ОАЭ – КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНАРХИЯ
Если говорить о республиканской форме правления, то следует отметить, что нетипичность здесь проявляется в несменяемости главы государства. Как известно, несменяемость признак монархии, а не республики. Поэтому можно говорить о президентско-монических республиках ( в прошлом Индонезия и Югославия). + Монократические республики (КНДР, Куба).
Тенденцией последних лет является сокращение числа «чистых»п президентских и парламентарных республик.
Важнейшей позитивной чертой парламентских республик (Италия) является ответственность правительства перед парламентом, которое обязано учитывать в своей деятельности соотношение сил в парламенте и следовательно общественное мнение. Однако правительство часто свергается парламентом, особенно в условиях многопартийной системы когда нет доминирующей партии. Поэтому с целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть используется концепция рационализированного парламентаризма (повышение роли исполнительной власти). Для этого президент наделяется некоторыми самостоятельными полномочиями, что повышает его роль в парламентарной республике, а также вводится ограничение вотума недоверия.
В Германии недоверие канцлеру считается принятым только при условии , если указана фамилия его правопреемника. Во Франции требуется, чтобы резолюция порицания была мотивирована и подписана не менее чем 1/10 членов Народного Собрания, а принимается абсолютным большинством его состава.
Позитивной чертой в президентской республике является стабильность правительства(единство ИВ), возможность обеспечения единства исполнительной власти (т.к. правительство возглавляет глава государства). Однако президентская республика как и ранее было сказано, имеет тенденцию к авторитаризму. Парламент теряет контроль над исполнительной властью. Для преодоления этих тенденций предъявляется требование об ответственности правительства. При этом ответственность перед парламентом несут лишь отдельные министры, а не глава правительства, которым реально является президент.
В некоторых президентских республиках создается должность административного премьер-министра, роль которого в определении политики правительства, в отличие от президента чисто номинальная. Однако это позволило установить ответственность правительства в целом. Хотя правительство ответственно перед парламентом, назначает его президент.
Тенденцией является снижение роли президента в президентской республике. Для этого вводится требование об утверждении назначенных министров парламентом. Появление смешанных форм правления нельзя оценивать только с позитивных позиций. Дело в том., что нарушаются отработанные и проверенные временем механизмы взаимодействия между ветвями власти. Это зачастую приводит к нарушению законодательства. В парламентарной республике происходит усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена. Поэтому направление государственной политики ставятся в зависимость от личности конкретного президента. Что же касается президентских республик, то усиление контроля парламента за деятельностью правительства часто оказывается лишь видимостью.
+ СУПЕР президентские республики, + президентская милитарная республика + теократическая республика - Иран, теократическая монархия – Ватикан.
11. Нетипичные формы правления.
Форма гос. правления – это элемент формы государства, характеризующий организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.
По формам правления государства делятся на монархии и республики. В монархии глава государства наследственный и пожизненный, в республике - выборный и на определенный срок. В абсолют монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, в дуалистической монархии законодательствует парламент, а управление страной возглавляет король перед которым несут ответственность министры, в парламентарных монархиях король царствует, но не правит: состав правительства определяет парламент, перед которым оно отвечает. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место короля занимает избираемый президент, а в парламентарной республике они похожи на отношения в парламентарной монархии.
Указанные критерии для различения и ныне сохраняют своё значение, все (кроме явно выраженной дуалист мон) существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы. Говоря о смешанных и «гибидных» формах правления нужно отметить тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (н-р, в Малазии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).
Причины модификаций: 1). практика показывает, что для управляемости гос-вом важно не только и не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия в работе высших органов государства. 2). «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Н-р, президентской республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму.3). возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распрстраненем и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов.
«Монархическая республика» и «республиканская монархия». В современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени (Малазия, ОАЭ). В каждом из этих государств глава переизбирается каждые 5 лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархич ф-му правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из «местных монархов» - правителей составных частей федерации. Малазия (выборная монархия): 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в 4 других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. ОАЭ (коллективная монархия): высший совет семи эмиров – субъектов федерации обладает всей полнотой власти – он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малазии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии – несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик, а о республиках президентско-монистических (США, Франц).
В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезид-х презид-ко-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривала пожизненных президентов (Индонезия, социалистическая Югославия, Малави, Тунис и др.).
Полупрезидентская, полупарламентарная республика. Как известно, существует несколько отличительных признаков между презид-кой и парлам-кой республиками, но главное различие между ними заключается в способе политической ответственности правительства. Все др признаки не являются решающими. Если президент не только юридически, но и фактически свободен в выборе министров, сам решает этот вопрос по своему усмотрению вправе уволить любого его члена, то это – президентская республика (США, Сирия). Если же правительство формируется на деле парламентом (акт президента о назначении министров выражает лишь волю параламентского большинства, и иначе быть не может) и несет ответственность не перед президентом, а перед парламентом, то это парламентарная республика(Италия, Герм, Индия и др.). В последние десятилетия указанный главный признак все чаще подвергается различным коррективам. В результате возникают полупрезидентские и полупарламентские республики. Одной из положительных черт президенской республики является стабильность правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку. Кроме того форма обеспечивает единство исполнительной власти: прав-во возглав глава государства, даже если есть должность премьер-мин-ра. Положит чертой парламентарной респ явл ответственность правительства перед парламеном, которое обязано учитывать в своей деятельности соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение. Но презид-кая респ тяготеет к авторитаризму. Исполнит власть ускользает из-под парламентского контроля. Правительство же парламентарной республики в условиях многопартийной системы, особенно если нет доминирующей партии или устойчивой коалиции партий, слабо и часто свергается парламентом. Для того, чтобы соединить указанные позитивные элементы парламентарной и президентской республик, в первой из них вводится ограничение вотума недоверия, а во второй создаются ограниченные формы вотума недоверия. Создание смешанных форм связано с установлением в президентской республике ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым остается фактически, а часто юридически президент. Эта тенденция нашла отражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки. В некоторых президентских республиках создается особая должность административного премьер-министра (Египет, Перу, Турция и тд), но он не опред-ет политику правительства, это делает президент, остающийся его фактическим руководителем. Правительство ответственно перед парламентом, но назначает его президент без одобрения последнего.
Президентско-милитарная республика устан в рез-те военных переворотов. Парламент – распускается, Президент, Правительство – смещаются. Устан новый орга – военный совет, кот возглав военный лидер.
Клерикальные (теократические) республики. Н-р: Иран – правит мусульманское духовенство. Глав роль принадл Рах Бару. Глав пост принадлежит духовному лицу. Действует Совет экспертов, которые избирают Рах Бара.
РФ – смешанная республика, тк сочетает черты презид и парлам республик.
Тенденции к созданию смешанных форм связаны с конституционным снижением роли президента в президентской республике и с повышением этой роли в парламентарной республике. В первом случае вводятся положения об утверждении парламентом назначений министров, во втором – президент наделяется некоторыми самостоятельными полномочиями. В целом создание смешанных и «гибридных» форм правления имеет как показывает практика несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах. Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы. 1). нарушается единство стр-ры упр-я и возникают новые виды отношений, коллизии, несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. 2). возраст роль парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства – часто лишь внешнее. 3). в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители власти нередко имеют стремление к авторитаризму.