Переводные таблицы шифров
При переработке описей составляются переводные таблицы старых и новых шифров дел, состоящий из граф: номер дела по старой описи, номер дела по новой описи, примечания.
9. Историческая справка к фонду
При упорядочении документов составляется историческая справка к архивному фонду организации за хронологический период, соответствующий крайним датам документов описей, передаваемых на хранение в архив.
При упорядочении документов ликвидированных организаций или при переработке описей в государственном архиве историческая справка составляется за весь период деятельности организации.
В исторической справке содержится информация об истории организации-фондообразователя, истории фонда и дается краткая характеристика документов фонда.
Для объединенных фондов в исторической справке дается обоснование объединения фондов.
9.1. В начале исторической справки приводится краткая характеристика исторических условий возникновения организации, сведения об организации-предшественнике, а затем в хронологической последовательности сведения о создании (образовании), реорганизации, ликвидации организации со ссылками на названия, номера и даты распорядительных и учредительных документов.
При наличии нескольких правовых актов о создании, переименовании, преобразовании и ликвидации организации приводятся названия и даты всех документов, за основу берется наиболее ранний по времени подписания документ.
Указываются все изменения в названии и подчиненности организации. Если сведения по истории организации установлены не по распорядительным документам, а косвенным путем (распорядительные документы акты не были обнаружены), это обязательно оговаривается в исторической справке.
Сведения о реорганизации, ликвидации и др. фондообразователя даются с учетом формулировок, приведенных в распорядительных и учредительных документах: создать, преобразовать, реорганизовать, создать на базе и т.д.
Далее в исторической справке указывается структура, основные задачи и функции организации и их изменения за рассматриваемый хронологический период с указанием дат и документов, по которым были выявлены эти сведения. Например: Согласно штатному расписанию на 1994 год структура организации была следующей: ....
В исторической справке отмечается масштаб деятельности организации, ее место в системе органов государственной власти, экономической, общественнополитической, культурной жизни страны. При наличии системы подведомственных организаций указывается ее состав.
В исторической справке к объединенному фонду излагается история всех организаций-фондообразователей, документы которых образуют этот фонд, при этом история каждой организации-фондообразователя дается самостоятельным разделом.
Для поиска сведений по истории фондообразователя следует обращаться непосредственно к документам организации-фондообразователя, к распорядительным документам вышестоящей организации (при ее наличии), а также к справочной литературе, энциклопедиям, справочникам по административно-территориальному делению и др.
Сведения о создании, реорганизации, ликвидации, изменении названия, подчиненности можно найти в распорядительных документах организации-фондообразователя и ее вышестоящих органах, материалах учредительных и ликвидационных собраний, съездов, пленумов, регистрационных документах и др.
Основные задачи и функции организации отражены в положениях (уставах) организаций, положениях о структурных подразделениях и др.
Изменения структуры организации можно проследить по распорядительным документам, структурам и схемам организации управления, штатным расписаниям и др.
Основные направления деятельности организации, ее подведомственной сети представлены в отчетах по основной деятельности, справках, информациях и др.
При написании исторической справки необходимо отказаться от политической оценки событий, эмоциональных выводов и заключений о деятельности организации.
В исторической справке сноски делаются на документы архивных фондов с указанием номера фонда, описи, дела, листа, на использованную при ее написании научно-справочную литературу. Сноски оформляются в соответствии с правилами библиографического описания (ГОСТ 7.1 -2003. СИБИД. "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления").
9.2. Во второй части исторической справки излагаются сведения по истории фонда:
- дата первого поступления документов фонда в архив, их объем и крайние даты;
- изменения в составе и объеме фонда и их причины (проведение экспертизы ценности (при переработке описей), утраты документов, незадокументированные периоды. Перечисляются основные категории недостающих документов с указанием дат, за которые они отсутствуют, а также результаты проведенной работы по розыску недостающих документов;
- степень сохранности документов, в том числе физическое состояние документов;
- краткие сведения об особенностях формирования, описания и систематизации документов, сведения о наличии документов, выходящие за хронологические границы фонда. Крайние даты документов фонда могут не совпадать с крайними датами деятельности фондообразователя, если по каким-либо причинам отсутствуют документы начального и завершающего этапов деятельности организации или если в фонд организации были в свое время переданы не завершенные делопроизводством дела организации-предшественника. Если крайние даты документов фонда выходят за хронологические рамки деятельности фондообразователя, включение их в состав фонда обязательно оговаривается;
- сведения о наличии документов фондообразователя (в том числе по личному составу), находящихся в составе других фондов или архивов, и местах их хранения;
- сведения о наличии документов других организаций (фондовые включения);
- состав научно-справочного аппарата к фонду;
- информация об условиях доступа и использования документов.
9.3. В заключительной части исторической справки приводится структура фонда (наличие описей по разным направлениям деятельности организации, по отдельным видам документов), дается обобщенная характеристика фонда по составу и содержанию документов.
9.4. Историческая справка о ликвидированных организациях, не являющихся источниками комплектования Главархива Москвы, но передающая документы по личному составу, в архивы кадровой документации должна содержать следующие сведения:
- сведения об организации:
- полное и сокращенное название организации;
- сведения о создании, преобразовании, реорганизации, ликвидации организации, изменении ее названия с указанием точных дат и названий организационно-распорядительных документов;
- сфера деятельности (задачи и функции организации);
- состав системы подведомственных организаций, филиалов, отделений и т.п.;
- структура организации и ее изменения;
- адрес организации (юридический и фактический);
- код ИНН, номер организации-налогоплательщика в Пенсионном фонде Российской Федерации, номер налоговой инспекции, проводившей ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации;
- сведения о фонде:
- количество дел в фонде и их крайние даты;
- степень сохранности документов;
- местонахождении документов, оставленные на хранении учредителей, преемников до истечения установленного законодательством срока временного хранения;
- характеристика документов фонда;
- виды документов, вошедших в состав фонда;
- научно-справочный аппарат к фонду.
9.5. Для архивной коллекции историческая справка содержит сведения по истории ее создания, в том числе о времени, условиях, причинах создания, принципах построения, сведения о ее составителях, а также о местонахождении коллекции до поступления в архив (если она не была создана в архиве). Вторая и третья часть исторической справки архивной коллекции строятся по аналогии с соответствующими разделами исторической справки архивного фонда организации.
9.6. Историческая справка к фонду имеет заголовок: "Историческая справка к фонду N ..." с указанием в кавычках в именительном падеже как полного, так и сокращенного официального названия организации-фондообразователя и хронологического периода за который представлена информация о фондообразователе. При первом поступлении документов фонда в государственный архив оставляется место для указания номера фонда.
Например: Историческая справка к фонду N 2258 "Департамент международных связей города Москвы" за 2001-2005 годы.
Для объединенного фонда в заголовке к исторической справке указывается общее название объединенного фонда, а для архивной коллекции - название коллекции.
Например: Историческая справка к фонду N 1800 "Акционерное общество "Дельта-В" и его филиалы" за 2001-2004 годы, Историческая справка к фонду N 35 "Коллекция документов о подготовке и проведении Собрания граждан Российской Федерации 5 апреля 1992 год" за 1991-1992 годы.
9.7. При дальнейшем упорядочении и передаче документов в государственный архив составляется дополнение к исторической справке, где описывают изменения в составе фонда, названии, структуре, функциях, подчиненности организации за соответствующий период.
Дополнение к исторической справке составляется в виде отдельного документа и имеет заголовок "Дополнение к исторической справке фонда N ...", с указанием номера фонда и полного название организации-фондообразователя в именительном падеже.
9.8. Историческую справку (дополнение к ней) к фонду действующей организации подписывают составитель и заведующий архивом (лицо, ответственное за архив) организации.
Историческая справка к фондам ликвидированных организаций, передающим документы по личному составу в Главархив, подписывается руководителем организации (председателем ликвидационной комиссии, конкурсным управляющим) или составителем и заверяется печатью.
Историческая справка, подготовленная в государственных архивах Москвы при переработке фондов, при упорядочении документов фондов поступивших и поставленных на учет в состоянии россыпи подписывается составителем.
Историческая справка печатается в четырех экземплярах, три из которых представляются в государственный архив.
Историческую справку используют при составлении предисловия к описи дел фонда.
10. Завершение упорядочения документов
10.1. По завершению описания неупорядоченных документов или переработке описей в Главархиве Москвы составляется акт описания (приложение N 10 ).
10.2. После составления описей дел постоянного хранения и по личному составу, на документы с истекшими сроками хранения, отобранные к уничтожению в процессе экспертизы ценности документов, составляются акты о выделении к уничтожению по установленной форме (приложение N 14). Графы 1, 2, 3, 6, 7, 8. формы акта являются обязательными, а графы 4, 5 заполняются в необходимых случаях.
На документы с отметкой "ЭПК" составляется отдельный акт о выделении документов к уничтожению.
В акте должно быть указано: дата и место его составления, каким перечнем пользовались при проведении экспертизы, за какие годы выделяются документы, наименования групп однородных дел, количество дел, номера статей по перечню.
В конце акта указывается общее количество дел (документов) выделенных к уничтожению.
Отобранные к уничтожению дела до утверждения описей дел постоянного хранения руководителем организации и ЭПК архивного органа и согласования описей дел по личному составу, должны хранится обособленно по группам, включенным в акт о выделении к уничтожению.
Дела, отобранные к уничтожению, включаются в акт, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, в котором составляется акт. Например, дела с 5-летним сроком хранения, законченные делопроизводством в 1996 году могут быть включены в акт, который будет составлен не ранее 1 января 2002 года.
Акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, составляется на дела всей организации. Если в акте указаны дела нескольких подразделений, то название каждого подразделения указывается перед группой заголовков дел этого подразделения.
Заголовки однородных дел вносятся в акт под общим заголовков с указанием общего количества дел, отнесенных к данной группе.
Акты о выделении к уничтожению документов с отметкой "ЭПК", составленные в организациях, являющихся источниками комплектования Главархива Москвы, представляются на рассмотрение ЭПК архивного органа в 2 экземплярах вместе с описями дел постоянного хранения и по личному составу.
Уничтожение дел с истекшими сроками хранения, включенных в акт, производится только после утверждения руководителем организации описей дел постоянно го хранения и по личному составу за соответствующий период.
10.3. Описи дел постоянного хранения составляются в четырех экземплярах. Описи дел по личному составу и временного хранения (свыше 10 лет) печатаются в необходимом количестве экземпляров, но не мене трех.
10.4. Описи дел постоянного хранения, по личному составу и временного хранения (свыше 10 лет) действующей организации подлежат рассмотрению ЭК организации. Согласованные ЭК организации описи направляются на рассмотрение Центральной экспертно-проверочной комиссии Главархива Москвы, экспертно-проверочной комиссий Центрального архива города Москвы Центрального архива общественно-политической истории Москвы.
10.5. При наличии утраты документов вместе с описями представляется справка или акт организации об отсутствия дел постоянного хранения и по личному составу, пути розыска которых исчерпаны за подписью руководителя организации.
10.6. После утверждения описи дел постоянного хранения и согласования описей дел по личному составу и временного хранения (свыше 10 лет) действующей и ликвидированной организации ЭПК архивного органа описи передаются на утверждение руководителю организации (председателю ликвидационной комиссии), затем три экземпляра описи постоянного хранения (в том числе первый) и один экземпляр описи по личному составу передаются в государственный архив, а один экземпляр остается в организации.
10.7. Упорядоченные документы организации, передаются на хранение в государственный архив в установленном порядке.
Приложение N 1
Форма листа-заверителя дела