Религия и культура. распространение ислама
В Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.
Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI-XII векам. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по-прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др.
Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками. В X-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах.
Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии.
РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие науки.
Начиная с X века, в Южном Казахстане стала широко распространяться исламская религия. Поэтому все литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом.
Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля. В своих трудах он доказывал, что человек может познать мир, его сущность посредством своих чувств и разума.
Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист. Он - автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения.
Развитие языкознания.
В процессе образования народностей огузов, карлуков и кыпчаков тюрко-язычные племена сливались друг с другом. Такую общность и близость тюркоязычных племен в свое время исследовал известный ученый-языковед Махмуд Кашгари.
Махмуд Кашгари (1030-1090) - полное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Получив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владел арабским языком.
Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд включает в себя слова тюркских племен средневековья. Известный русский ученый А. Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Кашгари преследовал одну цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского языка. А другой ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.
Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) родился в городе Баласагун на реке Чу. Полное имя его Юсуф (Жусип) Хае Хажип Баласагуни. Он известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Ученый писал: «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта - единственный и первый сборик мудрости на родном языке». Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. В «Кутадгу билик» имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов.
«Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов до XI века. Ученый свою книгу подарил кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «великий хасхажип», что означает «главный везир».
Литература.
Развитие устного народного творчества в VII-IX веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Одним из представителей вновь зарождающейся литературы являлся видный поэт эпохи Караханиов Ахмед Иугнеки.
Ахмед Иугнеки. Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки неизвестны. Настоящее его имя - Адиб Ахмед Махмудулы. Его родной город - Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке, на котором говорило население государства Караханидов. В нем поэт призывал людей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям.
Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы. Ахмед рано остался сиротой, лишившись матери и отца, когда ему было семь лет. Он воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ. Грамоте он обучился у отца. Позднее освоил каноны исламской религии. С детских лет он жил в городе Туркестан (другое его название Йасы), поэтому принял приставку к имени — Йасауи. Затем учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан. Он был проповедником исламской религии в Казахстане и продолжателем дела своего учителя Арыстан-Баба.
Ходжа Ахмед Йасауи - автор сборника стихов «Диуан-и-хик-мет» («Книга о премудрости»). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом.
Одним из великих поэтов - учеников Ахмеда Йасауи — является Сулеймен Бакыргани, известный в народе как Хаким-ата.
В период широкого распространения исламской религии на юге Казахстана появилась поэма акына Али «Жусуп - Злиха». Хотя в ней воспеваются честность и преданность в любви, она полна религиозных мотивов.