Особенности социализации личности младшего школьника
В своем исследовании осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского (родного) языка мы придерживаемся концепции социализации (рождения) личности методиста А.А. Штеца [375]. «Личность, по определению Л.С. Выготского, - отмечает ученый, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и рождается в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
С другой стороны, личность не статическая система, а социальный организм, находящийся в непрерывном изменении: в развитии или деградации. Источники ее развития находятся в социальной среде, под влиянием которой личность сталкивается с противоречиями и самосовершенствуется, преодолевая их. В целом процесс развития личности должен пониматься как процесс саморазвития – объективный и суверенный. Он не может по своей сути сводиться к формированию личности, например в образовательных учреждениях, так как в процессе формирования ученик выступает только объектом воздействий, в принципе лишаясь собственного механизма саморазвития из-за утраты своей субъектности. Результатом такого формирования в социализации неизбежно оказываются пассивность и безынициативность личности ученика, но, главное, его деятельность теряет для него всякий личностной смысл. В этой связи следует подчеркнуть, что признание в воспитании подобного формирующего подхода к воспитаннику в корне противоречит самой идее саморазвивающейся личности и в целом гуманистическому образованию.
Принципиальное значение в этой связи, - продолжает автор, - приобретает трактовка понятия социализация.В самом общем виде оно понимается как взаимодействие личности с обществом, приводящего к интеграции человека в социальную систему на основе освоения личностью культуры общества. Интеграция личности в социальную систему приводит к тому, что в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности, поэтому необходимо учитывать двусторонний характер социализации личности (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, В.С. Мухина, В.А. Сластенин). Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных ценностей. Тенденция социальнойтипизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс самореализации человека в обществе путем усвоения социального опыта (в первую очередь ценностей и соответствующих им компетентностей), присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, определении собственной позиции, неповторимой индивидуальности, носителя определенной культуры. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс самоопределения личности по культуре и в первую очередь этнической, в ходе которого происходит актуализация национальной системы социальных связей (ценностей) и отношений» [375, c. 83-85]. Таким образом, процесс социализации должен «охватывать две сферы ценностей, обеспечивающих полноценную социализацию личности – это 1) сфера самореализации личности и 2) сфера ее самоопределения; а ведущая роль в технологии должна отводиться аксиологическому методу» [Там же].
В целом соотношение личности и процесса ее социализации может быть представлено в виде схемы (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Схема соотношения развития личности и ее социализации
Данное осмысление процесса социализации не противоречит современной парадигме личностно развивающего образования. Несколько аспектов социализации мы находим и в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Так, одной из основных задач и направлений развития системы образования является «формирование гражданской идентичности личности» [132, с. 6; 331, c. 7; 353, c. 4], которая «трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» [132, с. 37].
Структура гражданской идентичности, согласно новым образовательным стандартам, включает следующие компоненты:
- «когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
- ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
- эмоциональный (принятие или непринятие своей прилежности);
- деятельностный (поведенческий - гражданская активность)» [132, с. 37]. При этом среди компонентов требований к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе мы находим: знания «о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России»; «представление об общекультурном наследии России» (когнитивный компонент); обладание «эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности» (ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты) [132, с. 38]. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что «этническая принадлежность» обучающихся входит в структуру (является частью) их гражданского самоопределения – «гражданской идентичности» [244, c. 15]. Тем не менее, в новых федеральных государственных образовательных стандартах планируется:
- «принятие гражданином общенациональных и общечеловеческих ценностей»[99, c. 15];
- «осознание своей этнической и национальной принадлежности» [331, c. 8];
- «приобщение учащихся к общекультурным и национальным ценностям» [265, c. 85];
- «приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности» [331, c. 21] и др.
Кроме того, в анализируемых документах представлены:
- «гражданская идентичность (национальная, общероссийская, общечеловеческая)» [159, c. 6];
- «общекультурная и гражданская идентичность» [132, c. 4];
- «российская и гражданская идентичность» [159, c. 17];
- «гражданская и этническая идентичность» [266, c. 5];
- «гражданское и иное самоопределение и развитие» [99, c. 13; 353, c. 10];
- «этническая, религиозная, профессиональная и иная идентичность» [353, с. 11] и др.
Отмечая некоторую несогласованность в понимании процесса (структуры, аспектов) социализации, нашедшую свое отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах, тем не менее, можно выделить два характера (качества) социализации обучающихся в рамках аксиологического подхода к содержанию образования: гражданский (общекультурный, общечеловеческий) и национальный (социокультурный, этнический) аспекты. Исходя из этого, для нашего исследования осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка как родного представляется чрезвычайно важным обратиться к этнокультурным основам психолого-педагогического процесса.
Семинарское занятие: