Как определить истинный возраст машины по состоянию салона
Завершив внешний осмотр кузова, можно переходить к следующему этапу, а именно — осмотру салона. Помимо прочего, внимательный покупатель в результате осмотра салона может установить более-менее реальный пробег данной машины: ведь не секрет, что многие умельцы могут легко изменить показания счетчика пробега (разумеется, в меньшую сторону).
Визуально оцените состояние рулевого колеса, обивки дверей и сидений. Например, если на ободе рулевого колеса почти не виден рельефный рисунок, значит — он стерт в результате интенсивной эксплуатации машины (рис. 2.3).
Сильный износ сидений может указывать на то, что машина использовалась в качестве такси. Продавленные сиденья явно свидетельствуют о том, что автомобиль эксплуатировался нещадно и в течение долгого времени.
Совет.
Ни в коем случае не покупайте машину, которая эксплуатировалась в качестве такси. С такими автомобилями по ужасающему техническому состоянию могут сравниться разве что учебные машины. Наряду с интенсивной эксплуатацией, почти всегда машины-такси получают плохое техническое обслуживание (детали ставятся по принципу «чем дешевле», масло используется некачественное и дешевое, меняется не вовремя и т. д.). По мере возможности старайтесь избегать покупки автомобиля, принадлежавшего до вас не физическому, а юридическому лицу: не секрет, что за собственным авто человек следит лучше, чем за казенным.
Наличие на руле трещин может с высокой степенью достоверности свидетельствовать о том, что автомобиль был участником серьезного дорожно-транспортного происшествия. Это обусловлено тем, что в момент аварии водитель обычно «налетает» грудью на руль, что и приводит к появлению трещин.
Осматривая салон, старайтесь не упускать из виду даже то, что на первый взгляд может показаться мелочью: различного рода пятна, несвежий вид обивки, прожженные сигаретами дыры и т. д. — все это может заметно уменьшить стоимость автомобиля. К тому же подобные признаки явно указывают на интенсивность эксплуатации транспортного средства.
Также посмотрите, в каком состоянии находятся резиновые накладки на педалях. При наличии сильных потертостей (рис. 2.4) можно сделать вывод о том, что данная машина имеет немалый пробег.
Если у явно изношенной машины накладки на педалях стоят новые — скорее всего, вас хотят ввести в заблуждение и доказать вам, что состояние автомобиля лучше, чем в реальности. Учтите, сильная изношенность водительского коврика в районе педали газа (иногда там имеются даже дыры) также может свидетельствовать о том, что автомобиль успел заработать большой пробег.
Совет.
Как бы там ни было, не стоит приобретать машину, состояние которой вступает в явное противоречие с показаниями счетчика пробега.
Осматривая бывший в употреблении автомобиль, убедитесь в исправности механизмов сидений, проверьте работу звукового сигнала и световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, освещения приборной панели. Проверьте, нормально ли функционируют печка и вентилятор (кстати, при включении вентилятора и печки не должен ощущаться сильный запах).
Внимание — колеса!
Части неопытные покупатели при внешнем осмотре понравившегося «бэушного» автомобиля не обращают внимания на состояние колес (рис. 2.5), совершая тем самым серьезную ошибку: ведь колеса позволяют узнать немало полезного об истинном состоянии авто. Например, неравномерный износ колесной резины может указывать на наличие серьезных неисправностей в подвеске, а также о нарушении ее геометрии.
Опытным водителям хорошо известно такое высказывание: «машина лижет (жует, ест) резину». Это значит, что вдоль одной кромки (это может быть как внешняя, так и внутренняя кромка) покрышка как бы срезана. Это может говорить о том, что у автомобиля плохо отрегулированы развал и схождение колес, но это не самый плохой вариант: бывает, что подобные симптомы свидетельствуют о «бурном прошлом» автомобиля (например, о том, что он побывал в аварии).
Обязательно оцените состояние колесных дисков: плохо, если на них есть ржавчина, и очень плохо — когда имеются вмятины, погнутости и прочие повреждения.
Еще один тревожный симптом — наличие на покрышке характерной «шишки», что свидетельствует о повреждении металлического корда. Эксплуатировать автомобиль с такими колесами нельзя (об этом говорится в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации). Ситуация осложняется тем, что визуально подобные «шишки» найти очень трудно. Их наличие на передних колесах можно определить при движении автомобиля: руль будет характерно подергиваться, а при нажатии на педаль тормоза будет чувствоваться ее вибрация. Что касается «шишек» на задних колесах, то их обнаружить сложнее, и это под силу только опытному водителю (он может почувствовать, что автомобиль при движении немного виляет).
Неудовлетворительное состояние колес может указывать на то, что машина эксплуатировалась неаккуратно, хозяин ее не берег, а значит — вряд ли подвеска и иные агрегаты будут находиться в хорошем состоянии.
«Подводные камни» подвески и трансмиссии
Подвеска и трансмиссия — это элементы автомобиля, изучение которых при осмотре позволяет обнаружить много интересного и с высокой степенью достоверности определить истинное состояние машины, которое зачастую кардинально отличается от того, что говорит продавец. В данном разделе мы поговорим о том, как оценить состояние подвески и трансмиссии непосредственно на месте продажи автомобиля (на том же авторынке).
Проверять подвеску обычно начинают с амортизаторов. Наиболее известный прием заключается в резком и сильном нажатии на соответствующее крыло автомобиля. Если амортизаторы в исправном состоянии — кузов машины вернется в исходное положение неподвижности не более чем после одного-двух качков. Если есть возможность — осмотрите амортизаторы: они не должны иметь следов потеков (рис. 2.6).
Помни об этом.
По-настоящему проверить амортизаторы можно лишь на специально предназначенном стенде, который имеется не на всех станциях технического обслуживания. Отметим, что данная процедура может стоить относительно дорого. Что касается автомобиля в целом, то для полноценного осмотра необходимо наличие смотровой ямы или эстакады: только в этом случае вы сможете увидеть то, что находится под днищем автомобиля — а это не только подвеска, но и элементы кузова, а также другие важные компоненты автомобиля.
Осмотрите визуально ведущий мост и коробку переключения передач: они должны быть сухими, без потеков масла.
Обязательно проверьте, в каком состоянии находятся крепления рычагов подвески к кузову машины. Здесь есть важный нюанс: многие автомобилисты, если продольная балка была немного деформирована, ее не выпрямляют (это довольно трудоемко), а оставляют как есть. В данном случае рычаг подвески выравнивается с помощью различного рода прокладок и шайб.
Внимание.
При покупке любого подержанного автомобиля необходимо самым тщательным образом проверить состояние тормозных трубок (шлангов). Они должны быть обязательно целыми, не ржавыми, и на них не должно быть следов тормозной жидкости. Если вы видите, что тормозные трубки (шланги) в плохом состоянии — либо отказывайтесь от покупки автомобиля, либо меняйте их сразу после покупки.
Да и вообще, функционированию тормозной системы следует уделить особое внимание, поскольку этот элемент автомобиля в определяющей степени влияет на безопасность движения. Вначале проверьте состояние стояночного тормоза: затяните «ручник» до упора, включите первую передачу и плавно отпускайте педаль сцепления. Если стояночный тормоз функционирует нормально, мотор заглохнет.
Однако если автомобиль при затянутом «ручнике» движется — это как минимум должно вызвать серьезную настороженность. В подобной ситуации нужно проверить и обычный тормоз, воспользовавшись следующим способом.
Левой ногой работайте с педалью сцепления, а правую поставьте наискось так, чтобы носок мог работать с педалью тормоза, а пятка — с педалью газа. Заведите мотор, включите первую передачу и попробуйте начать движение, нажимая одновременно на газ и на тормоз. Если автомобиль тронулся с места и поехал — значит, тормоза требуют ремонта или как минимум — технического обслуживания. Наиболее распространенные причины подобных явлений — наличие воздуха в тормозной системе, износ колодок, дисков и др.
Следующий важный момент — оценка работоспособности механизма сцепления. Несмотря на то, что многие продавцы без зазрения совести увещевают покупателей в том, что «на этом сцеплении еще можно ездить и ездить», «да я менял сцепление пару месяцев назад» и т. п. — не стоит быть наивным: ведь ни один продавец не признается, что в его машине сцепление «умирает». Чтобы расставить все точки над «i», запустите мотор, нажмите педаль сцепления и прислушайтесь к тому, как оно работает. Если вы услышите тихое шипение — скорее всего, упорный подшипник сцепления почти разрушен.
Обязательно попробуйте при работающем моторе попереключать передачи (разумеется, работая при этом педалью сцепления): если они переключаются с трудом — значит, сцепление полностью не выключается (особенно, если доносится характерный металлический скрежет), что свидетельствует о его неисправности.
Вот еще один нехитрый прием, позволяющий определить истинное состояние сцепления. Запустите мотор, включите первую передачу, начните движение и обратите внимание на то, при каком положении педали сцепления машина тронулась с места. Если движение началось сразу, как только вы немного отпустили педаль — с высокой долей вероятности можно утверждать, что сцепление работает нормально. А вот если для начала движения педаль пришлось отпустить почти до конца — значит, сцепление сильно изношено, и в ближайшем будущем его нужно будет ремонтировать или менять.
А вот совет по выявлению скрытых дефектов трансмиссии. Запустите мотор, включите заднюю передачу, проедьте небольшое расстояние задним ходом (буквально несколько метров), после чего нажмите педаль сцепления, перейдите на первую передачу и начните движение вперед. Если при выполнении этого маневра будет слышен характерный щелчок в ведущем мосту или в коробке переключения передач — скорее всего, трансмиссия сильно изношена (чем громче щелчок, тем сильнее износ).
Вы можете самостоятельно проверить люфт полуосей вращением их взад-вперед. Небольшой люфт допустим — но не более того. Если появятся сомнения — проверьте автомобиль в движении на поворотах. Если при прохождении поворотов будет слышен характерный хруст — значит, у этой машины нужно как можно быстрее менять шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) с той стороны, откуда доносится этот хруст. Операция эта не из дешевых: и сам ШРУС, и процедура его замены стоят денег. Но справедливости ради отметим: если у неплохого автомобиля единственным серьезным дефектом является неисправный ШРУС — это не значит, что нужно непременно отказываться от его покупки.