Февральская революция 1917 года
События, связанные с февральской революцией, продолжают вызывать многочисленные споры, острые идейные и партийные конфликты. Интерес к февралю 1917 года обоснованно закономерен. Революция дала первый опыт демократического развития, осуществила на основе основополагающих либеральных ценностей глубокую перестройку многих сторон жизни общества, определила европейский путь общей культуры, образа жизни и общественного положения.
Обычно утверждается, что февральская революция была вызвана теми же причинами, носила тот же характер и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и революция 1905-1907 годов. Оставались те же задачи и лозунги, формы и методы борьбы.
Но это чисто формальное признание позволяет лишь сделать безошибочный вывод, что февральская революция 1917 года носила ярко выраженный буржуазно-демократический характер.
Другие качественные различия были связаны с иной исторической обстановкой, новой расстановкой политических сил, необратимыми изменениями в правящем доме Романовых и ближайшем окружении. На характер революции огромное влияние оказали факторы нравственно-психологического порядка, неуправляемое поведение толпы, ее доверчивое отношение к лжепророкам и временщикам, религиозный фанатизм народных масс искренне поверивших в библейские мифы о золотом царстве, о воле, справедливости, благоденствии и райской жизни. Поэт Николай Клюев с восторгом писал о попытках растворить Христа в народе, превратить всю страну в Христов корабль. Поэтому ярко высвечивается не политический, а религиозный характер революции с ее проповедями всеобщего счастья и милосердия, слепой веры в торжество справедливости и согласия.
Характер революции определялся и тем, что она была порождением войны. Экономическая разруха, невосполнимые материальные и людские потери подвели русскую нацию к порогу физической гибели. В 1916 году на фронте находилось 15 миллионов человек, 3 миллиона солдат и офицеров были взяты в плен, боевые потери составили – 2,3 миллиона убитыми и 2,4 миллиона ранеными. Была окончательно подорвана вера в справедливость войны, солдаты жаждали мира, возвращения к земле, привычным занятиям. Лозунг «Долой войну» стал тесно увязываться с ликвидацией существовавшего политического режима. Теперь самодержавие не могло опереться на армию, использовать ее для подавления растущего сопротивления властям.
В этот кризисный период царизм окончательно дискредитировал себя, оказался неспособным переломить ситуацию, найти выход из состояния политической апатии, беспомощности и растерянности. Он не был готов пойти на компромисс с оппозицией и народом, принять программу радикальных реформ и удовлетворить насущные требования. Кажется, еще никогда не концентрировалось в правящем семействе столько бездарности, пустого суеверного фанатизма, болезненной слабости, - писала историк Фаина Гримберг – но подобная концентрация бездарности… оказалась роковой для всех ее «носителей». За 1915 – 1916 годы сменились 4 председателя Совета министров, четыре военных министра, 6 министров внутренних дел, четыре министра юстиции. «Министерская чехарда» свидетельствовала о потере контроля над страной, о том, что административный аппарат перестал справляться со своими обязанностями, оказался не в состоянии реагировать на требования масс, вести с ними доверительный диалог.
Эти и многие другие факты позволяют согласиться с мнением известного русского философа Николая Бердяева, что «непосредственно революция не была подготовлена» никакими политическими партиями. Она разразилась стихийно и внезапно, неожиданно для всех.
Поводом к социальному взрыву послужили события 18 февраля 1917 года. В этот день рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Они потребовали наладить бесперебойное снабжение столицы хлебом, остановить рост цен, компенсировать растущую дороговизну надбавками к зарплате. Но 20 февраля администрация не пошла на уступки, уволила забастовщиков и закрыла несколько цехов завода. 23 февраля (8 марта – по новому стилю) рабочие на эту акцию ответили всеобщей забастовкой. Их поддержали другие предприятия, главную организующую роль здесь сыграли женщины-работницы. 24 февраля и 25 февраля бастующие рабочие стали создавать Советы, выдвигать политические требования. Более 80% рабочих города бастовали, вышли на митинги и демонстрации под лозунгами «Хлеба! Мира! Свободы!», «Долой самодержавие».
Власти вывели на улицы войска, но применять оружие стали лишь 26 февраля. Николай II потребовал от командующего Петроградским гарнизоном генерала С.С. Хабалова применить силу и восстановить порядок. Но время было упущено. Войска отказались стрелять в народ, сохранять верность правительству. Петроградский гарнизон к этому времени состоял в основном из новобранцев и запасных, рабочих, мобилизованных за участие в забастовках, фронтовиков, излечившихся после ранений. Солдаты были настроены против войны, поддерживали акции протеста, сочувствовали бастующим рабочим. 26 февраля была предпринята попытка рассеять демонстрации с помощью массовых арестов и расстрелов. Было убито 50 человек, сотни ранены.
Расправа над беззащитными людьми вызвала всеобщее возмущение, солдаты гарнизона начали переходить на сторону народа. Первыми поддержали революцию и перешли на сторону восставшего народа 500 солдат запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка. 27 февраля среди восставших было более 66 тысяч солдат, а 28 февраля весь гарнизон заявил о своей поддержке народа. Переход петроградского гарнизона на сторону восставшего народа обеспечил победу революции. 28 февраля были взяты Зимний дворец, Петропавловская крепость, арсеналы с оружием. Из тюрем освобождены заключенные, разгромлены полицейские участки. 1 марта был взят Мариинский дворец, в нем арестованы царские министры и высшие сановники.
Стихийный характер революции начал постепенно перерастать в строгий революционный порядок.
27 февраля представители рабочих, Советов и депутатов левых фракций Государственной Думы избрали исполнительный комитет Петроградского Совета депутатов трудящихся. Его представителем стал лидер социал-демократической фракции Государственной думы меньшевик Н.С. Чхеидзе, его заместителями-трудовик А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. Большинство в Исполкоме Совета принадлежало меньшевикам и эсерам, ставших многочисленными и влиятельными партиями России.
Петроградский Совет объявил себя органом революционной власти и взял под свой контроль ситуацию в столице.
Успехом революционных сил воспользовалась и либерально-демократическая оппозиция.
26 февраля царь принял указ о переыве в работе Думы, однако большинство депутатов оставалось на своих местах. 27 февраля более 200 членов депутатской фракции прогрессистов сформировали в составе 12 человек Временный Комитет Государственной думы во главе с Председателем Государственой думы М.В. Родзянко. 28 февраля Родзянко объявил о взятии Временным комитетом Государственной думы правительственных функций. Но эта попытка не удалась, так как настоящей властью стали Советы. Петроградский Совет создал структуру районных советов, вооруженную милицию, установил контроль над типографиями и железными дорогами, в районы были посланы комиссары для установления народной власти. При Совете начали действовать военная и продовольственная комиссия.
1 марта Петроградский Совет издал знаменитый «революционный приказ № 1», которой отменял в армии обязательную воинскую дисциплину, единоначалие и предусматривал создание в воинских частях выборных солдатских комитетов. Было отменено титулование офицеров и отдание им чести вне службы, Петроградский гарнизон был выведен из подчинения старому командованию. Этот приказ, по замыслу его авторов, был призван демократизировать армию и защитить права солдат. Но на самом деле он разрушал армию, превращал ее в неуправляемую толпу, не признающую дисциплину и порядок, авторитет командира.
С образованием Петроградского Совета и Временного комитета Государственной думы в стране фактически сложилось двоевластие. До 1 марта они действовали независимо друг от друга. Лишь после переговоров представители Петроградского Совета дали свое согласие на создание временного правительства, но при условии разработки и принятии программы демократических преобразований.
2 марта 1917 года депутаты Думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин приняли отречение Николая II в пользу своего брата Михаила. Но Михаил отказался от престола, империя пала при полном одобрении и участии народа.
3 марта Временный комитет Государственной думы сформировал Временное правительство и обнародовал его состав.
Во Временное правительство вошло 12 человек, из них 10 министров, являлись депутатами Государственной думы. Председателем правительства и одновременно министром внутренних дел стал председатель Всероссийского земского союза, помещик, кадет, князь Г.Е. Львов. Министрами стали известные общественные деятели, специалисты и предприниматели, ученые. Министр иностранных дел -лидер кадетов П.Н. Милюков, военных и морских дел – лидер партии октябристов А.И. Гучков, торговли и промышленности – известный фабрикант А.И. Коновалов, путей сообщения – кадет Н.В. Некрасов, народного просвещения профессор права А.А. Мануйлов, земледелия-земский врач, кадет А.И. Шингарев, юстиции – трудовик А.Ф. Керенский и др. 7 министерских постов получили кадеты. 3 поста октябристы, 2-представители других партий.
Временное правительство объявило себя до созыва Учредительного собрания верховной законодательной и исполнительной властью в стране.
3 марта после согласования с Петроградским Советом оно обнародовало программу деятельности: полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам; свобода слова, печати, собраний и стачек; отмена всех сословий, религиозных и национальных ограничений; подготовка к выборам в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования; замена полиции народной милицией; выборные органы местного самоуправления; введение новых символов государственной власти – гимна, флага и герба.
Были упразднены Отдельный корпус жандармов, охранное отделение, Департамент полиции и Главное управление по делам печати.
В течение первого месяца Временное правительство издало серию декретов и распоряжений, направленных на демократизацию страны. Были смещены все губернаторы, вместо их в звании комиссаров были назначены председатели губернских земских управ. Декретом учреждалась Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию преступлений царской фамилии, свергнутых министров и высших чиновников. Были образованы четыре новых министерства – труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов. Главный аппарат пополнился Экономическим советом, Комитетом обороны, Юридическим совещанием, Всеросийской книжной палатой и т.д.
Но несмотря на все старания, реальная власть в стране попрежнему находилась в руках Советов, так как правительство могло действовать только при их поддержке и проводить свои декреты с их согласия и разрешения. Русский философ В.В. Розанов отмечал: «Временное правительство едва лепечет что-то, и лишь насколько ему позволяет лепетать этот Совет…». Но самое страшное было в другом. Временное правительство с каждым днем демонстрировало полнейшую неспособность руководить страной, неумело прикрывало свои ошибки и просчеты беспредельной демагогией. Оно оказалось не в состоянии разрешить аграрный вопрос, ввело уголовную ответственность за самовольный захват помещичьих, удельных и монастырских земель. В вопросе о войне и мире оно заняло оборонческую позицию заявило о своей верности союзническим обязательствам продолжать войну до победного конца.
Двоевластие, постепенно перерастало в противостояние и силовой конфликт. 4 апреля 1917 года в Петербург из эмиграции вернулся Ленин и его соратники большевики. Хотя влияние большевиков было невелико, их зарегистрировалось всего 24 тысячи человек, но они были настроены решительно на консолидацию оппозиции, на завоевание Советов и мирный захват власти. Апрельские тезисы, которые выдвинул Ленин, импонировали массам: окончание войны, передел земли, власть народу – Советам, провозглашение республики, выборность чиновников, рабочий контроль и т.д.
После изменения тактики оппозиции, по выражению В.В. Розанова революция «вошла в совершенно новый цвет». Правительство стало заложником не только Советов, но и левых сил, анархистских и экстремистских элементов толпы. 20 апреля 1917 года министр иностранных дел П.Н. Милюков сделал публичное заявление о готовности России вести войну до победного конца. Оно стало причиной политического кризиса правительства, его реорганизации. Чтобы не допустить поражения либерально-демократических сил, в состав правительства вошли представители партий эсеров и меньшевиков – А. Керенский, Скобелев, Чернов, Церетели, Пешехонов. Правительственную коалицию одобрил I Всероссийский съезд Советов, который проходил со 2 по 24 июня 1917 года. Но принятые решения не могли повлиять на обстановку, настроение масс стало определяться действиями оппозиции. 18 июня состоялась многотысячная антиправительственная и антивоенная демонстрация. Она выдвинула требования – «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов», «Хлеба, мира, свободы».
В этот же день, не считаясь с катастрофическим положением в армии, началось наступление на юго-западном фронте. Но оно не достигло своей цели, закончилось поражением и большими жертвами. Отступление русской армии по всему фронту вызвало стихийные протесты и демонстрации. 2-4 июля вооруженная демонстрация рабочих и мастеров потребовала, чтобы ВЦИК разорвал соглашение с Временным правительством и создал советское правительство. Но ВЦИК объявил эти события большевистским заговором», отклонил требования масс, наделил Временное правительство «неограниченными полномочиями и неограниченной властью».
Против демонстрантов, применили оружие, Петроград был объявлен на военном положении. С двоевластием было покончено. 6 июля Керенский отдал приказ об аресте Ленина. Его обвинили в организации «вооруженного мятежа и в шпионаже в пользу Германии». В.И. Ленин успел скрыться и перейти на нелегальное положение.
Главой правительства стал А.Ф. Керенский, во втором коалиционном правительстве 8 мест принадлежало буржуазии и 7-социалистам. Новым Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л.Г. Корнилов.
12-15 августа 1917 года в Москве состоялось Государственное совещание. На нем присутствовало 2500 человек – депутаты Государственной думы, от кооперации, профсоюзов, городских дум, Советов, армии, интеллигенции, национально-патриотических организаций. Правые силы настаивали на установлении в стране военной диктатуры генерала Корнилова. В выступлении на совещании Корнилов изложил свою программу: ликвидация Советов, единоначалие в армии, отмена «Приказ № 1», война до победного конца, восстановление смертной казни в тылу и на фронте, военная дисциплина на фабриках и заводах, запрещение левых партий и т.д. Но совещание под давлением демократических и левых сил не решилось на установление военной диктатуры. Против планов Корнилова выступил рабочий класс Москвы, начавший всеобщую стачку протеста. Корнилов покинул совещание и 25 августа двинул войска на Петроград, решив взять власть вооруженной силой. Мятежного генерала поддержали все командующие фронтами. Только войска Кавказского фронта и Московского гарнизона заявили о своей поддержке правительства.
Главными организаторами народных масс для разгрома мятежа стали большевики, Советы и поддержавшие их эсеры и меньшевики. Керенский объявил Корнилова мятежником, отстранил от должности и призвал на защиту Петрограда революционные части, отряды Красной гвардии, моряков Балтфлота. Населению и рабочим отрядам было роздано более 20 тысяч винтовок.
Объединенными усилиями мятеж был подавлен, генерал Корнилов арестован, а командующий войсками генерал Крымов застрелился. Попытка правого переворота не удалась, главная заслуга в этом была за левыми силами, в первую очередь за большевиками. Теперь атмосфера в обществе резко меняется, окончательно развеивается эйфория февральской победы, возрастает влияние большевиков. На местах началась большевизация Советов. Резолюцию большевиков «О власти», предусматривавшую разрыв с Временным правительством и создание революционного правительства, приняли Петроградский и Московский Советы рабочих депутатов, а затем и все 242 Совета крупных промышленных центров страны.
Вопрос о власти, об условиях формировании нового правительства о позиции, занятой большевиками решался на Всероссийском демократическом совещании 14-22 сентября 1917 года.
Незадолго перед этими событиями 1 сентября Россия была провозглашена республикой; в этот же день был создан новый орган власти – «Совет пяти» или Директория.
Но положение новой власти было непрочным, большевики, получившие поддержку Советов, настаивали на создание правительства, которое бы было ответственным перед Советами. Активную солидарность с большевиками проявляли Петроградский и Московский Советы. Здесь у руководства первого находился Л.Д. Троцкий, у второго В.П. Ногин.
На Демократическом совещании был создан Всероссийский демократический Совет – Предпарламент, на который возлагалось окончательное решение вопроса о власти. В новое правительство вошли 10 социалистов и 6 либералов, их них 4 кадета Министром-председателем и главковерхом стал А.Ф. Керенский.
Временное правительство заявило о намерении стать «твердой властью» и «силой остановить волны анархии».
Большевики, не добившись принятия своей программы требований, 7 октября покинули Предпарламент. Дальнейший исход борьбы они стали связывать со II съездом Советов. В.И. Ленин призвал партию большевиков начать немедленную подготовку к вооруженному восстанию для передачи власти в руки Советов. Власть Временного правительства фактически была парализована, декреты и распоряжения его не исполнялись, авторитет его падал, даже самые верные сторонники изменяли ему. Лидер меньшевиков Ю. Мартов писал в эти дни: «Революция вначале была всенародная. Потом один слой буржуазии за другим отходили от революции… начинали с ней борьбу». Зато партия большевиков укрепляла свои позиции. С марта по октябрь ее численность выросла в 15 раз. За ними, по признанию Ленина, шло большинство масс, перевес сил был на стороне большевиков и Советов.
В этих условиях курс на вооруженное восстание считался оправданным, единственным выходом из общенационального кризиса. Уверенные в своей победе большевики лозунг «Вся власть Советам» связывали только с вооруженным захватом власти, причем до созыва II съезда Советов.