Ограничения, цели и участники
Совершенно другой подход к роли участников у Пеннингса и Гудмана, сделавших крупный вклад в литературу об эффективности (Pennings and Goodman, 1977). Они рассматривают участников, используя концепцию доминирующей коалиции. Чтобы показать, как авторы вводят участников в определение эффективности, необходимо проследить их теоретическую аргументацию. Их подход весьма близок содержащей противоречия модели, использованной в данном анализе.
Пеннингс и Гудман начинают свое доказательство с определения эффективности: "Организации эффективны, если они могут удовлетворить соответствующим ограничениям и если результаты деятельности организаций приближаются или превышают список рекомендаций для множественных целей" (с. 160).
Понятие ограничений включает условия или требования, которые следует выполнить, чтобы быть эффективной организацией. Ограничения включают политику и процедуры, установленные заранее. Они направляют принятие решения и поведение в организациях. Примеры ограничений - это "сохранение определенной доли рынка, поддержание качества на определенном уровне и запрет на бизнес в других странах, который требует политических взяток" (с. 160).
С другой стороны, организационные цели в виде желаемого конечного состояния или предметов задаются доминирующей коалицией. Пеннингс и Гудман правы, когда включают множественные цели. И ограничения, и цели используются при оценке эффективности, но между этими двумя понятиями есть существенное различие. Доминирующая коалиция уделяет особое внимание целям. Они тесно связаны с мотивациями доминирующей коалиции. Интересно, что цели и ограничения могут находиться в одном и том же измерении или сфере деятельности, но доминирующая коалиция будет уделять им различное внимание. Пеннингс и Гудман заявляют:
Станет ли достижение конкретного количества или уровня качества целью или ограничением, отчасти зависит от того, что важнее для доминирующей коалиции организации. Например, некоторые университеты США ограничивают число зачисленных студентов ради высокого качества академического образования, тогда как другие университеты стремятся к высокому зачислению, но ограничены необходимостью сохранить минимальный уровень академического качества (с. 161).Вторая разница между целями и ограничениями состоит в том, что "цели могут соответствовать рекомендации, а могут и не соответствовать, тогда как ограничения должны выполняться как необходимое условие организационной эффективности. Эффективность можно оценить по той степени, в которой цель приближается к рекомендации или превышает ее" (с. 161). Этот сложный набор понятий требует некоторого обсуждения. Рекомендации - это стандарты, по которым оцениваются ограничения и цели. Они включают стандарты оценок доминирующей коалиции. Ограничения должны выполняться, если организация хочет быть эффективной, но само соблюдение ограничения не означает эффективности. Эффективностью является достижение цели на вершине ограничения. Пеннингс и Гудман приводят пример коммерческой фирмы, которая хочет увеличить свою прибыль (цель) и в то же время сохранить качество услуги (ограничение). Ухудшение качества услуги будет способствовать меньшей эффективности, но и превышение стандарта качества услуги не приведет к ее повышению. Только увеличивая свою доходность и сохраняя качество услуги организация будет эффективной. Эффективность основана на той степени, в которой достигается цель.
Интересно, что Пеннингс и Гудман не вводят в качестве ограничений ресурсы. Казалось бы, системно-ресурсные и целевые модели могли хорошо ужиться с этой терминологией ограничения-цели. Конечно, ресурсы нужны, уровень ресурсов, требуемых для работы, является ограничением на организацию. Это может быть самым подходящим применением системно-ресурсной модели - например, рассматривать ресурсы как важные ограничения, которые следует выполнить, прежде чем начинать продвижение к цели.
Пеннингс и Гудман сознают, что существует множество целей и ограничений и что временные рамки для них непостоянны. Они признают, что для каждого ограничения или цели может быть множество рекомендаций, но не учитывают, что разные рекомендации для одной цели или ограничения могут содержать противоречивые элементы. Они признают также, что эффективность всегда следует измерять постфактум. Важным вкладом формулировки Пеннингса-Гудмана является детализация того, что организация имеет "голоса" внутри и снаружи. Это компоненты доминирующей коалиции, которая ставит цели и определяет ограничения. Критерий эффективности определяется доминирующей коалицией на основе достигнутых соглашений о консенсусе. Консенсус достигается путем переговоров между вовлеченными сторонами. Этот процесс не простой, поскольку разные "голоса" имеют различные и многоразмерные предпочтения.
Следствием процесса достижения консенсуса является фокусирование внимания на целях, ограничениях и рекомендациях. Он также вынуждает доминирующую коалицию рассмотреть альтернативные расстановки этих элементов, подбирая такие уровни ограничений, при которых цели могут быть достигнуты, или изменяя сами цели в соответствии с ограничениями, которые не регулируются. Пеннингс и Гудман рассматривают организации, как нечто, укомплектованное множеством "голосов", которые влияют на установку ограничений, целей и рекомендаций. Внутренняя доминирующая коалиция определяет формы и очертания, которые они принимают. Согласно Пеннингсу и Гудману, хотя "голоса" могут содержать много рекомендаций и ограничений, которыми можно оценить организацию, все эти ограничения и рекомендации будут приняты организацией только в той степени, в какой они станут полезным инструментом для оценки эффективности (с. 171).
Существует еще один важный элемент. Цели, ограничения и рекомендации определяются доминирующей коалицией. По мере того как доминирующая коалиция испытывает изменения в своем составе в результате сдвигов во власти или преемственности высшего руководства, изменяются и цели, ограничения и рекомендации. Со временем изменяется и восприятие эффективности, и предпочтения развивающихся элементов (Cameron and Whetten, 1981; Zammuto, 1982). Следовательно, цели, ограничения и рекомендации - это все время движущиеся объекты.
Подход, принятый в нашей содержащей противоречия модели, весьма близок тому, что предлагают Пеннингс и Гудман. Основная разница состоит в использовании ресурсов в качестве ограничений. Другое важное отличие в том, что содержащая противоречия модель не предполагает консенсуса, достигнутого в доминирующей коалиции, которому формула Пеннингс-Гудмана придает такое значение. Конечно, принятия решения добиваются, но иногда консенсус, достигнутый для принятия конкретного решения, так незначителен, что существует очень недолго и решение вскоре пересматривается. Противоречивая модель подчеркивает, что разные голоса в организации настолько непримиримы, что эффективность для одной стороны может оборачиваться противоположностью для Другой.
Формулировка Пеннингса-Гудмана гораздо глубже других моделей удовлетворенности участников, рассмотренных ранее. Она приведена здесь благодаря значению, которое авторы придают консенсусу, достигаемому доминирующей коалицией, и политическим аспектам при определении эффективности. И системно-ресурсное, и целевое моделирование имеют тенденцию предполагать рациональное принятие решения со стратегией, основанной на том, как лучше всего приобрести ресурсы или выжить, чтобы облегчить достижение цели. Наш подход также допускает, что решения будут до некоторой степени рациональными, но с поправкой на политические реалии организационной жизни.