Формализация взаимодействия
Мы уже отмечали, что организации могут иметь формализованные соглашения между собой, которые и руководят их взаимоотношениями. Эти соглашения предшествуют взаимодействиям. Есть и другой аспект формализации, с помощью которого можно строить взаимодействия. Это наличие промежуточной организации, которая занимается координацией и контролем межорганизационных взаимодействий.
Построением отношений между организациями занимаются такие посреднические и координирующие организации, как советы церквей, торговые палаты, управления социального обеспечения, NCAA (Национальная студенческая спортивная ассоциация) и др. (Warren, 1967; Mott, 1968). Власть этих формализующих органов может быть более или менее обязательной, так что важно учитывать степень формализации взаимодействия (Van de Ven and Ferry, 1980). В некоторых случаях решения посреднических организаций являются обязательными; в других случаях они носят консультативный характер. Эту разницу можно видеть на примере анализа организаций, находящихся под влиянием United Fund. Это исследование показало, что власть United Found имеет обратную связьс потенциальными возможностями организаций-членов, получающих финансирование из альтернативных источников (Pfeffer and Long, 1977). У тех органов, которые сильно зависели от United Fund, взаимодействия были сильнее формализованы и подконтрольны, чем у менее зависимых. Наличие посреднической организации такого рода ведет к устойчивости MOO (Leblebici and Salancik, 1982).
Стандартизация взаимодействия
Существует два аспекта стандартизации. Первый - в какой степени стандартизирован взаимообмен ресурсами. Высокий уровень стандартизации имеет место тогда, когда организации соглашаются обмениваться конкретными типами клиентов или персонала. Когда единицы однородные, стандартизация низкая. При высоком уровне стандартизации взаимодействия более рутинизированы, меньше времени и энергии тратится на сортировку или классификацию единиц, которые обменивают или перемещают (Marrett, 1971,-Aldrich, 1979).
Вторая форма стандартизации включает процедуры, используемые при сделках. При низкой стандартизации процедуры выбираются от случая к случаю, а высокая стандартизация выражается в том, что одни и те же процедуры применяются долгое время. Наличие высокой стандартизации, вероятно, предполагает, что во время заключения сделки рутинно заполняются бланки и вопросники. В более крупных и комплексных организациях стандартизация сделок, по-видимому, будет больше, чем в мелких и менее комплексных организациях (Aldrich, 1979). Хорошим примером разной стандартизации является выделение академических кредитов для студентов, переходящих из общественного колледжа в 4-годичный колледж. Крупный общественный колледж или университет должны разработать стандартную процедуру для определения переводимых кредитов. Малые частные школы обрабатывают каждый перевод от случая к случаю. Сами кредиты являются образцом единицы стандартизации.
Значимость
МОО отличаются по своей значимости для различных взаимодействующих организаций (Hall et al., 1977, 1978;Klonglan and Paulson, 1971;Schmidt and Kochan, 1977). Значимость взаимодействия в значительной мере предопределяет частоту взаимодействий. Понятие значимости содержит два элемента. Первым является значимость другой организации для работы центральной организации. Второй элемент - это значимость самого взаимодействия. В любом случае само возникновение МОО определяется главным образом его значимостью. Значимость исследовали на парном уровне, а не на уровнях набора или сети, хотя, по-видимому, модель будет та же самая. Так, на уровне сети, если все организации, ответственные за психическое здоровье населения, осознали, что другие организации и сами взаимодействия важны, взаимодействия будут происходить с большей частотой и интенсивностью. Важные взаимодействия, по-видимому, ведут к формализованным соглашениям между взаимодействующими организациями (Hall et al., 1977).
Частота
Как уже отмечалось, понятия частоты взаимодействия и его интенсивности иногда рассматриваются как синонимы. Это неверно, поскольку частота является компонентом сделок между организациями, тогда как интенсивность является компонентом ресурсного потока между организациями. Значимость и частота также тесно связаны, однако зависимость между этими процессами не обязательна. Встреча по поводу бюджета раз в году может быть важнее множественных слабо обоснованных контактов. Но в целом важные отношения являются частыми отношениями. Наши результаты (Hall et al., 1978) показали, что частые взаимодействия были связаны с высокими уровнями и координации, и конфликта. Это означает, что частые взаимодействия имеют тенденцию к включению большего количества элементов вовлеченных организаций, чем нечастые взаимодействия. Частые взаимодействия способствуют усилению ресурсных потоков. Взаимодействия характеризуются высокой или низкой частотой на основании добровольного обмена, формальных соглашений или мандатов. Обширные и частые контакты связаны с совместной кооперативной деятельностью (Heide and Miner, 1992).
Взаимность
Взаимность означает симметрию сделок между организациями. Ресурсы могут течь к обеим сторонам в равной или же в неравной степени. Исследование потоков перемещения профессорско-преподавательского состава среди высших школ бизнеса показало, что потоки не были взаимны, а именно, из престижных школ выходило больше новоиспеченных докторов философии, чем принималось (Baty, Evan, and Rothermel, 1971). В этом случае отсутствие взаимности усиливало власть определенных выпускающих школ, поскольку менее сильные школы зависели от более сильных. При наличии обоюдной зависимости организации стремятся к сохранению отношений взаимности.
Власть
Изо всех оперативных процессов МОО власти уделялось самое большое внимание. Власть в межорганизационной ситуации эквивалентна власти во внутриорганизационной ситуации - это способность одной стороны заставить другую сторону делать то, что другая сторона иначе делать не будет (Dahi, 1957). Властную переменную использовали по-разному, и мы попытаемся разобраться в тех различных подходах, которые были предложены.
В исследованиях преобладает тема, основанная на ресурсах, которая рассматривает власть как обладание ресурсами, что дает возможность организации использовать эти ресурсы для того, чтобы добиться согласия других (Burt, 1977; Aldrich, 1979). Аналитики, стоящие на позиции, которая рассматривает власть как неотъемлемую часть зависимости, утверждают, что стороны во властном отношении связаны друге другом зависимостью одной стороны от другой, а возможно и обоюдной зависимостью. Власть лежит в асимметричной зависимости.
Олдрич исследовал, каким образом администраторы организаций социального обеспечения решают проблему властной зависимости (Aldrich, 1979). Было предложено четыре варианта. Первый: организация может создать свою собственную ресурсную базу и таким образом снизить зависимость. Согласно второму, организация имеет альтернативные источники необходимых ресурсов и таким образом ограничивает зависимость. В-третьих, организация может использовать принуждение, чтобы заставить другую организацию отказаться от ресурсов, не считаясь с ее потребностями. Примером такой конфликтной ситуации является стачка. И наконец, организация может многое извлечь из ситуации, модифицируя свои цели или технологии. Если таких вариантов нет или ими не воспользовались, зависимость будет продолжаться, и организация будет иметь меньше власти, чем та, с которой она взаимодействует.
В другой работе были идентифицированы следующие основы межорганизационной власти: компетенция, влияние, вознаграждение, принуждение, право и община (Ha/pert, 1974). Эти основы власти или ресурсы оказались источниками организационной власти в сделках МОО.
Эти подходы к власти в МОО вначале применяли к парным отношениям. Аналитики сети часто подменяли понятие центральности в своих исследованиях понятием власти (Alba, 1982). Центральность означает относительную позицию организации в сети организаций при том, что более центральная рассматривается как обладающая большей властью (Boje and Whetten, 1981; Galaskiewicz, 1979). В сети прослеживаются информационные и ресурсные потоки. В полностью децентрализованной сети существует равное участие всех организаций с совершенной симметрией или взаимностью и без властных различий. Это редкая ситуация, поскольку сети обычно интегрируются организацией, расположенной в центре (Aldrich, 1979).
Есть еще один аспект власти в МОО. В некоторых МОО вопрос обмена не имеет значения и центральная организация в сети определяется заранее. Это именно та ситуация, в которой властные отношения в любом взаимодействии заданы наперед. В сети организаций, где все получают свои ресурсы от центрального источника, например из правительственного органа, властные отношения предопределены. Некоторые переговоры происходят, но отношение установлено заранее. Организации, которым предназначено быть информационными расчетными палатами, выполняют похожую властную роль. Как и в случае власти внутри организации, не следует у пускать из виду существующую иерархию власти, хотя многие межорганизационные аналитики не уделяют ей должного внимания.
Сотрудничество
Сотрудничество-это процесс, в котором организации преследуют свои собственные цели и таким образом сохраняют автономию, но в то же время ориентируют свою деятельность на общую проблему или результат (Mulford, 1980;Warren, Rose, and Bergunder, 1974).
Мы делаем различие между сотрудничеством и координацией, так как последняя означает постановку общей цели. Сотрудничество обычно рассматривают как форму добровольного взаимодействия (Maas, 1979), примеры которому можно найти в отношениях, основанных на обмене или на добровольных соглашениях. Сотрудничество может включать взаимообмен персоналом или продуктами и услугами для клиентов (Klonglan and Paulson, 1971 ;Aiken and Наде, 1968). Процесс сотрудничества требует относительно мало капиталовложений со стороны вовлеченных организаций, но он означает, что все организации должны принимать в расчет действия друг друга.
Конфликт
Конфликт МОО является процессом, в котором одна сторона пытается блокировать или помешать деятельности другой стороны. Конфликт может происходить на индивидуальном или коллективном уровнях, а также внутри и между социальными системами (Galtung, 1965). Для нашего анализаинтерес представляет конфликт МОО, будь то межличностный или коллективный в своей основе. Межличностный конфликт понять относительно легко. Конфликт на коллективной основе сложнее и связан с ситуациями, в которых организация как целое вовлекается в конфликт. В качестве примера можно привести исследование взаимодействий университет- правительство штата (Sebring, 1977), в которых неудачные встречи в прошлом привели к конфликтам в настоящем.
В сделках МОО конфликт принимает несколько форм. Одни конфликты регулируются, как например в конкуренции, другие не поддаются регулированию. Также как и другие процессы МОО, конфликт может возникнуть на базе властных различий или споров на поле деятельности (Meinar and Rogers, 1979). У него может быть идеологическая подоплека. Исследование показало, что некоторые полицейские управления конфликтуют с другими организациями социального обслуживания главным образом из-за разных мировоззренческих позиций (Ha/pert, 1982).
Корреляты конфликта не вполне поняты. Главной причиной этого является глубокое убеждение, что конфликтов следует избегать. Эта убежденность, по-видимому, вводит в заблуждение. Конфликт и его разрешение может обернуться впоследствии пользой для МОО (Guetzkow, 1966;Assael, 1969). Некоторые аналитики полагают, что конфликт одновременно является системообразующим и системоразрушающим (Zeitz, 1980; Alter, 1990). Разрешение старых конфликтов диалектическим образом устанавливает уровень для новых конфликтов. Наше исследование показало связь конфликта с частотой взаимодействия и с взаимодействиями, основанными как на формальных соглашениях, так и на мандатах (Hall, dark and Giordano, 1979). Мы не считаем соглашения или мандаты причиной конфликта, скорее, представляем эту связь так, что соглашения и мандаты как раз обретены в тех ситуациях, которые весьма важны для вовлеченных в конфликт сторон. Это исследование также показало, что конфликт связан с властными различиями. И хотя приобретение ресурса может быть важным источником конфликта, конфликт между организациями может иметь и другие основания, как например разные уровни правительства, когда городские органы конфликтуют с окружными органами.
Совсем другой взгляд на межорганизационный конфликт приводится в работе, посвященной межправительственным планирующим органам по транспорту, использованию прибрежной зоны, энергопользованию и комплексному землепользованию (Shrumand Wuthnow, 1990). В этом случае нижние чины на федеральном уровне взаимодействовали с более высокими чинами штатных и местных государственных органов. Такое несоответствие статусов приводило к конфликту. В работе нет анализа результатов конфликта. Вполне вероятно, что конфликт приводил к эффективному планированию.
Разрешение конфликта
Ввиду того, что Столетние войны между организациями были крайне редки, можно сделать вывод, что большинство конфликтов так или иначе разрешаются. Было идентифицировано четыре способа разрешения конфликта на уровне MOO (Van de Ven and Ferry, 1980; Blake and Mouton, 1964; Lawrence and Lorsch, 1967;Burke, 1970; Filley, House and Kerr, 1976). Проблему можно не замечать или избегать; проблему можно сгладить, принижая различия и подчеркивая общие интересы; проблемы открыто ставятся и прорабатываются, как в случае коллективной торговой сделки; или же проблемы можно представить на рассмотрение некоей иерархической инстанции в форме либо встречи на более высоком административном уровне, либо в форме встречи на стороне, которая имеет власть над ситуацией.
Есть еще два варианта - сокращение или расширение организационных границ (Aldrich, 1979). Сокращение означает удаление организации из какого-либо аспекта ее поля деятельности, что разрешает конфликт. Расширение позволяет организации охватить другую, конфликтующую организацию. Предложения Олдрича особенно уместны в ситуации конкуренции. Когда организация покидает рынок, она сокращается; когда она выкупает конкурента, она расширяет свои границы.
Оказалось, что разрешение конфликта является главным вкладом в координацию (Hall et al., 1978). Следует напомнить, что в этом исследовании конфликт был основан на частоте взаимодействия и на значимости взаимодействий. Эти факторы вносят свой вклад в конфликт, его разрешение и координацию. Поистине, МОО является комплексным процессом.
Координация
Координация играла интересную роль в исследованиях МОО. В большинстве исследований координация была явно или неявно зависимой переменной при допущении, что координация так или иначе хороша для любого вовлеченного клиента - она может срезать цены и сама по себе полезна. Сейчас это допущение серьезно оспаривается.
Координация означает процесс согласованного принятия решения или действия, в котором участвует две или более организаций с некоторого рода добровольным регулированием друг друга (Warren, Rose and Bergunder, 1974). Ключевым фактором здесь является идея добровольности сделки и наличия коллективной цели. Это главный аспект, который отличает координацию от сотрудничества.
Для организаций социального обеспечения идентифицировали две формы координации (Gans and Horton, 1975). Административная координация включает финансовые проблемы, кадровую деятельность, планирование и программирование. Примером координированной административной практики является объединенный бюджет и совместное планирование. Координированная непосредственно служебная деятельность включает такие вещи, как конкретные конференции или конкретный координатор. Процесс осуществления координации комплексный, и в нем административные вопросы могут быть весьма скоординированными при отсутствии служебной координации.
На мой взгляд, координация является межорганизационным процессом, а не результатом межорганизационных отношений. Она может быть или не быть желательной. При проведении городской реформы в 1970-х годах полагали, что координация может быть результатом межорганизационных усилий. В некоторых случаях координационная деятельность фактически пошла по пути прямого предоставления услуги (Warren, Rose and Bergunder, 1974;Perrow, 1979). Тем не менее координация предоставления услуги все еще рассматривается как процесс, который способствует эффективности сети (Provan and Milward, 1995).
Пересекающийся по составу совет директоров ("переплетающийся директорат")
"Переплетающийся директорат" является важной формой МОО. В этой форме член или члены совета директоров (или совета попечителей) одной организации также служат в правлениях других организаций. Большинство научных работ по переплетающимся директоратам в большей степени основаны на исследованиях частного сектора, чем общественного. Поэтому организации гуманитарного обслуживания не будут в центре нашего внимания.
Переплетающийся директорат долгое время был предметом комментарий и исследований. Судья Верховного суда США Луи Брандес еще в 1913 г. предупреждал, что такое переплетение несет в себе много зла, например подавление конкуренции (Pennings, 1980b). Пеннингс продолжает, отмечая, что современный анализ переплетения охватывает диапазон от рассмотрения переплетения правлений в качестве средства, с помощью которого элиты сохраняют общественный контроль, до строгих научных исследований того, каким образом организации пытаются контролировать неопределенности с помощью такого переплетения.
Основная форма директорского переплетения - когда официальное лицо или директор одной организации является членом совета директоров другой организации. При другой форме переплетения члены двух организаций сидят в правлении третьей организации (Burt, Christman, and Kilburn, 1980). Это показано на рис. 10.8.
На рис. 10.8 представлено несколько явлений. Firestone Tire and Rubber Company владела восемью предприятиями указанной отрасли. Согласно Барту, эти предприятия были выбраны неслучайно.
...они выбраны из взаимозависимых в разной степени отраслей. Так, например, наибольшую часть поставок для текстильной промышленности обеспечивает химическая промышленность, поэтому для текстильного предприятия Firestone выгоднее заключить сделку с химическим предприятием Firestone, чем вести дела на открытом рынке. Также и резиновая промышленность приобретает наибольшую часть сырья у химической промышленности. Следовательно, и резиновое предприятие Firestone имеет выгоду от "внутренней" связи с химическим предприятием Firestone (Burt, 1980, с. 564).
Организации не могут выкупить все организации в своем окружении из-за ограниченности ресурсов и федеральных ограничений для слияния. Менее прямым способом связывания организаций является переплетающийся директорат. Как показано на рис. 10.8, Firestone и Western Airlines имеют прямое переплетение с членами Firestone в правлении Western и наоборот. Непрямое переплетение представлено Cleveland Trust, организацией банковского дела. Кстати, Western Airlines является классическим примером организационной смерти. Она была приобретена компанией Delta Airlines, которая стерла логотип и все прочие видимые признаки Western Airlines. Остались только некоторые из ее корней.
В мире переплетающихся директоратов наиболее влиятельными действующими лицами являются финансовые институты. Коммерческие банки, инвестиционные банки и страховые компании с наибольшей вероятностью имеют своих членов в правлениях организаций других типов (Pennings, 1980a, 1980Ь). Эти отношения весьма устойчивы в течение длительного времени (Mariolis and ones, 1982). Некоторые аналитики даже приходят к выводу, что корпоративная система преобладает только благодаря кучке нью-йоркских коммерческих банков и финансовых институтов (Mintz and Schwartz, 1981). Это не всегда было так. В период 1886-1905 гг. в США в центре переплетений были железные дороги, наряду с телеграфом и угольной промышленностью (Roy, 1983a, 1983b;Mizruchi and Bunting, 1981).
Железные дороги были очень влиятельными и в период индустриализации государства и движения на запад. Переплетения являются средством, с помощью которого организации пытаются управлять неопределенностью в своем окружении (Burt, Christman, and Kilburn, 1980; Burt, 1980, 1983;
Pennings, 1980a, 1980b). Переплетения обеспечивают доступ к ресурсам и влияют на решения. Бывают случаи, когда переплетение происходит вследствие того, что организация требует представительства в правлении другой организации, снижая тем самым автономию последней (Aldrich, 1979).
Необходимо отметить, что переплетения целенаправленны. Целенаправленность очевидна для обеих сторон. Организации, которые испытывают такие финансовые трудности, как снижение платежеспособности и нормы прибыли, ищут директоров из финансовых институтов (Mizruchi and Steams, 1988). В то же время финансовые фирмы "проникают" в структуру принятия решений фирм с проблемами платежеспособности. Эти переплетения могут возникнуть только в ситуациях, когда есть какая-то надежда на будущее. Финансовые институты не переплетаются с "безнадежными". Переплетения имеют тенденцию восстанавливаться, если они порваны. Разрывы случаются, когда директор умирает или уходит (Steams and Mizruchi, 1986; Richardson, 1987; Palmer, Friedland, and Singh, 1986; Portugal, 1993).
Восстановление связей продолжает ресурсную зависимость. Эта зависимость может принимать форму политической или общественной поддержки для государственных колледжей (Portugal, 1993) или более обычной финансовой поддержки больниц (Boeker and Goodstein, 1991) и авиалиний (Langand Lockhart, 1990).
Итак, чтобы понять последствия переплетений директоратов, подытожим результаты Пеннингса (Pennings, 1980a, 1980b). Из 797 крупнейших американских коммерческих фирм только у 62 нет переплетений. В переплетениях непропорционально представлены коммерческие фирмы. Переплетения чаще всего бывают в концентрированных отраслях, где монополии занимают почти первое место. Финансовые фирмы избегают переплетений с фирмами, подверженными риску, а ищут переплетений с теми, кто не рискует. Хорошо переплетенные фирмы оказались экономически более эффективными. Это особенно относится к капиталоемким фирмам, которые опираются на финансирование за счет собственных средств. Связь между переплетениями и экономической эффективностью теснее всего для эффективных организаций. Финансовые фирмы не хотят быть вовлеченными в операции, которые, по их мнению, плохо осуществляются. Пеннингс видит в этих особенностях переплетений мотивированные попытки финансовых фирм активизировать свои отношения с платежеспособными фирмами, которые будут надежными потребителями займов, ценных бумаг и других форм дебета. Для финансовых фирм это способ приобрести хороших потребителей, а для потребителей - доступ к финансовым ресурсам. Таким образом, переплетения являются средством управления конкуренцией с тем, чтобы контролировать неопределенность в доходах корпорации (Burt, 1983). Оказалось также, что переплетения использовали для предупреждения принудительного присоединения -сети применяли их для распространения "отравленных пилюль" (Daws, 1991). Так называемая "отравленная пилюля" является средством, дающим возможность держателям акций (других фирм) купить акции компании по крайне низкой цене на опцион. Эта возможность распространяется через сеть и предупреждает принудительное слияние.
Эти результаты едва ли радикальны, но они находятся в согласии с тем, что мы знаем о путях, которыми организации ищут доступа к ресурсам и пытаются усилить свои позиции в окружающей среде. Следует подчеркнуть, что организации в общественном секторе занимаются такого же рода деятельностью через свои советы попечителей, консультативные органы и т. п. Научные исследования продемонстрировали значение правлений для таких разных организаций, как YMCA (Христианский союз молодежи) (Zald, 1970) и United Way (Provan, Beyer and Kruytbosch, 1980). Любой колледж или университет имеет аналогичные связи в важных сегментах организационной окружающей среды. Несколько другая тенденция обнаружена в исследовании, выполненном в районе метрополии Миннеаполис-Сан-Пол (Galaskiewicz et al., 1985; Galaskiewicz, 1997). Здесь не было обнаружено таких четких моделей переплетения среди фирм, которые стесняли друг друга в отрасли. Ни характеристики местного сбыта, ни рынки труда не влияли на модели переплетения.
Это исследование показало, что для переплетений важнее был социальный статус в общине. В советах директоров непропорционально были представлены индивидуумы социальной элиты, связанные с крупными корпорациями. Фирмы имели тенденцию к переплетению с равными по социальному уровню. Согласно Галаскевичу и др., в самых тесных переплетениях присутствовали элементы и "протекции, и благотворительности" (Galaskiewicz et al., 1985: с. 423). Экономическая протекция и социальная благотворительность сделали компании и народ привлекательными друг для друга.
В исследованиях Галаскевича рассматривались переплетения и корпоративная филантропия. На уровнях ниже советов директоров существуют весьма интересные связи. Имеются должностные лица, представляющие корпорацию, чья должность намного ниже верхнего исполнительного уровня. Люди в этих позициях сплочены друг с другом, поскольку их ролевые отношения похожи до идентичности. Это внесло свой вклад в "заражение" филантропией, которое было выявлено в районе Миннеаполис-Сан-Пол (Galaskiewicz and Burt, 1991). Некоторые аналитики считают, что реальная власть правления ограничена только утверждением или отклонением предложения директора-распорядителя или администрации. Чаще всего директор-распорядитель и администрация больше осведомлены, чем члены правления, следовательно, могут контролировать ситуацию. В то же время правление может увольнять высшие административные чины (James and Soref, 1981). В некоторых случаях внешние влияния на правление мало отражаются на поведении менеджеров (Fligstein and Brantley, 1992). Тем не менее правления являются вершиной власти в организациях и участвуют в борьбе за нее. Сильные высшие менеджеры хотят сохранить свою власть и предпочитают пассивные правления. Активные правления хотят сохранить или усилить свою власть (Zajac and Westphal, 1996).
Переплетения правлений имеют дополнительную основу, независимую от организационных проблем. Политологи фокусируют внимание на "социальном классе" и его взаимосвязи с переплетениями. Основываясь на канадских реалиях, Орнштайн пришел к выводу, что в переплетениях работали факторы корпоративного императива и классовой солидарности (Ornstein, 1984). Анализ данных комитета Сената США показал, что существует "межкорпоративный комплекс" крупных корпораций, где банки играют центральную координирующую роль и неподвластны контролю (Kerbo and Delia Pave, 1983). Они также показали наличие внутренней группы "корпоративного класса", которая обеспечивает гуманитарные связи.
Социально-классовый аргумент находит убедительное подтверждение как на местном (Galaskiewicz et al., 1985; Palmer, Friedland, and Singh, 1986), так и на национальном уровне (Mintz and Schwartz, 1981,-Useem, 1979, 1982, 1984; Domhoff and Dye, 1987). Анализ выборов Конгресса в 1980 г. показал, что корпоративное участие в комитетах политических действий во время этих выборов имело в своей основе идеологический консерватизм [Clawson and Neustadt, 1989). Авторы делают вывод, что переплетения основываются на рациональных действиях классового характера. Хотя трудно представить, чтобы классы были "разумнее" организаций, но тем не менее классовый аргумент звучит убедительно.
Классовый аргумент особенно убедителен, если использовать его в совокупности с организационной точкой зрения на переплетение (Mizruchi, 1989,1992). Мизрути исследовал 1596 пар из 57 крупных производящих фирм. Он показал, что членство в одной и той же профилирующей отрасли или в нескольких схожих отраслях, географическая близость штаб-квартир (но не мест расположения заводов), рыночные ограничения и общие отношения с финансовыми институтами (через владение акциями или директорские связи) определяло схожесть политического поведения. Автор утверждает, что действовали и ресурсная зависимость, и классовая принадлежность.
Переплетения директората служат средством распределения между организациями потока ресурсов, важных для организаций и их отношений. Они могут предоставить организации конкурентное преимущество через доступ к финансированию, информации и другим ресурсам.
Результаты МОО
Как и следовало ожидать, результаты МОО оказались комплексными и трудными для измерения. В сфере гуманитарных служб многие исследования касались усовершенствования предоставления услуг, что само по себе трудно для концептуализации и измерения. Результаты исследования здравоохранения на примере двух больниц показали, что предоставление услуг было довольно хорошо скоординировано путем сложной системы формальных и неформальных соглашений (Milner, 1980). Одна из больниц обеспечивала высококачественное лечение богатых клиентов, а другая предоставляла низкокачественное лечение бедным. Межорганизационные соглашения должны были сохранять эту дифференциацию. Таким образом, МОО были эффективны с одной стороны, но несправедливы с другой.
Проблема результатов и простая, и сложная. Простота заключается в том, что она лежит перед глазами и ее можно видеть. Сложность проблемы результатов в том, что ее видят множество глаз и у обладателя каждой пары глаз свои собственные оценки. Эта проблема идентична проблеме организационной эффективности, которая будет рассматриваться в следующей главе. Ощутимую эффективность межорганизационных отношений можно оценивать с точки зрения участников внутри каждой организации, организации в целом, сточки зрения клиентов обслуженных или обиженных, общины, в которой происходит взаимодействие, или со стороны юридических или административных лиц, принимающих решения, которые имеют юрисдикцию над конкретными обсуждаемыми парами, наборами или сетями организаций. Проблема оценки результата, таким образом, является проблемой политической власти, ресурсной зависимости и морального выбора. Хороший результат для одной организации может быть плохим для другой; клиенты могут выиграть, а организация пострадать;
отношения могут быть эффективными по затратам, но опасными для организаций и клиентов. Об этом следует помнить, анализируя МОО.
Большинство научных работ, на которых основан этот анализ, выполнены на примерах организаций социального обслуживания, за исключением материалов по переплетению директората. Ясно, что нужна база данных для более широкого диапазона организаций. В анализе содержится относительно мало ссылок на организации, вовлеченные во взаимодействие. Фактически мало что известно об этих связях. Нам не хватает также информации об индивидуумах, вовлеченных во взаимодействия МОО. Довольно мало сведений о работниках "пограничных" позиций, кроме того, что эта роль на самом деле является периферийной, а большее значение имеют лица, которые находятся в переплетающихся директоратах, или те, кто интерпретирует и обрабатывает информацию, полученную от "пограничных" должностей. Серьезные политические и моральные проблемы связаны с властью переплетающихся директоратов.
Таким образом, сфера МОО имеет большой потенциал для научных исследований. Существует общее мнение, что такие отношения важны, хотя это еще и не было продемонстрировано.
Выводы и заключение
В этой главе в центре внимания была среда, окружающая организации, которая проходит красной нитью через весь наш анализ организаций. Мы рассмотрели самое общее содержание и аналитические размерности окружающей среды. Затем уделили внимание специфическим аспектам окружающих сред, которые проявляются через МОО.
Было бы большой ошибкой поместить анализ окружающей среды в центр организационных анализов. Конечно, окружающая среда является важным компонентом организационного анализа, но реальным его центром должна быть организационная эффективность, к которой мы обратимся в следующей главе. При рассмотрении эффективности окружающие среды не исчезнут, но займут надлежащее место в нашем исследовании.