Семинар 17. Международно-правовое и зарубежное регулирование охраны и использования земель
1. Основные международные акты в области использования и охраны земель.
2. Понятие и способы правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах. Особенности правового регулирования земельных отношений в США, Франции, Германии, Италии, Японии, КНР, странах – участниках СНГ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Настоящие методические рекомендации имеют своей целью оказать помощь студентам при изучении курса “Земельное право”. При работе над курсом, прежде всего, необходимо обратиться к действующему земельному законодательству Российской Федерации. При изучении законодательства важно помнить, что земельное законодательство - это весьма динамичная отрасль российского законодательства, интенсивно формируемая в настоящее время. Преподаватель будет информировать студентов о принятии новых актов данной отрасли. Одновременно студенты также должны следить за выпусками “Собрание законодательства Российской Федерации” и “Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации”;
Главная цель лекционных занятий – дать учащемуся новейшие знания в обозначенной области. На лекциях нужно внимательно следить за изложением преподавателем материала, конспектировать основные положения.
Важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний студентов, являются семинарские (практические) занятия, которые направлены на закрепление полученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы материала. Студент должен уметь свободно высказываться по любому вопросу, вынесенному на семинарское занятие, уметь делать выводы, обобщения, оперировать специальной терминологией по юриспруденции. Кроме того, семинарские занятия позволяют преподавателю оценить усвоение студентами соответствующих знаний. К семинарскому занятию студент обязан подготовить ответы на вопросы заданной темы, изучив для этого соответствующие лекционные материалы, учебную и научную литературу, нормативные правовые акты, законспектировав рекомендуемые источники, а также проанализировать судебную практику.
Особое внимание следует обращать на понятийный аппарат науки земельного права, уяснение места и роли той или иной категории и института, их взаимосвязей.
В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.
Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.
В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.д.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование земельного права и законодательства, а также учебных и учебно-методических материалов. Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.
В организационной части преподаватель доводит до студентов следующее:
а) о тенденциях развития учебной дисциплины «Земельное право» в академии и особенностях его изучения;
б) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу академии;
в) кратко знакомит с основными разделами дисциплины «Земельное право» и формами промежуточного и основного контроля знаний по итогам проведенных занятий;
г) сообщает о формах проведения лекционных и семинарских занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.
В методической части основное внимание преподавателя обращается на:
а) ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины «Земельное право»: с примерными темами курсовых работ, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к зачету;
б) знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;
в) обращение внимания студентов на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях (например, при определении характера возможных земельных правонарушений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании, при составлении основных типовых документов), при сдаче зачета, при разработке курсовых работ;
г) необходимость повторения тех разделов общеправовых фундаментальных дисциплин (теория государства и права, гражданское право, финансовое право, трудовое право, административное право, уголовное право и др.), знание которых является важным для успешного усвоения курса «Земельное право».
Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:
а) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы по земельному праву, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;
б) об особенностях работы в читальном зале Академии и отделе правовой информации Российской государственной библиотеки.
Заключительная часть вводного занятия должна включать:
а) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины «Земельное право»;
б) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;
в) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и семинарских (практических) занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.