского) управлений МЧС:
- отдел надзора и профилактики, отдел нормативно-технической работы и предупреждения чрезвычайных ситуаций областных (Минского городского) управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
- сектор надзора и профилактики на объектах метрополитена Минского городского управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
- отделения (группы) экспертизы лицензируемых видов деятельности (лицензирования) научно-практических (научно-исследовательских) центров областных (Минского городского) управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
органы ГПН городских (районных) отделов по чрезвычайным ситуациям:
- структурными подразделениями городских (районных) отделов по чрезвычайным ситуациям.
Деятельность органов ГПН осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов ГПН вышестоящим.
В соответствии с постановлением МЧС Республики Беларусь от 15.02.2010 №6 осуществлять деятельность от имени органов ГПН вправе:
должностные лица органов ГПН МЧС:
– Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору – первый заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
– заместители Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору – начальники УНиП и РЦСиЭ;
– старшие государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору – работники УНиП, отделов сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности РЦСиЭ (аттестованные работники);
должностные лица органов ГПН областных (Минского городского) управлений МЧС:
– главные государственные инспекторы области (г. Минска) по пожарному надзору – начальники областных (Минского городского) управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
– заместители главных государственных инспекторов областей (г.Минска) по пожарному надзору – первые заместители начальников областных (Минского городского) управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
– старшие государственные инспекторы областей и г. Минска по пожарному надзору – работники отделов надзора и профилактики, нормативно-технической работы и предупреждения чрезвычайных ситуаций областных (Минского городского) управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, сектора надзора и профилактики на объектах метрополитена Минского городского управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, отделений (групп) экспертизы лицензируемых видов деятельности (лицензирования) научно-практических (научно-исследовательских) центров областных (Минского городского) управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
должностные лица органов ГПН ГРОЧС:
– главные государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору – начальник Г(Р)ОЧС;
– государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору – заместители начальников Г(Р)ОЧС по государственному пожарному надзору (начальники инспекций государственного пожарного надзора), работники инспекций ГПН Г(Р)ОЧС, начальники пожарных аварийно-спасательных постов (имеющие специальные звания среднего и старшего начальствующего состава).
– младшие государственные инспектора городов (районов) по пожарному надзору – начальники пожарных аварийно-спасательных частей и постов (имеющие специальные звания младшего начальствующего состава).
В случае отсутствия Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору, главных государственных инспекторов областей (г.Минска) по пожарному надзору исполнение обязанностей возлагается на их заместителей. При отсутствии главных государственных инспекторов городов (районов) по пожарному надзору исполнение обязанностей возлагается на должностных лиц органов ГПН, их замещающих по должностным обязанностям.
В своей деятельности органы ГПН выполняют следующие функции:
– осуществляют надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, иными организациями и гражданами, местными исполнительными и распорядительными органами требований законодательства о пожарной безопасности, технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
– дают заключения по проектам технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
– осуществляют выборочный контроль за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
– информируют население о состоянии пожарной безопасности объектов и результатах надзорной деятельности;
– оказывают помощь внештатным пожарным формированиям в организации профилактической работы и боевой подготовки;
– участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов;
– оказывают помощь республиканским органам государственного управления, иным организациям, местным исполнительным и распорядительным органам в обучении учащихся, студентов и работников требованиям пожарной безопасности;
– осуществляют в соответствии с законодательством Республики Беларусь производство дознания по уголовным делам о пожарах и (или) нарушении противопожарных правил, а также производство по делам об административных правонарушениях.
Органам государственного пожарного надзора для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:
– проводить пожарно-технические обследования объектов, выдавать предписания, предупреждения, заключения и рекомендации по устранению нарушений требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации. Не допускается обследование индивидуальных жилых домов и построек при них, квартир в ночное время;
– утверждать в соответствии со своей компетенцией нормы и правила пожарной безопасности, другие технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности;
– приостанавливать действие технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, не согласованных с органами государственного пожарного надзора и противоречащих требованиям пожарной безопасности;
– осуществлять проверку знания вопросов пожарной безопасности работниками и гражданами в предусмотренных законодательством случаях;
– требовать и получать от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций и граждан сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений и выпускаемой продукции, а также о пожарах и их последствиях;
– координировать проведение научных исследований и государственных испытаний в области обеспечения пожарной безопасности, участвовать в проведении данных исследований и испытаний, осуществлять в пределах своей компетенции подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности и лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
– привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, инженерно-технических и других работников объектов для участия в разработке противопожарных мероприятий, проведения пожарно-технических экспертиз, а в случае необходимости и для участия в работе по контролю за соблюдением технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
– приостанавливать полностью или частично при невыполнении соответствующих предупреждений работу организаций, строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ при нарушении требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и проектной документации, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением названных требований. Приостановка осуществляется без соответствующего предупреждения, если создана непосредственная угроза возникновения пожара;
– запрещать выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
– рассматривать в соответствии с законодательством Республики Беларусь дела об административных правонарушениях;
– издавать техническую, информационно-справочную и другую литературу, направленную на предупреждение пожаров и совершенствование деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
– согласовывать проекты на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований.
Работники органов государственного пожарного надзора являются представителями власти. При исполнении своих служебных обязанностей они руководствуются законодательством Республики Беларусь и подотчетны только вышестоящим должностным лицам органов государственного пожарного надзора.