Взаимодействие власти с бизнес-структурами
Чувство классового сознания подсказывает бизнесу, что в интересах самосохранения следует выступать не разрозненно, каждый за себя, а объединившись в соответствующие структуры, способные формировать консолидированные позицию и точку зрения. Поэтому повсюду в мире действуют бизнес-организации и бизнес-сообщества.
В России формами консолидации бизнеса стали: Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и другие объединения.
Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.
Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации образован для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.
Совет осуществляет предварительное рассмотрение, проведение экспертной оценки и подготовки предложений по модернизации промышленности и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новых техники и технологий, увеличения объемов экспорта высокотехнологичной продукции, реализации научно-технической и инновационной политики с учетом конкурентных преимуществ Российской Федерации, укреплению конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках, развитию конкуренции и ограничение монополистической деятельности.
Совет Правительства содействует созданию условий для развития предпринимательства, в том числе малого, сокращению административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, формированию условий для экономической заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в развитии и поддержке социальной сферы.
Основным участником переговоров по любой экономической проблеме является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), образованный в 1990 г. (имел название Научно-промышленный союз СССР и представлял в перестроечных условиях интересы директорского корпуса в органах власти СССР). В РСПП непосредственно входят 11 тыс. предприятий, 317 тыс. индивидуальных членов, его влиянием охватывается 60% реального сектора, предприятия которых производят около 80% ВВП страны. РСПП имеет широкую филиальную сеть, которая, помимо прочего, выполняет и информационно-просветительные функции, доводя до общества позиции работодателей по разным вопросам. С участием РСПП создан Координационный совет отечественных работодателей (КСОР), представляющий бизнес в трехсторонней комиссии наряду с Правительством РФ и профобъединениями.
Возникнув как организация «красных директоров», РСПП совершил метаморфозу, став полезным и для всех, кто занимается бизнесом, и для власти. Сейчас РСПП выполняет роль коллективного посредника между бизнесом и властью, т.е. лоббистской организации, вырабатывающей правила игры со стороны бизнеса. Это постоянно действующая площадка для переговоров по сложным экономическим проблемам. Но власти РСПП нужен не только для диалога с бизнесом, но и как рычаг управления и при необходимости корректировки действий бизнеса.
РСПП через свой орган — бюро — взаимодействует с Президентом РФ, Советом по предпринимательству при Правительстве РФ. Законодательные инициативы РСПП через Совет согласовываются с Правительством РФ (ряд членов бюро РСПП входят в Совет по предпринимательству). РСПП отстаивает интересы не отдельно взятой компании, а бизнеса в целом. Его аналитики выявляют тенденции в экономике и с их учетом подвергают экспертизе проекты нормативных правовых актов органов власти. При их прохождении в парламенте и правительстве, органах региональных властей РСПП осуществляет цивилизованный лоббизм.
Члены РСПП имеют разнообразные контакты в высших эшелонах власти. Рассматриваются общие направления отношений с бизнес-сообществом, вопросы экономического развития страны, состояние законодательства в сфере государственного регулирования экономики. Это форма прямого влияния бизнеса на власть и власти на бизнес.
По одним вопросам решения принимаются оперативно, немедленно, и бизнес узнает, в какой мере власть пошла ему навстречу; по другим — даются поручения по более глубокой проработке и подготовке нормативного акта.
У РСПП есть свои варианты промышленной политики, налоговой, балансовой, пенсионной, административной реформ. Как правило, он находит общий язык с Правительством РФ, хотя по отдельным направлениям экономической политики и реформ предлагает иные варианты. РСПП за более внятную стратегию развития с четко обозначенными приоритетами. Его больше не устраивают экстенсивный характер развития, противоречащий мировой тенденции, разрыв в рентабельности нефтегазового сектора (40%) и остальной промышленности (9%), недоступность для малого и среднего бизнеса инвестиционных источников.
В концепции промышленной политики РСПП выделяются два направления. Первое — продолжение приватизации, передел собственности, в основном путем перепродажи акций с подчинением предприятий крупным ФПГ. Кандидатов на продажу поставляет РФФИ, с которым РСПП и намерен теснее сотрудничать. После реформирования «Газпрома» предлагается повышение цен на газ, выделение транспортирующей компании в самостоятельное подразделение, допуск независимых газодобытчиков к экспортной трубе.
Второе направление — использование возможностей государства для повышения конкурентоспособности предприятий, включая поддержку отдельно взятых компаний на внутреннем и внешнем рынках, финансирование инвестиционных проектов за счет бюджета в ключевых точках. Это линия на поддержку не отрасли, а компаний, холдингов, и не слабых, а сильных, путем налоговых и таможенных льгот, льгот по тарифам естественных монополий, приобретению новых активов, передачи сильным компаниям предприятий-банкротов. Все это должно позволить отечественным производителям закрепиться на внутреннем и внешнем рынках.
Предлагаются жесткие критерии отбора для поддержки: котировки акций, качество топ-менеджмента, репутация, доля профильных активов, рыночная доля продукции, создание новых рабочих мест и др. Им могут соответствовать не более 200 компаний. Но и это можно считать шагом вперед, ведь Правительство РФ против финансовой поддержки, в основном из-за опасения роста коррупции. Правда, игнорирование РСПП отраслевого подхода не способствует технологическому прогрессу страны в целом. Например, исключаются из числа претендентов даже такие предприятия, как «Авиастар» (г. Ульяновск), способный выпускать «Ту-204». В промышленной политике РСПП заметно стремление поставить ресурсы государства на службу бизнесу. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы интересы бизнеса и государства совпадали во всем.
Комиссия по корпоративной этике учреждена в соответствии с
принятой РСПП в 2002 г. Хартией деловой и корпоративной этики и качестве механизма разрешения корпоративных конфликтов. Члены Комиссии (арбитры, эксперты) избираются на заседании РСПП без ограничения срока полномочий. Необходимость такого подразделения обусловлена ростом конфликтных ситуаций хозяйствующих субъектов и неспособностью судебной системы оперативно на них реагировать. Деловая этика сведена к восьми заповедям (способствовать укреплению основ института собственности; не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных органов; строить бизнес, «основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности» и т.д.). В случае конфликта стороны обращаются в Комиссию. Ее решениями (не имеющими юридической силы) могут быть примирение, общественное порицание, внесение в список неблагонадежных партнеров, исключение из членов бюро РСПП. Деловая репутация сейчас очень дорого стоит: попав в «черный список», можно потерять все. Поэтому предприниматель много раз взвесит, стоит ли рисковать, совершая этически уязвимую сделку.
Только само бизнес-сообщество способно поддерживать высоконравственный порядок в собственном цехе, принуждать компании следовать правилам честного корпоративного управления. РСПП выступил с инициативой о заключении бизнесменами антикоррупционной конвенции, налагающей на них обязательства не давать взяток чиновникам, не подкупать их в любой форме, не проталкивать во власть с помощью денег своих людей. Таким образом, речь идет о соблюдении общечеловеческих морально-этических норм (которые почему-то оказались в дефиците), а не о введении каких-то новых правил.
Нью-Йоркская фондовая биржа контролирует соблюдение правил корпоративного управления: ни одна компания не будет работать на бирже, пока не докажет свою честность. Крупнейшие компании учредили институт разрешения споров; через него проходит до 10 тысяч дел в год.
РСПП из «профсоюза» олигархов превратился в полностью лояльную власти организацию. Принята концепция развития РСПП, в которой разделяется обеспокоенность государства по ключевым проблемам экономики и социальной жизни. Члены РСПП не скрывают, а подчеркивают свою лояльность, так как это помогает решать проблемы бизнеса.
Формой самоорганизации в основном среднего и малого бизнеса является Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).
Торгово-промышленная палата Российской Федерации — негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации — представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации —содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.
Приоритетными задачами и направлениями деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются:
· активное содействие развитию и широкому применению инноваций, современных технологий, экономики знаний;
· представление и защита интересов деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления;
· активное участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, и создание эффективной системы независимой экспертной оценки их проектов;
· участие в становлении и развитии инфраструктуры обслуживания предпринимательства, расширение сферы оказываемых палатами услуг, повышение их качества и высокой степени доступности для бизнеса, общественных и государственных структур, муниципальных образований;
· установление и развитие связей с иностранными партнерскими организациями и деловыми кругами, а также международными организациями бизнеса;
· содействие эффективному и качественному разрешению гражданско-правовых споров путем развития форм третейского разбирательства;
· продвижение товаров и услуг российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
· распространение принципов цивилизованного ведения бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде;
· формирование позитивного имиджа российских производителей товаров и услуг.
Перспективное направление деятельности ТПП РФ — организация сотрудничества на взаимовыгодной основе представителей малого и крупного бизнеса, прежде всего, в инновационной сфере.
Система Торгово-промышленной палаты России сегодня — это:
· более 170 территориальных торгово-промышленных палат;
· около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, представляющих основные секторы российской экономики;
· более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики;
· около 40 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности;
· более 30 комитетов ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и 800 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами;
· представительства за рубежом.
ТПП по возможностям лоббирования уступает РСПП, но стремится расширить полномочия, взять на себя ряд государственных функций: регистрацию предприятий, подготовку кадров для предприятий и др.
Власть провозгласила принцип равноудаленности бизнесменов от власти независимо от ранга. Он означает, в частности, недопущение борьбы бизнеса и власти на политическом поле, влияния бизнеса на большую политику, установление контактов бизнеса с властью только через формальные организации. Все это предопределяет неизбежность повышения роли, расширения сферы деятельности создаваемых бизнесом организационных структур.
Президент РФ с 2000 г. практикует встречи с представителями сначала крупного, а затем и среднего и малого бизнеса. До 2003 г. они были частыми и регулярными, а в последние годы их число значительно сократилось, но важность их не утрачена. Тематика встреч изменилась, уменьшился и перечень приглашаемых лиц (почти в два раза). Это результат утраты остроты во взаимоотношениях бизнеса и власти. Прежде бизнесмены приходили и просили что-то, высказывали жалобы на притеснение со стороны органов государственного управления. Теперь бизнес стремится идти навстречу государству, участвовать в его проектах, прежде всего социальных.
Одновременно участились открытые (публикации в СМИ) обращения представителей бизнес-сообщества, отдельно взятых компаний непосредственно к Президенту РФ с просьбами о помощи в решении их деловых проблем. Например, виноделы и торговцы просят защитить их от действий Главного санитарного врача страны, запретившего продажу недоброкачественной алкогольной продукции, «взять под личный контроль сложившуюся ситуацию, а также дать указание соответствующим министерствам провести проверку правомерности распоряжения Главного санитарного врача». Вряд ли авторы обращения не понимают, что оно и не по адресу, и смехотворно, но идут на такой шаг, надеясь на эффект PR.
Лоббирование
Лоббирование — это наиболее распространенный способ влияния бизнеса на власть, приспособления государственной политики к корпоративным или личным интересам. Оно обусловливается не полномочиями, а положением, статусом юридического или физического лица (лоббиста), порождающим возможность давления. Движущим мотивом лоббирования является соблазн добиваться роста бизнеса, перераспределения в свою пользу государственных ресурсов, льготных кредитов, лицензий, квот и других преференций благодаря лишь тесным связям с уполномоченными органами власти или государственными служащими. Диапазон объектов и целей лоббирования весьма широк — от принятия нужных нормативных правовых актов, проникновения на рынок государственных закупок со своими товарами до прямых финансовых выгод в сфере обращения.
Весьма широкое распространение лоббизма в мировой практике объясняется его высокой результативностью для конкретных бизнес-сообществ или отдельно взятых компаний. Получение преимуществ, естественно, не обходится без финансовых затрат для лоббирующих компаний, но они окупаются в случае урегулирования проблем с помощью власти. Всякой фирме присуще продвижение своих интересов в открытой или закамуфлированной форме (под отраслевые, региональные и даже государственные интересы). Применяется и коллективное лоббирование общих интересов нескольких компаний: нередко оно позволяет добиваться больших успехов, чем в одиночку. Лоббирование осуществляют непосредственно сотрудники предприятия, специально подбираемые для этого организации и лица — профессиональные лоббисты, представители органов власти.
Деятельность профессионального лоббиста требует особого мышления, системности, долготерпения, быстрого реагирования и не терпит суеты. Повседневная работа лоббистов проявляется в регулярном мониторинге решений органов власти, получении от них выходящих документов, прогнозировании действий власти в недалеком будущем и их оценке. Следующим шагом становится установление тесных личных контактов с людьми из власти. Оно подкрепляется приглашением чиновников на проводимые мероприятия и презентации.
Различают легальное и нелегальное, цивилизованное и внеправовое лоббирование. Легальное лоббирование выражается в деятельности представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленной на одобрение проектов, отражающих интересы определенных отраслей, регионов, слоев общества, лиц. Оно считается нормальным процессом взаимодействия, особенно при доведении интересов бизнеса до общественности.
При цивилизованном лоббировании власть взаимодействует с бизнесменами открыто — через организации или непосредственно. Кроме того, функции лоббирования могут осуществлять партии в парламенте, программы которых отвечают интересам компаний. При этом подкуп чиновников или депутатов не подразумевается.
В развитых странах функционируют системы контор и агентств крупных компаний при законодательной и исполнительной власти. Они регистрируются, имеют официальные кабинеты с соответствующими вывесками на дверях, платят налоги. В мире ежегодно утверждаются более 2000 организаций и групп, которые привлекаются для обсуждения документов, затрагивающих их интересы (в Германии свои интересы лоббирует даже общество велосипедистов).
Нелегальное, нецивилизованное лоббирование находится за пределами правового поля, но отличить его от легального весьма сложно, внешне они могут иметь одни и те же формы. Подкуп представителей власти считается главной отличительной чертой нецивилизованного лоббирования. При нелегальном лоббировании лоббист предлагает плату за выгодное для клиента решение вопроса. Предоставление услуг чиновником за деньги принято называть коррупцией.
С началом реформирования были упразднены многие контрольные функции государства, что создало благоприятные условия для лоббирования. В качестве лоббистов стали выступать ответственные лица государственных, коммерческих, политических структур, региональные лидеры, бизнес-структуры. Руководители компаний считают вправе лоббировать свои экономические интересы открыто. Едва ли не штатными лоббистами выглядят депутаты парламента, политические партии, представленные в нем. Некоторые партии заявляют о поддержке тех или иных направлений бизнеса, компаний. В ответ бизнес поддерживает политические партии и движения, но осторожно, не напрямую, а участием собственников бизнеса и сотрудников. Организованными лоббистами выступают нефтяные компании, их ставленники имеют прочное положение во всех звеньях управления.
Лоббисты оказывают давление на законодателей и чиновников следующими способами:
• обсуждение проектов законов, других нормативных актов с участием бизнес союзов и ассоциаций, отражающих консолидированное мнение большинства предприятий;
• поддержка бизнесом кандидатов на должности в федеральные и региональные органы власти, кандидатов в депутаты законодательных органов, прикрепление депутатов к компаниям;
• проникновение представителей бизнеса во власть (через депутатов, губернаторов и другие должности);
• публичное выражение бизнесменами позиции по общенациональным вопросам.
Все способы опосредуются установлением личных связей с представителями власти и СМИ.
Наиболее продуктивным для бизнеса является влияние на формирование кадрового состава органов власти, обеспечение высокого уровня представительства своих людей путем финансирования избирательных кампаний, выдвижения собственных кандидатов, перехода успешных бизнесменов во власть, в комиссии и советы при органах власти. Поэтому тенденцией последних лет является повышение доли представителей бизнеса в органах власти.
В Государственной Думе немало выходцев из предпринимательских структур. Бюджетный процесс превращается в соревнование депутатов-лоббистов за статьи, особенно федеральной инвестиционной программы. Почти 1/3 сенаторов не имеет никакой связи с представляемыми ими регионами. И это устраивает многих руководителей, посылающих таких представителей в Совет Федерации, так как им нужны лица, обладающие связями в эшелонах власти и бизнеса, т.е. лоббисты. Такой практике способны противодействовать выборы членов Совета Федерации (избиратели могут не пропустить во власть случайных или нужных только определенным группам и лицам людей).
Собственными возможностями в лоббировании располагают крупные банки (квалифицированные эксперты, деньги). Ассоциацией российских банков (АРБ) создан Национальный фонд развития банковской системы для цивилизованного лоббирования нужных АРБ законопроектов, их прозрачного финансирования. Заинтересованным банкам предложено перечислять взносы в фонд для финансирования разработки и экспертизы нормативных актов.
Большое значение придается дипломатическому сопровождению бизнeca. Оно выражается в том, что через каналы МИД России осуществляется презентация компаний в стране пребывания посла. Его поддержка проекта компании в стране-импортере является свидетельством государственной поддержки (дипломатического сопровождения). Она осуществляется на своей и иностранной территории при условии встраивания интересов отдельно взятых компаний в общенациональные интересы.
Рамочным документом, определяющим содержание дипломатического сопровождения, является Соглашение о сотрудничестве между МИД РФ и РСПП.
Лоббирование приносит неплохие дивиденды тем, кто его заказывает и осуществляет. Однако в масштабе всей экономики его вред очевиден. Во-первых, подрываются основы свободной конкуренции, она заменяется связями с властью. Во-вторых, сама власть становится источником дохода, в крайней форме проявляющегося в перекачке бюджетных средств, в пользу крупных частных компаний. В-третьих, наносится вред мелкому бизнесу, неспособному организационно защищать свои интересы.