Психологическая школа права: л. и. петражицкий
Глава 3
денег. Неисполнение обязанности в этом случае представляется нам лишением другого того, что ему следовало, а исполнение воспринимается не как благодеяние, а как предоставление другому того, что ему принадлежит.
Именно обязанности первого рода, свободные (односторонне связывающие обязанности) по отношению к другим, Петражицкий и называлнравственными обязанностями. Обязанности второго рода, т. е. по отношению к другим несвободные (закрепленные активно за другими и образующие двустороннюю связь), он называет правовыми обязанностями. Таким образом, согласно учению Петра-жицкого, право всегда имеет место там, где есть субъекты,переживающие императивно-атрибутивные эмоции.
Петражицкий полагал, что по своему интеллектуальному составу правовые переживания ничем не отличаются от переживаний нравственных. Так, по интеллектуальному составу изречений «нельзя красть», «не следует клеветать», «родители должны заботиться о воспитании детей» отнюдь нельзя сказать, утверждал Петражицкий, имеем ли мы дело с правовыми или нравственными явлениями. По мысли ученого, любое подобное суждение может быть иногда правовым, иногда нравственным. «Иногда они переживаются сначала в качестве нравственных, а несколько секунд спустя в качестве правовых суждений, или наоборот. Если в данный момент времени с представлением кражи, клеветы, грубого обращения с прислугой или т. п. сочетается чисто императивная эмоция, подлежащие действия отвергаются сами по себе как нечто нехорошее, а не как посягательства на нечто предоставленное другим, т. е. эмоция не имеет атрибутивного характера, то это нравственное явление, в противном случае — правовое». Более того, возможны случаи, когда нельзя утверждать и того, что приведенные высказывания суть высказывания нравственные или правовые. Они могут, например, относиться к эстетическим переживаниям. Если кража или клевета отвергаются как нечто некрасивое, безобразное, неэлегантное, т. е. если «подлежащая эмоция есть репульсивная эстетическая эмоция, то подлежащие суждения суть не нравственные, не правовые, а эстетические переживания...». Вывод ученого таков: «Специфическая природа явлений права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и от других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного в нашем смысле их состава» (с. 83).
Раздел X ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX а
Нормативный факт и норма права
Понятие нормативного факта являлось одним из ключевых понятий теории Петражицкого. При помощи данного понятия ученый отделил мир фактического, внешнего, сущего, мир материальной реальности от мира должного, внутреннего, мира ценностных переживаний, эмоций. Фактический мир выступает в учении мыслителя миром знаковых форм, миром «текста» (хотя Петражицкий и не использовал этот термин), источником информации и «сообщений». Внутренний мир, мир эмоций и интеллекта — это мир не просто «воспринимающий», но и мир «интерпретирующий».
Нормативными фактами выступают у Петражицкого любые «представляемые» факты внешнего мира, несущие в себе текстуальную информацию, способную вызвать императивно-атрибутивные эмоции. Таковыми могут быть, например, веления какого-либо монарха или Божества, обычаи предков, законы, судебные решения и т. д. При этом один и тот же нормативный факт может являться основанием для вывода множества различных правовых положений и, наоборот, из совокупности нескольких нормативных фактов позитивно-правовая психика может извлекать одно позитивно-правовое положение. Соответственно, по мысли Петражицкого, принеизменности нормативных фактов, на которые опирается позитивное право, само право может развиваться, обогащаться все новым содержанием. Так, путем вывода из немногих кратких изречений законов XII таблиц, римская юриспруденция с течением времени выработала богатое по содержанию и развитое право (с. 417).
От нормативных фактов Петражицкий отличалправовые нормы.Норма не принадлежит к психической реальности, как, например, императивно-атрибутивные эмоции, она есть мысленноепредставление. Следовательно, полагал ученый, норманаходится вне объективной реальности. То, что в традиционной теории права понималось под правовыми нормами, по убеждению Петражицкого, есть «фантазмы» — следствие «наивно-проекционной точки зрения», в соответствии с которой субъективные переживания лица переносятся (проецируются) на других лиц, которым приписываются определенные права и обязанности, и возникает представление, что «где-то, как бы в высшем пространстве над людьми имеется и царствует соответствующее категорическое и строгое веление или запрещение... а те, к которым такие веления и запрещения представляются обращенными, находятся в особом состоянии связанности, обязанности» (с. 51).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
Глава 3
Логичным следствием из теории Петражицкого являлся вывод о том, что между правовыми нормами и правовыми отношениями оказывается полное соответствие ввиду их общей принадлежности не к реальной, ак «проекционной сфере» (с. 371-372).