Взаимодействие власти с бизнес-структурами

Чувство классового сознания подсказы­вает бизнесу, что в интересах самосохранения следует выступать не разроз­ненно, каждый за себя, а объединившись в соответствующие струк­туры, способные формировать консолидированные позицию и точку зрения. Поэтому повсюду в мире действуют бизнес-организации и бизнес-сообщества.

В России формами консолидации бизнеса стали: Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, Российский союз промыш­ленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная па­лата (ТПП) и другие объединения.

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации образован для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.

Совет осуществляет предварительное рассмотрение, проведение экспертной оценки и подготовки предложений по модернизации промышленности и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новых техники и технологий, увеличения объемов экспорта высокотехнологичной продукции, реализации научно-технической и инновационной политики с учетом конкурентных преимуществ Российской Федерации, укреплению конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках, развитию конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Совет Правительства содействует созданию условий для развития предпринимательства, в том числе малого, сокращению административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, формированию условий для экономической заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в развитии и поддержке социальной сферы.

Основным участником переговоров по любой экономической проблеме является Российский союз промышленников и предпринимате­лей (РСПП), образованный в 1990 г. (имел название Научно-промыш­ленный союз СССР и представлял в перестроечных условиях интере­сы директорского корпуса в органах власти СССР). В РСПП непо­средственно входят 11 тыс. предприятий, 317 тыс. индивидуальных членов, его влиянием охватывается 60% реального сектора, предпри­ятия которых производят около 80% ВВП страны. РСПП имеет ши­рокую филиальную сеть, которая, помимо прочего, выполняет и ин­формационно-просветительные функции, доводя до общества пози­ции работодателей по разным вопросам. С участием РСПП создан Координационный совет отечественных работодателей (КСОР), представляющий бизнес в трехсторонней комиссии наряду с Прави­тельством РФ и профобъединениями.

Возникнув как организация «красных директоров», РСПП со­вершил метаморфозу, став полезным и для всех, кто занимается биз­несом, и для власти. Сейчас РСПП выполняет роль коллективного посредника между бизнесом и властью, т.е. лоббистской организа­ции, вырабатывающей правила игры со стороны бизнеса. Это посто­янно действующая площадка для переговоров по сложным эконо­мическим проблемам. Но власти РСПП нужен не только для диалога с бизнесом, но и как рычаг управления и при необходимости кор­ректировки действий бизнеса.

РСПП через свой орган — бюро — взаимодействует с Президен­том РФ, Советом по предпринимательству при Правительстве РФ. Законодательные инициативы РСПП через Совет согласовываются с Правительством РФ (ряд членов бюро РСПП входят в Совет по предпринимательству). РСПП отстаивает интересы не отдельно взя­той компании, а бизнеса в целом. Его аналитики выявляют тенденции в экономике и с их учетом подвергают экспертизе проекты нор­мативных правовых актов органов власти. При их прохождении в парламенте и правительстве, органах региональных властей РСПП осуществляет цивилизованный лоббизм.

Члены РСПП имеют разнообразные контакты в высших эшелонах власти. Рассматриваются общие направления отношений с бизнес-сообществом, вопросы экономического развития страны, состояние законодательства в сфере государственного регулирования экономики. Это форма прямого влияния бизнеса на власть и власти на бизнес.

По одним вопросам решения принимаются оперативно, немед­ленно, и бизнес узнает, в какой мере власть пошла ему навстречу; по другим — даются поручения по более глубокой проработке и подготовке нормативного акта.

У РСПП есть свои варианты промышленной политики, налого­вой, балансовой, пенсионной, административной реформ. Как пра­вило, он находит общий язык с Правительством РФ, хотя по от­дельным направлениям экономической политики и реформ предла­гает иные варианты. РСПП за более внятную стратегию развития с четко обозначенными приоритетами. Его больше не устраивают экстенсивный характер развития, противоречащий мировой тенденции, разрыв в рентабельности нефтегазового сектора (40%) и остальной промышленности (9%), недоступность для малого и среднего бизнеса инвестиционных источников.

В концепции промышленной политики РСПП выделяются два направления. Первое — продолжение приватизации, передел соб­ственности, в основном путем перепродажи акций с подчинением предприятий крупным ФПГ. Кандидатов на продажу поставляет РФФИ, с которым РСПП и намерен теснее сотрудничать. После реформирования «Газпрома» предлагается повышение цен на газ, выделение транспортирующей компании в самостоятельное под­разделение, допуск независимых газодобытчиков к экспортной трубе.

Второе направление — использование возможностей государства для повышения конкурентоспособности предприятий, включая под­держку отдельно взятых компаний на внутреннем и внешнем рын­ках, финансирование инвестиционных проектов за счет бюджета в ключевых точках. Это линия на поддержку не отрасли, а компаний, холдингов, и не слабых, а сильных, путем налоговых и таможенных льгот, льгот по тарифам естественных монополий, приобретению но­вых активов, передачи сильным компаниям предприятий-банкротов. Все это должно позволить отечественным производителям закрепить­ся на внутреннем и внешнем рынках.

Предлагаются жесткие критерии отбора для поддержки: котировки акций, качество топ-менеджмента, репутация, доля профильных акти­вов, рыночная доля продукции, создание новых рабочих мест и др. Им могут соответствовать не более 200 компаний. Но и это можно считать шагом вперед, ведь Правительство РФ против финансовой поддержки, в основном из-за опасения роста коррупции. Правда, игнорирование РСПП отраслевого подхода не способствует технологическому про­грессу страны в целом. Например, исключаются из числа претен­дентов даже такие предприятия, как «Авиастар» (г. Ульяновск), способный выпускать «Ту-204». В промышленной политике РСПП заметно стремление поставить ресурсы государства на службу биз­несу. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы инте­ресы бизнеса и государства совпадали во всем.

Комиссия по корпоративной этике учреждена в соответствии с

принятой РСПП в 2002 г. Хартией деловой и корпоративной этики и качестве механизма разрешения корпоративных конфликтов. Члены Комиссии (арбитры, эксперты) избираются на заседании РСПП без ограничения срока полномочий. Необходимость такого подразделения обусловлена ростом конфликтных ситуаций хозяйствующих субъектов и неспособностью судебной системы оперативно на них реагировать. Деловая этика сведена к восьми заповедям (спо­собствовать укреплению основ института собственности; не оказы­вать незаконного влияния на решения судебных, правоохранитель­ных органов; строить бизнес, «основываясь на принципах добропо­рядочности, справедливости, честности» и т.д.). В случае конфликта стороны обращаются в Комиссию. Ее решениями (не имеющими юридической силы) могут быть примирение, общественное порица­ние, внесение в список неблагонадежных партнеров, исключение из членов бюро РСПП. Деловая репутация сейчас очень дорого стоит: попав в «черный список», можно потерять все. Поэтому предприни­матель много раз взвесит, стоит ли рисковать, совершая этически уязвимую сделку.

Только само бизнес-сообщество способно поддерживать высоко­нравственный порядок в собственном цехе, принуждать компании следовать правилам честного корпоративного управления. РСПП выступил с инициативой о заключении бизнесменами антикорруп­ционной конвенции, налагающей на них обязательства не давать взяток чиновникам, не подкупать их в любой форме, не проталки­вать во власть с помощью денег своих людей. Таким образом, речь идет о соблюдении общечеловеческих морально-этических норм (ко­торые почему-то оказались в дефиците), а не о введении каких-то новых правил.

Нью-Йоркская фондовая биржа контролирует соблюдение пра­вил корпоративного управления: ни одна компания не будет рабо­тать на бирже, пока не докажет свою честность. Крупнейшие компа­нии учредили институт разрешения споров; через него проходит до 10 тысяч дел в год.

РСПП из «профсоюза» олигархов превратился в полностью ло­яльную власти организацию. Принята концепция развития РСПП, в которой разделяется обеспокоенность государства по ключевым проблемам экономики и социальной жизни. Члены РСПП не скры­вают, а подчеркивают свою лояльность, так как это помогает ре­шать проблемы бизнеса.

Формой самоорганизации в основном среднего и малого бизне­са является Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации —содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

Приоритетными задачами и направлениями деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются:

· активное содействие развитию и широкому применению инноваций, современных технологий, экономики знаний;

· представление и защита интересов деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления;

· активное участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, и создание эффективной системы независимой экспертной оценки их проектов;

· участие в становлении и развитии инфраструктуры обслуживания предпринимательства, расширение сферы оказываемых палатами услуг, повышение их качества и высокой степени доступности для бизнеса, общественных и государственных структур, муниципальных образований;

· установление и развитие связей с иностранными партнерскими организациями и деловыми кругами, а также международными организациями бизнеса;

· содействие эффективному и качественному разрешению гражданско-правовых споров путем развития форм третейского разбирательства;

· продвижение товаров и услуг российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

· распространение принципов цивилизованного ведения бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде;

· формирование позитивного имиджа российских производителей товаров и услуг.

Перспективное направление деятельности ТПП РФ — организация сотрудничества на взаимовыгодной основе представителей малого и крупного бизнеса, прежде всего, в инновационной сфере.

Система Торгово-промышленной палаты России сегодня — это:

· более 170 территориальных торгово-промышленных палат;

· около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, представляющих основные секторы российской экономики;

· более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики;

· около 40 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности;

· более 30 комитетов ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и 800 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами;

· представительства за рубежом.

ТПП по возможностям лоббирования усту­пает РСПП, но стремится расширить полномочия, взять на себя ряд государственных функций: регистрацию предприятий, подготовку кадров для предприятий и др.

Власть провозгласила принцип равноудаленности бизнесменов от власти независимо от ранга. Он означает, в частности, недопущение борьбы бизнеса и власти на политическом поле, влияния бизнеса на большую политику, установление контактов бизнеса с властью толь­ко через формальные организации. Все это предопределяет неизбеж­ность повышения роли, расширения сферы деятельности создавае­мых бизнесом организационных структур.

Президент РФ с 2000 г. практикует встречи с представителями сначала крупного, а затем и среднего и малого бизнеса. До 2003 г. они были частыми и регулярными, а в последние годы их число значительно со­кратилось, но важность их не утрачена. Тема­тика встреч изменилась, уменьшился и перечень приглашаемых лиц (почти в два раза). Это результат утраты остроты во взаимоотноше­ниях бизнеса и власти. Прежде бизнесмены приходили и просили что-то, высказывали жалобы на притеснение со стороны органов государственного управления. Теперь бизнес стремится идти на­встречу государству, участвовать в его проектах, прежде всего соци­альных.

Одновременно участились открытые (публикации в СМИ) обра­щения представителей бизнес-сообщества, отдельно взятых компа­ний непосредственно к Президенту РФ с просьбами о помощи в ре­шении их деловых проблем. Например, виноделы и торговцы просят защитить их от действий Главного санитарного врача страны, запре­тившего продажу недоброкачественной алкогольной продукции, «взять под личный контроль сложившуюся ситуацию, а также дать указание соответствующим министерствам провести проверку право­мерности распоряжения Главного санитарного врача». Вряд ли авто­ры обращения не понимают, что оно и не по адресу, и смехотворно, но идут на такой шаг, надеясь на эффект PR.

Лоббирование

Лоббирование — это наиболее распространенный способ влияния бизнеса на власть, приспособления государственной политики к корпоративным или личным интересам. Оно обусловливается не полномочиями, а положением, статусом юридического или физиче­ского лица (лоббиста), порождающим возможность давления. Дви­жущим мотивом лоббирования является соблазн добиваться роста бизнеса, перераспределения в свою пользу государственных ресурсов, льготных кредитов, лицензий, квот и других преференций благодаря лишь тесным связям с уполномоченными органами власти или госу­дарственными служащими. Диапазон объектов и целей лоббирования весьма широк — от принятия нужных нормативных правовых актов, проникновения на рынок государственных закупок со своими товарами до прямых финансовых выгод в сфере обращения.

Весьма широкое распространение лоббизма в мировой практике объясняется его высокой результативностью для конкретных бизнес-сообществ или отдельно взятых компаний. Получение преимуществ, естественно, не обходится без финансовых затрат для лоббирующих компаний, но они окупаются в случае урегулирования проблем с по­мощью власти. Всякой фирме присуще продвижение своих интере­сов в открытой или закамуфлированной форме (под отраслевые, региональные и даже государственные интересы). Применяется и кол­лективное лоббирование общих интересов нескольких компаний: нередко оно позволяет добиваться больших успехов, чем в одиночку. Лоббирование осуществляют непосредственно сотрудники предпри­ятия, специально подбираемые для этого организации и лица — профессиональные лоббисты, представители органов власти.

Деятельность профессионального лоббиста требует особого мыш­ления, системности, долготерпения, быстрого реагирования и не тер­пит суеты. Повседневная работа лоббистов проявляется в регулярном мониторинге решений органов власти, получении от них выходящих документов, прогнозировании действий власти в недалеком будущем и их оценке. Следующим шагом становится установление тесных лич­ных контактов с людьми из власти. Оно подкрепляется приглашением чиновников на проводимые мероприятия и презентации.

Различают легальное и нелегальное, цивилизованное и внеправовое лоббирование. Легальное лоббирование выражается в деятельно­сти представителей коммерческих и государственных структур, депу­татов, направленной на одобрение проектов, отражающих интересы определенных отраслей, регионов, слоев общества, лиц. Оно считается нормальным процессом взаимодействия, особенно при доведении интересов бизнеса до общественности.

При цивилизованном лоббировании власть взаимодействует с бизнесменами открыто — через организации или непосредственно. Кроме того, функции лоббирования могут осуществлять партии в парламенте, программы которых отвечают интересам компаний. При этом подкуп чиновников или депутатов не подразумевается.

В развитых странах функционируют системы контор и агентств крупных компаний при законодательной и исполнительной власти. Они регистрируются, имеют официальные кабинеты с соответствую­щими вывесками на дверях, платят налоги. В мире ежегодно утвер­ждаются более 2000 организаций и групп, которые привлекаются для обсуждения документов, затрагивающих их интересы (в Германии свои интересы лоббирует даже общество велосипедистов).

Нелегальное, нецивилизованное лоббирование находится за пре­делами правового поля, но отличить его от легального весьма слож­но, внешне они могут иметь одни и те же формы. Подкуп представи­телей власти считается главной отличительной чертой нецивилизо­ванного лоббирования. При нелегальном лоббировании лоббист пред­лагает плату за выгодное для клиента решение вопроса. Предостав­ление услуг чиновником за деньги принято называть коррупцией.

С началом реформирования были упразднены многие контроль­ные функции государства, что создало благоприятные условия для лоббирования. В качестве лоббистов стали выступать ответственные лица государственных, коммерческих, политических структур, регио­нальные лидеры, бизнес-структуры. Руководители компаний считают вправе лоббировать свои экономические интересы открыто. Едва ли не штатными лоббистами выглядят депутаты парламента, политиче­ские партии, представленные в нем. Некоторые партии заявляют о поддержке тех или иных направлений бизнеса, компаний. В ответ бизнес поддерживает политические партии и движения, но осторожно, не напрямую, а участием собственников бизнеса и сотрудников. Организованными лоббистами выступают нефтяные компании, их ставленники имеют прочное положение во всех звеньях управления.

Лоббисты оказывают давление на законодателей и чиновников следующими способами:

• обсуждение проектов законов, других нормативных актов с участием бизнес союзов и ассоциаций, отражающих консолидиро­ванное мнение большинства предприятий;

• поддержка бизнесом кандидатов на должности в федеральные и региональные органы власти, кандидатов в депутаты законодательных органов, прикрепление депутатов к компаниям;

• проникновение представителей бизнеса во власть (через депу­татов, губернаторов и другие должности);

• публичное выражение бизнесменами позиции по общенациональным вопросам.

Все способы опосредуются установлением личных связей с пред­ставителями власти и СМИ.

Наиболее продуктивным для бизнеса является влияние на фор­мирование кадрового состава органов власти, обеспечение высокого уровня представительства своих людей путем финансирования изби­рательных кампаний, выдвижения собственных кандидатов, перехода успешных бизнесменов во власть, в комиссии и советы при органах власти. Поэтому тенденцией последних лет является повышение до­ли представителей бизнеса в органах власти.

В Государственной Думе немало выходцев из предприниматель­ских структур. Бюджетный процесс превращается в соревнование де­путатов-лоббистов за статьи, особенно федеральной инвестиционной программы. Почти 1/3 сенаторов не имеет никакой связи с представ­ляемыми ими регионами. И это устраивает многих руководителей, посылающих таких представителей в Совет Федерации, так как им нужны лица, обладающие связями в эшелонах власти и бизнеса, т.е. лоббисты. Такой практике способны противодействовать выборы чле­нов Совета Федерации (избиратели могут не пропустить во власть слу­чайных или нужных только определенным группам и лицам людей).

Собственными возможностями в лоббировании располагают крупные банки (квалифицированные эксперты, деньги). Ассоциацией российских банков (АРБ) создан Национальный фонд развития банковской системы для цивилизованного лоббирования нужных АРБ законопроектов, их прозрачного финансирования. Заинтересо­ванным банкам предложено перечислять взносы в фонд для финансирования разработки и экспертизы нормативных актов.

Большое значение придается дипломатическому сопровождению бизнeca. Оно выражается в том, что через каналы МИД России осуществля­ется презентация компаний в стране пребывания посла. Его поддержка проекта компании в стране-импортере является свидетельством государ­ственной поддержки (дипломатического сопровождения). Она осуществ­ляется на своей и иностранной территории при условии встраивания интересов отдельно взятых компаний в общенациональные интересы.

Рамочным документом, определяющим содержание дипломати­ческого сопровождения, является Соглашение о сотрудничестве между МИД РФ и РСПП.

Лоббирование приносит неплохие дивиденды тем, кто его заказывает и осуществляет. Однако в масштабе всей экономики его вред очевиден. Во-первых, подрываются основы свободной конкуренции, она заменяет­ся связями с властью. Во-вторых, сама власть становится источником дохода, в крайней форме проявляющегося в перекачке бюджетных средств, в пользу крупных частных компаний. В-третьих, наносится вред мелкому бизнесу, неспособному организационно защищать свои интересы.

Наши рекомендации