Объект и предмет правоотношений
Объект правоотношения — это то благо (материальное или духовное), по поводу или в отношении которого возникает ПО
1. Предметы материального мира. Вещи. В юридическом смысле вещами являются предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности человека, по поводу которых возникает правоотношение. К вещам относятся: средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.д. Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование — это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира.
2. Продукты духовного творчества. результат интеллектуальной (духовной, творческой) деятельности: произведения искусства, литературы, живописи, кино и др. По поводу их возникают правоотношения и именно они интересуют носителей субъективного права — граждан, посещающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера и т.д. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный. Если его нет, а есть другие стремления управомоченного лица, то и объект правоотношения будет иным. Например, гражданин покупает книгу, интересующую его как произведение литературы. Объектом правоотношения в этом случае является продукт духовного творчества. Та же книга, приобретенная с единственной целью — украсить интерьер квартиры, для управомоченного — не результат духовного творчества, а предмет материального мира.
3. Личные неимущественные блага.Под личными неимущественными благами как объектами правоотношений понимаются нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью. Это жизнь, здоровье, честь, достоинство человека. В случае посягательства на жизнь человека (при совершении убийства, например) возникает охранительное уголовно-правовое отношение, объектом которого является именно жизнь человека. В Уголовном кодексе России, как и в уголовном законодательстве зарубежных государств, есть специальная статья, устанавливающая уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Охраняются эти ценности и нормами других отраслей: административного, гражданского, семейного и т.д.
4. Поведение участников правоотношений.Поведение человека — это взаимодействие его с окружающей средой. Выражается оно либо в действии (активное поведение), либо в бездействии (пассивное поведение). Поведение может выступать в качестве объекта правоотношения, но это один из многих объектов, а не единственный, как считают представители монистической теории. Объектом правоотношения является, как правило, поведение обязанного лица и значительно реже — поведение управомоченного.
5. Результатыповедения участников правоотношений. Результаты поведения — это те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие. Многие правоотношения и устанавливаются ради того, чтобы путем поведения лиц добиться определенного результата. В этом случае не само поведение будет объектом правоотношения, а именно результат поведения. Примером может служить правоотношение, возникающее на основе договора перевозки (ст. 373 ГК). Управомоченное лицо (получателя) в этом договоре интересует не определенное поведение лица обязанного (перевозчика), а именно результат его действия — доставка груза в назначенное место в определенный срок.
Предмет правоотношения - материальное или нематериальное благо либо поведение лица, по поводу которого возникает правоотношение. Предмет правоотношения - это не любое благо, а только то, которое взаимосвязано с общественными интересами, интересами личности, которые регулируются правом. Существует и такое благо, которое не может регулироваться с помощью закона (дружба, интимные отношения и т.п.).
К числу материальных благ относятся земля, недра, реки, озера, дома и строения, заводы и фабрики, вещи и т.п. Все они составляют предмет конституционных, гражданских, финансовых и других правоотношений. Например, налог на недвижимость. В этом финансовом правоотношении предметом являются дом, строение и другая недвижимость. Земля может быть предметом конституционного отношения (наделение субъектов правом собственности на землю), гражданско-правового отношения между сторонами (купля-продажа земли, дарение, залог и т.п.), финансово-правовых отношений (налог на землю), семейно-правовых отношений (раздел имущества). Практически все отрасли права предусматривают правоотношения, предметом которых являются земля и другие разновидности собственности. Различен только аспект материального блага, его правовой режим, предусмотренный нормами той или иной отрасли права. Соответственно отличаются и правоотношения, поскольку применяются различные методы правового регулирования.
ZB: Деньги являются предметом финансово-правовых отношений. Характерная особенность этих отношений - применение авторитарного метода правового регулирования. Вместе с тем и в гражданско-правовых отношениях (например, в правоотношениях, возникающих из договора кредитования) деньги зачастую выполняют свою функцию. Но в гражданско-правовых отношениях авторитарный метод правового регулирования не применяется. Здесь действует механизм свободного самоопределения субъектов правоотношения (автономный метод).
Предметом м.б. нематериальное благо (интеллектуальная собственность, честь, достоинство человека и т.п.), поведение человека (выполнение обусловленной договором или контрактом работы, оказание определенного вида услуг).
Содержание правоотношений
Содержание правоотношения — это конкретизированная форма выражения абстрактного юридического содержания реализуемой нормы объективного права. Содержание конкретного правоотношения представляет собой результат:
1) конкретизации абстрактных положений гипотезы нормы — в виде наличия соответствующих юридически значимых конкретных юридических фактов);
2) конкретизации абстрактных положений диспозиции нормы о корреспонденции взаимных абстрактных прав и абстрактных обязанностей абстрактных адресатов нормы — в виде соответствующих взаимосогласованных конкретных активных правомерных действий индивидуально-определенных дееспособных субъектов правоотношения;
3) конкретизации абстрактных положений санкции нормы — в виде соответствующего конкретного правомочного правоприменительного действия (решения, акта) индивидуально-определенного компетентного субъекта правоотношения по разрешению данного конкретного правореализуемого случая (с установлением в надлежащем случае соответствующей конкретной меры юридической ответственности конкретных лиц за конкретное правонарушение).
Для всех аспектов характеристики специфического смысла, содержания и регулятивного функционального значения правового отношения принципиальное значение имеет то обстоятельство, что правовое отношение — это категория (и конструкция) доктринального осмысления и трактовки именно процесса действия, реализации уже установленного права, а не категория правотворчества (правоустановления). Это означает, что правовое отношение — не форма и средство исходного правового регулирования фактических общественных отношений и соответствующего регулятивного воздействия на фактическое поведение их реальных участников, а форма и средство вторичной (финальной) регуляции правовых результатов исходного правового регулирования. Иначе говоря, правовое отношение является формой и средством регуляции поведения и взаимоотношений уже субъектов права, т.е. особых юридизированных персон.
Содержание правового отношения, таким образом, является чисто правовым, носит формально-юридический характер.
Право как отношение (правовое отношение, правоотношение) имеет тот же объем правового содержания и тот же регулятивно-правовой механизм, что и правовая норма (право как норма). Это содержание и этот механизм состоят из структурных элементов нормы (гипотезы, диспозиции и санкции) и их регулятивных значений (функций).
Отличие правового отношения от правовой нормы — это различие двух форм выражения одного и того же правового содержания и регулятивного механизма. Это различие состоит в том, что правовое отношение — это динамичная, конкретно-реализационная форма правовой регуляции, а норма права — статичная, абстрактно-общая форма правовой регуляции.
В реализации нормы права в правоотношении есть два разных, но нормативно согласованных момента.
С точки зрения действующего права реализация нормы права — это официально-властный регулятивно-правовой контроль за поведением субъектов права, за точным соответствием их взаимоотношений требованиям реализуемой нормы права, т.е. осуществление (реализация) ее юридической силы.
С < субъектов права реализация нормы права — это использование субъектами права своих правовых возможностей (своей правоспособности) посредством активных правомерных действий, соответствующих требованиям реализуемой нормы, для достижения своих правомерных целей и удовлетворения своих законных интересов — приобретения и осуществления своих индивидуально-конкретных субъективных прав и исполнения своих индивидуально-конкретных субъективных юридических обязанностей.
Режим законности
Законность - это принцип, метод и режим строгого, неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений.
Законность провозглашается и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания. Но вместе с тем законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов власти и управления, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.
Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. К ним относятся: 1. Принцип всеобщности. 2. Принцип единства. 3. Принцип верховенства закона. 4. Принцип неотвратимости реализации законности. 5. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. 6. Принцип неразрывной связи законности и культурности.
Режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Суть законности заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает прежде всего активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.
Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти.
Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое как центральными, так и местными органами власти. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства.
В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нормами.
Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные организации и их органы.
Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения юридических норм в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных отношений.
Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств.
Законность, рассматриваемая как режим государственной и общественной жизни, включает не только требование законосообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законности, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным интересам.
Законность включает равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заинтересованность людей в исполнении законодательства и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.
Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления законов и иных нормативно-правовых актов, т. е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь.
Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ.
Эффективность права
Действие права — это совокупность всех форм проявления его юридической силы. Под юридической силой права имеется в виду официальная, государственно-властная общеобязательность и самих норм права, и принятых на их основе правовых актов, отдельных правовых норм, и права в целом как системы норм.
Существенной обобщающей характеристикой действующего права является эффективность действия права.
Эффективность действия права — это меры (степень) достижения правовых целей действующего законодательства в различных сферах правовой регуляции.
Показатель эффективности действующего права представляет собой соотношение между последствиями реализации норм законодательства (т.е. результатами их действия) и правовыми целями этих норм.
В процессе действия и реализации норм права решаются и находят свое удовлетворение различные экономические, социальные, политические и другие неправовые цели, задачи, интересы и потребности, являющиеся объектами правовой регуляции. Право содействует осуществлению и удовлетворению таких неправовых целей, интересов и потребностей не прямо и непосредственно, а опосредованно — во всеобщей правовой форме. Поэтому право не следует превращать в средство и инструмент экономики, политики, идеологии и т.д. и об эффективности действия права судить по степени достижения соответствующих экономических, политических, идеологических и иных неправовых целей.
Эффективность действующего права зависит от множества объективных и субъективных факторов — социальных, экономических, идеологических, юридических и т.д. К числу важных юридических факторов эффективности действия права относятся: правовое качество (правовой характер) действующего законодательства; степень его социальной обусловленности и легитимированности (учет, правовое согласование и компромисс интересов различных социальных слов, групп и т.д.; учет общественного мнения); уровень правосознания и юридической культуры граждан и должностных лиц; общее состояние законности и правопорядка в обществе, особенно в сфере правоприменительной деятельности.