Исчезнувшие памятники России
Цель программы – организация выявления, собирания и введении в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры России.
Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множестве не дошедших до наших дней памятниках истории и культуры. Большое количество их погибло в период новейшей истории, особенно после 1917 г. Россия потеряла огромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников.
Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях.
Выявление и собирание источников об утраченных памятниках истории и культуры края позволит более детально изучить региональную историю, историю и содержание региональной культуры, сформировать соответствующие банки данных, на базе которых возможны восстановление, реконструкция и реставрация памятников материальной и духовной культуры. Для реализации этих задач программа предусматривает:
– объединение краеведческой общественности, желающей участвовать в реализации программы;
– координация деятельности государственных органов и общественных организаций в рамках реализации программы;
– составление региональных сводов "Исчезнувшие памятники, свода "Исчезнувшие памятники России";
– издание методических пособий по проблемам выявления и сбора краеведческих материалов об утраченных памятниках, создания банков данных;
– проведение конференций, семинаров, совещаний по проблемам, связанным с реализацией программы;
– издание научной, справочной и популярной литературы, карт, изопродукции и т.п. об исчезнувших памятниках истории и культуры.
Летописание
Цель программы – организация деятельности краеведческой общественности по документированию современной истории своего края.
Быстротечность современной истории, феноменальная скорость, с которой протекают и изменяются исторические процессы, события, их необратимость, неизбежные изменения, происходящие в сознании и мировоззрении людей, сопровождаются непрерывным и закономерным "отсеканием" ("забвением") многого из того, что еще вчера казалось важным и определяющим. Шкала ценностного отношения к историческим фактам, событиям, явлениям непрерывно меняется, и это влечет за собой соответствующее изменение отношения к памятникам материальной и духовной культуры (вещевым, изобразительным, документальным, фольклорным и др.), отражающим эти процессы и явления. В представлении не только простых людей, но и официальных организаций такие памятники теряют свою научно-историческую, политическую, экономическую и иную значимость.
Опыт свидетельствует, что отсутствие объективных и достоверных источников о происходивших некогда, даже в недавнем прошлом, исторических процессах не позволяет исследователям реконструировать эти процессы и явления, проследить и понять их причинно-следственные связи, восстановить утраченные памятники и т.п.
Функцию документирования современной истории выполняют, преимущественно, два государственных института – архивы и музеи. Однако из-за малочисленных штатов, ограниченности площадей хранилищ, в силу некоторых узковедомственных ограничений государственные музеи и архивы не могут осуществить документирование региональной истории не только в комплексе, но даже и наиболее важных событий и явлений современности.
Существенную помощь в документировании современной региональной истории природы и общества могут оказать местные краеведческие организации. Объектами их поисково-собирательной документирующей деятельности могли бы стать различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения науки, образования, культуры, медицины, многообразные политические, экономические, экологические и другие процессы и явления, происходящие в крае.
Фото-кинофиксация и описание происходящих событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, создание общественных музеев, архивов, библиотек, наконец, ведение специальных летописей и хроник, – в том числе и о прошедших событиях, установленных на основании различных источников, – все это может стать общественно-краеведческими средствами документирования истории края.
Координирующую и организационно-методическую роль в реализации программы могли бы играть государственные архивы, музеи и библиотеки. Они могли бы разрабатывать "пакеты заданий", методики их выполнения, из которых первичные краеведческие организации и отдельные краеведы могли бы выбирать интересные и посильные для выполнения. Важно установление обратной связи: информирование этих музеев, архивов, библиотек о ходе и результатах выполнения "задания", передача собранных материалов в их фонды.
Школьное краеведение
Целевая программа "Школьное краеведение" осуществляется в целях совершенствования краеведения как важного средства повышения эффективности обучения и всестороннего развития учащихся.
Школьное краеведение имеет давние традиции, входит в комплекс образовательно-воспитательных средств системы народного образования. Организационно-методическое обслуживание школьного краеведения осуществляют специальные учреждения (станции юных туристов, центры и дома детского творчества и др.). Республиканскими организационно-методическими центрами школьного краеведения являются Центр детско-юношеского туризма и Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования Российской Федерации. На организацию школьного краеведения определенное влияние оказывают другие государственные учреждения и общественные Организации: Российская Академия образования, Педагогическое общество, Географическое общество. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, органы культуры, архивные органы и др.
Тематика поисково-собирательской деятельности школьников-краеведов разнообразна и широка: от истории школы, улицы, села, памятника, завода и т.д. до серьезных исследований исторического и естественнонаучного характера, что предопределяет потенциальную возможность участия школьников-краеведов в реализации большинства направлений комплексной программы "Краеведение" и практически всех целевых программ.
Союз краеведов России предполагает свое участие в школьно-краеведческом движении на основе координации принципов и методов деятельности с соответствующими органами народного' образования в следующих формах и направлениях:
– создание условий для включения краеведческих организаций учащихся в региональные краеведческие общества;
– делегирование Центру детско-юношеского туризма и Экспериментальному центру краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования Российской Федерации полномочий по организации участия школьников-краеведов (краеведческих объединений учащихся, поисково-собирательских клубов, отрядов, краеведческих кружков, школьных музеев и т.п.) в реализации комплексной программы "Краеведение";
– участие Союза краеведов России в туристско-краеведческом движении учащихся Российской Федерации "Отечество" и реализации его программы развития школьного краеведческого движения "Судьбы России", осуществляемого Центром детско-юношеского туризма Министерства образования Российской Федерации, в других комплексных, целевых, межведомственных программах, связанных с организацией и методикой школьного краеведения;
– участие в разработке проблем и вопросов теории, истории, методики и организации школьного краеведения;
– участие в осуществлении научных исследований по проблеме "Педагогика и краеведение", апробировании и внедрении результатов этих исследований;
– участие в организации, программном и методическом обеспечении системы подготовки и повышения квалификации руководителей краеведческой работы с учащимися школ, гимназий, лицеев, ПТУ, других учреждений образовательного характера;
– участие в проведении массовых мероприятий со школьниками-краеведами (слетов, конференций, экспедиций, краеведческих викторин и т.п.).
Школьные музеи
Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведениях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории.
Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.
Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.
Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может нанести непоправимый урон национальной культуре, делу воспитания молодого поколения.
Основные направления деятельности:
– привлечение внимания общества к школьным музеям, исходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в решении историко-культурных, учебных и воспитательных задач;
– разработка концепций школьного музея на современном этапе исторического развития общества, определение его статуса и условий материального обеспечения;
– паспортизация школьных музеев и каталогизация их коллекций;
– совершенствование деятельности школьных музеев, профессиональная подготовка их руководителей.
Приложение 2
Л.И.Татаринова, О.Г.Ухина,
Д.П.Мозговой
Программа курса "Экологическое краеведение". I блок программы – "Экологическая азбука" рассчитана на дошкольников и включает в себя 3 модуля для детей от 4 до 7 лет. II блок – "Живой дом" предназначен для младших школьников. III блок – "Мир вокруг нас" рассчитан на средних и старших школьников.
IV заключительный блок программы – "Проблемы региона" – рассчитан на студентов профильных специальностей ВУЗов.
Программа курса "Экологическое краеведение"
Год обучения Тема занятий
I блок "Экологическая азбука"