Государственное устройство. Таджикистан - унитарное государство
Таджикистан - унитарное государство. В административно-территориальном отношении делится на Ходжентскую и Хатлонскую области (включающие 45 районов) и Горно-Бадахшанскую автономную область. Последняя расположена в наиболее отдаленной гористой области страны и обладает специальным статусом (в частности, гарантированное представительство в центральных органах власти). Ее полномочия определены Конституционным законом о Горно-Бадахшанской автономной области, принятым 4 ноября 1995 г.
Действующая Конституция (до нее были конституции Таджикской ССР 1931, 1937, 1978 гг.) принята на всенародном референдуме 6 ноября 1994 г. В соответствии с Общим соглашением 1997 г. она была существенно изменена всенародным референдумом 26 сентября 1999 г.: создан двухпалатный профессиональный парламент, увеличен срок президентских полномочий с 4 до 7 лет, предоставлено право создавать политические партии демократического, атеистического и религиозного характера.
Согласно Конституции 1994 г. Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство (ст.1). Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.9). По форме правления Таджикистан - президентская республика.
Высшим представительным и законодательным органом Таджикистана является парламент - Maджлиси Оли, который избирается сроком на 5 лет. Он состоит из 2 палат: Maджлиси милли (верхняя) и Maджлиси намояндагон (нижняя). Maджлиси намояндагон избирается на основе прямых выборов при тайном голосовании и действует на постоянной и профессиональной основе.
3/4 членов Maджлиси милли избираются косвенным путем при тайном голосовании на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно). При этом Горно-Бадахшанская автономная область, области, город Душанбе, города и районы республиканского подчинения имеют равное число представителей. Четвертая часть членов Maджлиси милли назначается Президентом Таджикистана. Членом этой палаты может быть назначен гражданин, достигший 35 лет и имеющий высшее образование. Члены Правительства, судьи, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, а также иные лица, предусмотренные конституционным законом, не могут быть членами Maджлиси милли. Маджлиси милли действует на основе созывов.
Член Maджлиси милли не может быть депутатом более чем 2 представительных органов. Член Maджлиси намояндагон не может быть депутатом другого представительного органа, занимать иную должность и заниматься предпринимательской деятельностью, кроме научной и творческой.
Каждая палата обладает своей собственной компетенцией; однако на совместном заседании они утверждают указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения, а также о назначении Премьер-министра и членов Правительства; назначают выборы Президента и решают вопрос о его неприкосновенности. Палаты также вместе принимают присягу и отставку Президента; заслушивают его послания об основных направлениях внутренней и внешней политики; заслушивают выступления руководителей иностранных государств.
Полномочия Maджлиси милли включают образование, упразднение и изменение административно-территориальных единиц; избрание и отзыв председателя, заместителей и судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда по представлению Президента Таджикистана; вопрос о лишении неприкосновенности председателя, заместителей и судей Конституционного суда, Верховного суда, а также Высшего экономического суда; согласие на назначение и освобождение от должности генерального прокурора и его заместителей.
Maджлиси намояндагон образует Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов, избирает и отзывает председателя, заместителя и членов комиссии по представлению Президента Таджикистана; выносит на всенародное обсуждение законопроекты и иные важные государственные и общественные вопросы; утверждает социально-экономические программы; дает разрешение предоставить и получить государственный кредит; ратифицирует и денонсирует международные договоры; образует суды; назначает референдум; утверждает государственные символы и награды; утверждает президентские указы, касающиеся назначения и освобождения от должности председателя Национального банка и его заместителей, а также устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания.
Законы принимаются Maджлиси намояндагон большинством голосов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Таджикистана; затем они (за исключением закона о государственном бюджете) представляются в Maджлиси милли для одобрения. В случае, если нижняя палата не согласна с решением верхней, закон считается принятым, если при повторном рассмотрении за него проголосуют не менее 2/3 от общего числа депутатов Maджлиси намояндагон. Конституционные законы принимаются 2/3 голосов от общего числа депутатов нижней палаты и одобряются не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов Maджлиси милли. При несогласии нижней палаты с решением верхней конституционный закон считается принятым, если за него повторно проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Maджлиси намояндагон.
Главой государства, а также главой исполнительной власти (Правительства) является Президент Таджикистана. Он избирается путем прямых выборов при тайном голосовании сроком на 7 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более одного срока подряд.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет Таджикистан внутри страны и в международных отношениях; образует и упраздняет министерства и государственные комитеты; назначает и освобождает от должности Премьер-министра и других членов Правительства; представляет соответствующие указы на утверждение парламента; назначает и освобождает от должности председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов; представляет их на утверждение соответствующих маджлисов народных депутатов; отменяет или приостанавливает действие актов органов государственного управления в случае их противоречия Конституции и законам; назначает и освобождает от должности председателя Национального банка, его заместителей, а также представляет соответствующие указы на утверждение Maджлиси намояндагон; представляет Маджлиси милли кандидатуры для избрания председателей, заместителей председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда, а также выдвигает предложения по их отзыву; назначает и освобождает от должности генерального прокурора и его заместителей с согласия Маджлиси милли; создает исполнительный аппарат Президента и Совет юстиции; создает Совет безопасности и руководит им; назначает и освобождает от должности судей военных судов, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных, города Душанбе, городских и районных судов и судей экономических судов Горно-Бадахшанской автономной области, областных, города Душанбе - по представлению Совета юстиции; назначает референдум, выборы в Маджлиси Оли и местные представительные органы; подписывает законы; определяет денежную систему и информирует об этом парламент; распоряжается резервным фондом; руководит проведением внешней политики, подписывает международные договоры и представляет их на утверждение парламента; назначает глав дипломатических представительств и представителей Таджикистана в международных организациях; принимает верительные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.
Президент Таджикистана также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, назначает и освобождает от должности командующих войсками Вооруженных сил Таджикистана, объявляет военное или чрезвычайное положение, принимает решения по вопросам гражданства, предоставляет политическое убежище и осуществляет помилование, присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги, государственные награды и т.д.
Правительство Таджикистана подчиняется Президенту и не ответственно перед парламентом. Оно состоит из Премьер-министра, его первого заместителя, заместителей, министров и председателей государственных комитетов. В соответствии с Конституционным законом "О Правительстве Таджикистана" от 3 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями) Правительство обеспечивает эффективное руководство экономикой, а также социальной и духовной сферами, исполнение законов и решений Маджлиси Оли, указов и распоряжений Президента. Правительство представляет в Маджлиси Оли социально-экономические программы, вопросы предоставления и получения государственных кредитов, оказания финансовой помощи другим государствам, проект государственного бюджета и информацию по возможному дефициту бюджета, а также источникам его покрытия.
Местная власть в Таджикистане высокоцентрализованна. Органы местной представительной власти - это маджлисы народных депутатов, руководимые председателями. Исполнительная власть на местах осуществляется представителями Президента Таджикистана, который назначает и освобождает председателей всех уровней местной власти.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Таджикистана входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную, "евразийскую", группу.
В плоть до 1920-х гг. на территории современного Таджикистана господствовали системы обычного (адат) и мусульманского права. В советский период здесь была фактически осуществлена рецепция социалистического господствовали системы обычного (адат) и мусульманского права. В советский ССР просто копировала право других союзных республик.
Как и в других бывших советских республиках, правовая система Таджикистана переживает коренную трансформацию с начала 1990-х гг. (несмотря на гражданскую войну). В соответствии с Конституцией 1994 г. парламент Таджикистана принял все предусмотренные ею конституционные законы, а также новые: Водный (1993), Хозяйственно-процессуальный (1995), Таможенный (1995), Земельный (1996), Трудовой (1997), Семейный (1998), Уголовный (1998) кодексы, первую часть Гражданского кодекса (1999).
Основным источником права в Таджикистане являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Во главе иерархии стоит Конституция, нормы которой имеют прямое действие. За ней следуют конституционные и обычные законы. Президент Таджикистана издает указы и распоряжения в рамках своих полномочий. При этом от указов Президента не требуется соответствия законам Таджикистана. Правительство принимает постановления и распоряжения в соответствии с Конституцией и законами Республики.
В отличие от большинства других государств мира Таджикистан провозгласил (в ст.10 Конституции) составной частью своей правовой системы не только международные договоры, но и "международно-правовые акты" в целом. В случае несоответствия законов Таджикистана признанным международно-правовым актам применяются нормы последних.
В соответствии с Гражданским кодексом 1999 г. обычаи делового оборота представляют собой вспомогательный источник гражданского права.
Законы и указы Президента Таджикистана, акты, принимаемые президиумом Maджлиси Оли, Председателем Maджлиси Оли, решения Конституционного суда и международные договоры официально публикуются на 3языках (таджикском, русском и узбекском) в "Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан" (что происходит с существенной задержкой - до нескольких месяцев). Они также подлежат опубликованию в газете "Садои Мардум" на таджикском языке в течение нескольких дней после издания.
Традиционное правосознание и стереотипы поведения таджиков часто не согласуются с официально действующим правом. В то же время на Памире, в Центральном и Южном Таджикистане, как и в досоветские времена, силен авторитет обычного (адата) и шариатского права.