Русская революция 1905 года или Первая русская революция — название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи

Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

Итогом выступлений стала октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.

За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.

Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.

Причины революции

Развитие форм деятельности человека в новую инфраструктуру государства, возникновение промышленности и видов деятельности при хозяйствовании, радикально отличающихся от видов хозяйствования XVII—XIX столетий, влекло обострение необходимости реформирования деятельности власти и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов, уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств в предприятия промышленности — требовался новый институт законодательной власти и нормативные правовые акты регулирования правоотношений.

Крестьянство

Крестьяне составляли самое многочисленное сословие Российской империи — около 77 % от общего населения[1]. Быстрый рост численности населения в 1860—1900 годах привел к тому, что величина среднего надела сократилась в 1,7-2 раза[2][3], в то время как средняя урожайность за указанный период выросла всего в 1,34 раза.[4] Результатом этого дисбаланса стало постоянное падение среднего сбора хлеба на душу земледельческого населения и, как следствие, ухудшение экономического положения крестьянства в целом.

Курс на активное стимулирование экспорта хлеба, взятый с конца 1880-х годов российским правительством, явился еще одним фактором ухудшившим продовольственное положение крестьянства. Лозунг «не доедим, но вывезем», выдвинутый министром финансов Вышнеградским, отражал стремление правительства поддерживать экспорт хлеба любой ценой, даже в условиях внутреннего неурожая. Это было одной из причин, приведших к голоду 1891—1892 года. Начиная с голода 1891 г. кризис сельского хозяйства все больше признавался как затяжной и глубокий недуг всей экономики Центральной России.[5].

Постоянное снижение размеров земельных наделов («малоземелье») привели к тому, что общим лозунгом российского крестьянства в революции 1905 года было требование земли, за счет перераспределения в пользу крестьянских общин частновладельческой (в первую очередь помещичьей) земли.

Промышленные рабочие

К XX веку существовал уже настоящий промышленный пролетариат, но положение его было примерно таким, в каком находился в ряде других европейских стран пролетариат в первой половине XIX: тяжелейшие условия труда, 12-часовой рабочий день (к 1897 г. ограничили до 11,5[10]), отсутствие социального обеспечения в случае болезни, увечья, старости.

Нарастание кризиса

Экономический кризис 1900—1903 обострил все социально-политические проблемы страны; общий кризис также усугублялся аграрным кризисом, охватившим важнейшие земледельческие районы.

Поражение в русско-японской войне показало острейшую необходимость реформ. Отказ власти от каких-либо положительных решений в этом направлении также стал одной из причин начала Первой Русской Революции 1905—1907 годов.

По примеру ивановцев, рабочие других городов, а следом крестьяне, солдаты стали создавать свои Советы, избиравшиеся открытым или тайным голосованием на митингах и собраниях. Основной избирательной единицей Советов становились коллективы фабрики, завода, колхоза, казачьей станицы, воинской части, то есть общности людей, объединенных общим делом. Депутатами в них могли избираться и те, кто никогда не мог попасть в состав официальной администрации — женщины, представители не титульных наций, члены любых партий. Кандидатуры прилюдно обсуждались, депутатам давались "наказы", за невыполнение которых их отзывали. В рамках избранных советов могли создаваться комиссии (финансовые, продовольственные, судебно-следственные), а также народные суды. Высшими органами советов обычно становились президиумы или исполкомы, в которых основной костяк составляли социалисты — социал-демократы и эсеры, среди которых были и разделявшие большевистские взгляды, выраженные В.И.Лениным: "Советы — не рабочий парламент и не орган пролетарского самоуправления, а боевая организация для достижения определенных целей". Действуя как такие "боевые организации", Советы организовывали вооруженные выступления и восстания против самодержавия, закупали оружие, формировали боевые дружины, устанавливали связи с солдатами воинских частей. Ряд городов революционной России благодаря Советам смог объявить себя "республиками" (Новороссийская, Красноярская, Люботинская, Рузаевская, Чиатурская и др.) и даже ненадолго ввести внутри контролируемой ими территории некоторые демократические свободы (слова, собраний, союзов) и 8-часовой рабочий день.

Вопрос 40

Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнениенепреклонной нашей воли: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общегоизбирательною права вновь установленному законодательному порядку, и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой передРодиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с наминапрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Прежде всего, Манифест 17 октября 1905 года обозначил основные права и свободы человека и гражданина, которые были более подробно рассмотрены в
Своде основных государственных законов. Это был значимый шаг к развитию принципов конституционизма в стране.

Кроме того, в Манифесте нашли свое отражение основы государственного устройства, основы формирования и деятельности Государственной Думы и
Правительства, которые также получили свое развитие в Своде.

Свод, в свою очередь охватил более широкий круг вопросов. Кроме указанных вопросов, в данном нормативном правовом акте нашли свое отражение такие важнейшие вопросы, как вопрос о государственной власти, законодательной инициативе и законодательном процессе в целом, о положении данного Свода в законодательной системе, которая существовала в тот период, и многое другое[5].

Существенный правовой признак конституционных законов заключается исключительно в том, что они обладают повышенной формальной силой. В тех государствах, в которых нет особых сложных форм для пересмотра и изменения их конституций, последние на практике не имеют юридического значения.
Поэтому те государства, которые не знают формальных различий между разного рода законами, являются гораздо более последовательными, когда они отвергают объединение законодательных определений под названием конституции. И в таких государствах существует ряд основных институтов, которые в силу исторических, политических и социальных условий обладают гораздо большей устойчивостью, чем другие учреждения. "Права короны и ее отношение к палатам, состав последних, полномочия министров и т.д. вовсе не подвержены большим изменениям в этих государствах, чем в тех государствах, которые управляются на основании конституционных хартий"[6].

Вопрос 41

Наши рекомендации