Социалистическая правовая семья (08.11.2011)
Алексеев «Право на рубеже тысячелетий» 2000 год, «Философия права» 1993 год.
Трудности: отсутствие объективного научного анализа.
Алексеев объясняет отсутствие объективного научного анализа: Сложными, противоречивыми процессами становления и развития этой правовой семьи;
Сам термин «социалистическая» сразу вызывает серьезные противоречия и разногласия. Означает ли термин социалистическое новый порядок правового регулирования? Означает ли он качественно новые принципы, на которых построена и функционирует правовая семья? Это больше вопрос философской, чем юридической наукой. На протяжении всего прошлого столетия отношение к социалистической системе было критическое. К. Осакве выбрал наиболее типичные её характеристики:
1. Во французской научной доктрине советская правовая система характеризуется так: Советская правовая система это «внебрачная» (нелегитимная) дочь романо-германской правовой семьи. Многие правовые механизмы складывались и развивались не на основе законности и правопорядка;
2. Представители германских компротивистов: социалистическая правовая семья это блудный сын романо-германской правовой семьи.
3. Американцы: социалистическая правовая семья это генетическое уродство.
До 80х годов 20 века оценка советской правовой системы в отечественной литературе и отчасти зарубежной отличалась апологетикой (попыткой доказать главные преимущества нового права, правопорядка). Но на смену апологетике приходит эра тотальной критики всего того, что внесла в правовую жизнь советская правовая система. Сегодня абсолютное большинство работ построено на основном подходе: «все представляет собой регресс по сравнению с другими правовыми семьями». В частности, появилась такая работа А.Н. Тилле «Право абсурда: социалистическое феодальное право». Но мы не будем «пинать мёртвого льва».
Серьезные расхождения имеются в литературе по поводу того какие национально-правовые системы входят в состав социалистической правовой семьи:
1) В работах Р. Давида: Структура социалистической правовой семьи включает в себя национально-правовые системы восточной и центральной Европы. Национально-правовые системы, сложившиеся в Китае, Северной Карее, Кубе были подвержены влиянию национально-правовых систем, которые существовали ранее.
2) Отечественные правоведы (Марченко, Алексеев): надо включать сюда национально-правовые системы всех стран, которые встали на путь социализма и в которых основные компоненты правовой системы испытали на себе влияние идеологии.
3) Наиболее распространенная позиция: если говорить о социалистической правовой семьи конца 20 – начала 21 века, то здесь нужно говорить о национально-правовой системе Швеции (социал-демократический вариант), национально-правовая система Португалии и достаточно большое количество национально-правовых систем Африки (Либерия, Лаос, Мозамбик и т.д.).
Сегодня нет необходимости говорить о тех своеобразных чертах, которые были внесены в правовую семью, которые существовали до кризиса 90х годов. По-разному относятся современные авторы к сегодняшней характеристике социалистической правовой семьи. Алексеев пишет о том, что крах социализма неизбежно повлек за собой не просто кризис, а крах тех правовых систем, которые сложились в странах социалистического лагеря. Неоправданно на сегодняшний день отнесение социалистической правовой семьи к числу основных. Но Р. Давид считает иначе. Во-первых, по географическому фактору данная семья получила распространение. Он говори о том, что социалистическая правовая семья за период своего существования оказала существенное влияние на развитие правового мира (как минусы так и недостатки). Марченко утверждает, социалистическая правовая семья сохраняется в своеобразной форме.
Особенности генезиса(на примере советской правовой системе).
· В отличие от других правовых семей она возникала революционным путём. Сама революционная ситуация исключала какую бы то ни было преемственность (слом старой правовой системы). Отказ от законодательства, был введен официальный запрет использования прошлой научной доктрины. Отказ от практических механизмов, которые были введены на основе проводимых в стране правовых реформ (институты мировых судей, присяжных заседателей). Стояла задача создать качественно новую правовую систему;
· Решающую роль в становлении советской правовой системе сыграла политическая идеология. Ни научная доктрина и ни судебная практика как в других правовых семьях.
o Идея права как исключительно политического явления, как инструмента классового господства;
o Идея революционной целесообразности как важнейший принцип строительства нового общества. Этой идеи должна быть подчинены идея законности;
o Идея революционного права как права отмирающего. Право необходимо победившего пролетариату для закрепления завоеваний революции. Постепенно право уступит своё место неюридическим регуляторам: традициям, обычаям и т.д.;
o Идея оправдания насилия прямого, массового, неконтролируемого ради построения социализма («цель оправдывает средства»);
o Идея диктатуры пролетариата, не связанной законами.
Эти два фактора привели к тому, что эта правовая система приобрела весьма заидеологизированный характер, который проявился не только в содержании законодательства и юридической практики, но и в научной доктрине. Например, в Декрете о суде №1 «все законоположения и судебные решения должны были соответствовать программе партии».
Алексеев: «Советская правовая система с самого начала складывалась из двух разных компонентов: видимое право (официальная юридическая система с декретами, которые являлись политико-идеологическими актами), невидимое право (существовало в виде безотказно работавших механизмов партийного регулирования – партийные решения играли определяющую роль в решении вопросов)». Деятельность партийных чиновников находилась вне законодательного регулирования, вне судебного контроля.
Советская правовая система складывалась как максимально политизированная, заидеологизированная.
Роль юридической доктрины.
1. Был разработан необходимый категориальный аппарат, в котором нуждается всякая правовая система. Большое внимание было уделено правопониманию, юридическим нормам и т.д.;
2. Создание доктрины принципов права. Была использована разработанная романо-германской научной доктрины теория системы, содержания права. Юридическая наука сумела выработать систему принципов, на которых должна была быть построена правовая система. Эти принципы нашли отражение в Конституции 1918 года. Они напоминают ту систему принципов, на которых базируется романо-германская правовая семья: принцип соц.законности, принципы коммунизма, принцип справедливости. Это были принципы-фикции. Единственный принцип, который работал – принцип подчинения права политике.
3. Юридическая доктрина сделала немало по пути разработке доктрины источников права. Отказавшись от источников права, которые неприемлемы.
На юридическую науку была возложена задача обслуживания существующий идеологии. Юридическая наука была обезглавлена в начале становления советской системы (высланы из страны). Многие представители досоветской юридической науки были репрессированы. Основные работы, посвященные праву, были выполнены не учеными, это были руководители партии (например, М.И. Калинин, Н.В. Крыленко, П.И. Стучко, Ленин, Сталин). Этот придворный характер юридической науки, отсутствие свободы научных исследований составляло основное назначение советской юридической науки. Но даже в таких труднейших условиях развития, появлялись работы, сопоставляющие существующую правовую систему с иными – цивилистические работы (Агарков, Копейчиков).
Содержание основных правовых категорий.
Правопонимание. Были отвержены все правовые концепции, которые существовали до революции. Была отвергнута психологическая теория Петражицкого, в самом понимании права были использованы марксистские взгляды. Право есть не что иное как воля господствующего класса, возведенная в закон. Для выработки единого общего понимания права, в 1938 году состоялось первое совещание представителей юридической науки по вопросам системы советского права. Доклад Вышинского. Право – это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленные в законодательном порядке, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития правопорядка, выгодных господствующему классу (право – это узаконенный произвол господствующего класса). Полное отрицание общесоциальных интересов и потребностей.
Отчасти было использовано понятие юридической нормы, выработанное романо-германской традицией. Норма рассматривалась как правило поведение. Норма права рассматривалось как право в миниатюре. Содержит все свойства и признаки, которые характеризуют право как целостное явление. Классовость правовой нормы, политическая направленность, обеспеченность государственным принуждением.
Субъективное право. В советской правовой системе уделялось больше внимание субъективному праву как наиболее важному и активному элементу системы права. Само субъективное право рассматривалось как государством установленная и обеспеченная вид и мера возможного поведения. Понятие носило субъективный, политический характер. Субъективное право в своём появлении и существовании зависит от государства. Государство может сузить круг системы субъективных прав.
Источники права.
Научная доктрина сумела обосновать что же является типичным для социалистического права. При этом только нормативно-правовой акт может быть признан средством и формой закрепления воли государства. Был провозглашен принцип верховенства закона. Это был принцип-фикция. Потому что в этой системе иерархии источников права были нормативные партийные решения. Законы занимали ту нишу, которая говорила о зависимости законов от политических решений. Уже в 30е годы устанавливается практика совместных нормативных актов (Президиума ВС СССР, ЦК). По своей юридической силе совместные постановления партийно-государственных органов стояли выше законов. В какой-то мере верховенство закона было отодвинуто на задний план за счет указного правотворчества. Нормативные указы имели наиболее важное юридическое значение, превышавшие силу закона.
В советской практике известны нормативные договоры как международного характера так и государственного. Это были своеобразные соглашения, где не было выражено воли всех сторон. Здесь всегда была представлена воля исключительно государственного органа, воля другой стороны была подавлена. Коллективные договоры выражали интересы администрации предприятия прежде всего.
Наблюдается сходство с романо-германской правовой семьей. Не санкционированы обычаи, прецеденты. Но в романо-германской правовой семье хотя и не признавался обычай, они реально действовали (и в СССР).
Отрицая роль прецедента, на практике существовал административный прецедент. Все структуры исполнительной власти обязаны были учитывать содержание решений, принятых высшим органом исполнительной власти.
Р. Давид и Алексеев утверждают, что советская правовая система всегда уделяла больше внимание кодифицированности законов. На первом месте стояла кодификация. В 20е годы было выработано 7 новых кодексов. Вторая волна кодификации – 50е годы. Результатом этой кодификации были основы законодательства. Оценка кодификационных актов отличается. Р. Двид считает, что не были использованы правила кодификационной техники (отбор материала был ограниченный, что потребовало внесения серьезных поправок). Алексеев считает, что кодификация всегда давала очень хорошие результаты и кодексы всех видов составляли прочную, устойчивую, стабильную основу правового регулирования.
Особенности структуры права:
Идея частного права рассматривалась с самого начала как враждебная новому социалистическому праву. Право развивалось по пути публичного права. Везде присутствовала воля государства. Вопрос о системе права рассматривался в 1938 году (нужно прежде всего выделять государственное право в широком смысле слова, которое включает в себя все основные орали справа, начиная с конституционного, продолжая административным, гражданским, судебным, трудовым, земельным).