Анализ концепций соотношения государства, общества и личности
Проблема соотношения личности, общества и государства волновала философов, социологов, политологов и юристов на всех этапах развития научной мысли. Античная философия отождествляла общество и государство. В Древней Греции этому как нельзя лучше способствовала идея полисной жизни, существование общества вне государства воспринималось невозможным. Сократ отождествляет полис и гражданина, поскольку гражданин не только лицо частное, но и политическое. Подчинение законам во имя нравственного единства полиса – добродетель, но такое подчинение должно быть результатом свободной воли. Сам термин полис имел несколько значений: государство, город и община граждан. Древние римляне для обозначения своей общины использовали термин «civitas», происходящий от слова «civis» – гражданин, что подчеркивало единение граждан. Цицерон, как мы говорили выше, рассматривал государство как «res publicа civitas Romana» – общую достояние романской общины. Очевидно, что община и его свобода (а не свобода индивида) понимается Цицероном как высшая ценность. В античный период сформировались и два подхода к пониманию соотношения государства и общества: государство, как механизм защиты прав своих граждан, и государство, как механизм ограничения индивидуальной воли субъектов, при этом такое ограничение может быть основано на законе, а может – и на произволе.
Период Средневековья характеризуется разделением общественных и государственных интересов. Общество все более уходит в социальное и экономическое, оставляя политическое государству. Политико-правовые взгляды горожан, осознававших свое особое положение, находили свое выражение в идее договорных отношений с сеньором. Горожане были лично свободны и они постепенно освобождались от повинностей. Городское право, включая право на самоуправление, гарантировалось договором города с сеньором. Многие средневековые города получали независимость. Так ряд немецких городов получили статус городов-республик. Город становился самоуправляющейся коммуной. Для Магдебурга разработали специальную систему норм, именовавшуюся Магдебургское право, которое затем распространилось и на другие свободные города. Управление строилось по принципу выборности городского совета, которым, в свою очередь, руководил бургомистр. Все эти нюансы приводили к самоощущению себя как некоей общности, отделенной от системы сеньоральных феодальных властеотношений. Так постепенно формируется концепция гражданского общества. Немало этому способствует и городское право. Горожане очень болезненно реагировали на нарушения феодалом договора, это приводило к серьезным социальным катаклизмам. Так, сохранилось упоминание средневекового историка Гвиберта Ножанского, аббата монастыря Ножана (1053-1124 гг.), о восстании в Лане. Сеньор города и его слуги беззастенчиво грабили горожан. Горожане предложили изрядную сумму денег, взамен требуя лишь прекращения такого произвола, но грабежи возобновились, горожане в гневе вышли на улицы города. Результатом восстания, произошедшего в 1112 году, стало коммунальное самоуправление и городские свободы. Однако такое положение вещей сохраняется недолго, своим эдиктом король вскоре возвращает городу статус королевского и тем самым лишает его коммунальных свобод. Так на протяжении многих веков город то становился свободным, то вновь получал статус королевского. В XIV в. Людовик XII окончательно объявляет город королевским.
Однако, это была не единственная тенденция в определении соотношения сил общества, личности и государства. Государство, все более приближаясь к тоталитарным средствам, управления стремилось подавить и личность, и общество. Справедливости ради, следует сказать, что представители католической теократической, доминирующей в средневековой Европе политико-правовой мысли, пытались создать систему ограничений государственной власти. Что такое государство, - говорил Блаженный Августин, как не «шайка разбойников», если создаваемые человеком законы не служат идеалам любви и служения общему благу.
Для Возрождения, «развернувшего» политико-правовую мысль лицом к человеку, центром внимания стал индивид, обладающий собственностью. Появилось единое торговое право (les mercantores), закреплявшее индивидуальные права. Стало появляться ощущение обладания такими правами, которое, в свою очередь, сложилось в предощущении гражданского общества.
Эпоха просвещения приносит идею поиска формы правления, соответствующей интересам общества. Дж. Локк пишет: «абсолютная монархия … не может быть формой гражданского правления», она не соответствует интересам общества.
Но в большей степени формированию понятия гражданского общества мы обязаны классической немецкой философии. И. Кант и Г.В.Ф. Гегель противопоставили идею гражданского общества феодальному произволу. Так, Г.В.Ф. Гегель, считал гражданское общество сферой частных интересов, противопоставляющих свои интересы и объединяющихся в ассоциации. И. Кант считал столкновение интересов полезным, так как это условие самосовершенствования, но основное условие самосовершенствования – свобода, обеспеченная законом (при должном уровне уважения к свободе другого лица) и гарантии человеческого достоинства.
Современные концепции взаимоотношения общества, государства и личности бесконечно разнообразны: это и этатистское учение о государстве, и доктрина либерализма, и учение о демократии, и концепция патерналистического государства, так популярная в скандинавских странах, и учение о правовом государстве, которые мы рассмотрели выше. Каждое из этих учений имеет множество интерпретаций. Так появилась концепция плюралистической демократии, учитывающей интересы множества социальных групп. Появились принципиально новые доктрины. К таковым можно отнести доктрину «сервисного государства» (Э. Форстхофф), государства, как системы институтов, обслуживающих население. Идею преобразования государства в лояльные к гражданам обслуживающие компании в своей книге «Государство третьего тысячелетия» излагает Правящий князь Лихтенштейна Ханс-Адам II. Появилась концепция социального государства и государства благоденствия, связанная с реформами социального законодательства. Но и по сей день вопрос соотношения общества, личности и государства остается одним из самых популярных в системе политических и правовых наук.