Вопрос 3. Основные достижения в развитии образования, науки и культуры в БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х г.г
Обратите внимание, что за годы оккупации немецко-фашистские захватчики почти полностью разрушили материально-техническую базу учреждений науки, культуры и образования Беларуси, а их имущество – либо уничтожили, либо вывезли в Германию. Подчеркните, что к 1950 г. сеть школьного, среднего специального и высшего образования, а также учреждений культуры была в основном восстановлена.
Далее следует остановиться на реформировании системы образования. Отметьте, что оно коснулось в основном средней школы. Выделите главную цель школьных реформ – укрепление связи школы с трудовым воспитанием и введение политехнического обучения.
Охарактеризуйте основное содержание принятого Верховным Советом СССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования СССР» (1958). Выделите, что все семилетние школы становились восьмилетними, десятилетние – одиннадцатилетними с обязательным производственным обучением. Открывались школьные мастерские и вводились уроки труда. Для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот открывались школы-интернаты. Новая волна модернизации школы началась во второй половине 1960-х гг. Одиннадцатилетние школы стали десятилетними, начальная школа с четырехлетнего была переведена на трехлетний срок обучения, значительно расширилась сеть профессионально-технических училищ и техникумов.
Анализируя систему образования, остановитесь на развитии высшей школы БССР. Назовите вузы, открытые в 1945-1970-х гг. Подчеркните, что в 1985 г. в 33 вузах БССР обучалось 182 тыс. студентов. По этому показателю в пересчете на душу населения республика занимала тогда одно из первых мест в Европе.
Покажите значительные сдвиги в развитии белорусской науки, назовите количество научных учреждений, отметьте ведущую роль среди них Академии наук БССР. Следует также привести статистические данные о росте числа кандидатов и докторов наук. Обратите внимание на недостаточность ассигнований на науку как в целом по СССР, так и особенно БССР. Конкретные данные по этому вопросу содержатся в учебном пособии [1, с. 374].
Следует раскрыть вклад белорусских ученых в такие области науки, как математика, астрономия, люминесценция, квантовая механика, ядерная физика, порошковая металлургия, биология, геология. Назовите ученых БССР, ставших Лауреатами Ленинской премии и Героями Социалистического Труда.
Охарактеризуйте развитие литературы, отметьте, что большинство произведений белорусских писателей посвящалось событиям прошедшей войны. Среди них «Глубокое течение» И. Шамякина, «Минское направление» И. Мележа, «Расстаемся ненадолго» А. Кулаковского, «Векапомныя днi» М. Лынькова. Начал развиваться мемуарный жанр.
При подготовке к занятию следует подчеркнуть то, что в годы «хрущевской оттепели» появились литературные произведения, которые более правдиво отражали советскую действительность. Это романы И. Гурского «Ветер века», И. Мележа «Люди на болоте», «Дыхание грозы», И. Шамякина «Снежные зимы», С. Граховского «Рудобельская республика» Широкую известность и признание получили произведения В. Быкова.
Назовите известных белорусских поэтов П. Бровку, А. Кулешова, М. Танка, П. Панченко, Н. Гилевича, Г. Бородулина, Г. Буравкина, О. Лойко и др. и их произведения, которые пользовались широкой популярностью не только у читателей Беларуси. Обратите внимание, что много хороших и интересных произведений вышли из-под пера белорусских драматургов – К. Крапивы, А. Макаенка, А. Дударева. Историческая тема нашла отражение в творчестве В. Короткевича, О. Ипатовой, К. Тарасова, Л. Дайнеко. Перечислите произведения этих авторов. Целесообразно подчеркнуть, что о высоком общественном признании белорусской литературы свидетельствовало присуждение Ленинской премии и звания Героя Социалистического Труда. Назовите, кому из белорусских писателей и поэтов они были присвоены.
Остановитесь на развитии театрального искусства, вспомните имена талантливых белорусских актеров. Отметьте постановки Государственного академического Большого театра оперы и балета. Подчеркните, что в 1985 г. в республике насчитывалось 17 театров, работали государственный ансамбль танца, вокально-инструментальные ансамбли «Песняры, «Сябры», «Верасы», хореографический ансамбль «Хорошки» и др.
Охарактеризуйте вклад в развитие отечественной культуры белорусских композиторов - В. Оловникова, Н. Соколовского, И. Лученка, Д. Смольского, Е. Глебова и других.
Обратите внимание, что в послевоенные годы наибольшей известностью пользовались такие художники, как В. Волков, Ф.Дорошевич, В. Стельмашонок, В Цвирко, Л.Щемелев, которые работали во всех жанрах: пейзажа, портрета, бытовом, натюрморта. Подчеркните, что мировой известностью пользовались работы белорусских художников Н. Савицкого и Л. Щемелева.
Назовите знаменитые творения белорусских скульптуров: З. Азгура, А. Глебова, А. Бембеля, С. Селиханова. Поясните, что доминирующим жанром в белорусской скульптуре стал монументальный. Чтобы более полно представить развитие культуры в послевоенный период, вспомните, что значительное внимание уделялось культурно-просветительным учреждениям. В 1985 г. в БССР насчитывалось 6,4 тыс. клубов, около 9 тыс. библиотек, издавалось 212 газет, из которых 130 - на белорусском языке.
В заключение следует отметить, что во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг. в развитии образования, науки и культуры БССР были достигнуты несомненные успехи. Но они могли быть более значимыми, если бы не остаточный принцип финансирования, идеологический диктат, национальный нигилизм, что негативно сказалось на духовном развитии белорусского общества.
Занятие 2-е.