Русская культура 1860- 1890-х гг
Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры.
Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни и пытавшегося задержать распространение демократических идей, которые реально угрожали прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.
Народное образование. Важную роль в становлении системы народного образования сыграли реформы в области начальной и средней школы. Через народные училища, земские школы, гимназии и другие учебные заведения за 30 пореформенных лет прошло несколько сотен тысяч учеников (в предреформенное десятилетие грамотность в России составляла примерно 5-6%, во второй половине 1890-х гг. - 18-21%).
Большое значение в деле распространения образования имела деятельность демократически настроенных педагогов, среди которых особое место принадлежит К.Д. Ушинскому. Перу Ушинского принадлежали лучшие школьные учебники в России, выдержавшие десятки изданий. В 1860-е гг. получили заметное распространение воскресные школы для взрослых, открывались женские средние учебные заведения.
Наибольший вклад в высшее образование в России внесли университеты. Всего к началу 1860-х гг. университеты имели С.-Петербург, Москва, Дерпт, Вильно, Харьков, Киев, Казань. Позднее были открыты университеты в Одессе, Варшаве и Томске. Росла численность высших технических учебных заведений. До реформы их было всего семь (пять в столице и два в Москве), к концу века их численность приблизилась к 60. Появилось в стране и высшее женское образование: открылись Высшие женские медицинские курсы в С.-Петербурге, Высшие курсы профессора В.И. Герье в Москве и др. Важную роль в развитии женского образования сыграли "Бестужевские" курсы в столице (по имени профессора К.Н. Бестужева-Рюмина), основанные по инициативе группы прогрессивно настроенной интеллигенции во главе с профессором А.Н. Бекетовым.
Наука и техника. Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.). Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские "Пироговские" и др.). К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 1850-х гг. их было около 60).
1860-1870-е гг. принято называть "золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М. Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И. Менделеев (открытие периодического закона химических элементов, работы в самых различных областях знания).
Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Чебышев, заложивший начало петербургской математической школы, А.М. Ляпунов, АА. Марков, С.В. Ковалевская.
В области физики успешно работали А.Г. Столетов (изучение фото-электрических явлений), П.Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, "свечи Яблочкова"), А.Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С. Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома ФА. Бредихина.
Крупный вклад в развитие биологии и физиологии внесли К.А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М. Сеченов (физиология и психология), И.И. Мечников (защитные свойства организма), к 1870-1880-м гг. относится начало деятельности известного русского физиолога И.П. Павлова.
Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н.М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай.
Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно работал в области самолетостроения А.Ф. Можайский, исследованиями в области дирижаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э. Циолковский. Европейскую известность получили работы Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова (электросварка), М.О. Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К. Чернова (металлургия), С.О. Макарова (кораблестроение) и многих других русских ученых.
Заметное развитие в 1860-1890-е гг. получили общественные науки. В работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева по философии, истории, политической экономии нашли свое развитие русские материалистические традиции. Позднее, в 1880-1890-е гг. начинается период распространения марксизма в России.
Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского религиозно-мистического идеализма B.C. Соловьева
Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева "История России с древнейших времен". В 1880-1890-е гг. в высших учебных заведениях читал свой "Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861 - 1868 гг. В.И. Далем создается "Толковый словарь живого великорусского языка", большую известность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.
Русская литература. В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Литературе этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумбатов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.
Музыка. Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев.
Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского. Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г. Рубинштейны.
Изобразительное искусство. В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана "Артель художников" - демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.
Осенью 1870 г. Н.И. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов основали "Товарищество передвижных художественных выставок", просуществовавшее до 1923 г. Картины "передвижников" регулярно выставлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократической общественности.
Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е. Репина ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван" и др.), картины В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, В.В. Верещагина. Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин.
Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М. Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи.
Архитектура. Русская архитектура рассматриваемого периода постепенно осваивала новые строительные материалы и технологии (металлоконструкции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям качественно новый облик. С развитием капитализма в России новые требования стали предъявляться к постройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских корпусов, вокзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались внаем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений. Для сооружений 1870-1890-х гг. характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом псевдорусском стиле. В эти годы быстро застраиваются целые кварталы в С.-Петербурге и Москве, возникают рабочие окраины в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской планировке (Одесса, Рига и др. города).
Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом связана с теми огромными изменениями, которые произошли в экономической, политической и социальной сферах страны; опираясь на широкое демократическое движение, она сделала громадный шаг вперед, получила международное призвание.