Государственное устройство. Республика Корея - унитарное государство
Республика Корея - унитарное государство. Административно-территориальное деление: 9 провинций и города - Сеул и Пусан.
Действующая Конституция РК принята на референдуме в 1987 г. и вступила в силу 25 февраля 1988 г. (до этого действовали конституции 1948, 1962, 1972 и 1980гг.). По форме правления РК - президентская республика (согласно Конституции - "парламентская республика во главе с Президентом"). Политический режим - демократия в процессе становления.
Законодательную власть осуществляет парламент (Национальное собрание) в составе 299 членов, из которых 253 избираются путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания - 4 года.
Для принятия закона необходимо большинство присутствующих на заседании членов парламента, притом что в заседании участвуют более половины общего числа членов. Принятый закон передается Президенту, который в течение 15 дней промульгирует его или возвращает Национальному собранию. Для повторного принятия закона необходимо большинство как минимум в 2/3 присутствующих на заседании членов парламента.
Помимо законодательных полномочий Национальное собрание утверждает государственный бюджет, ратифицирует наиболее важные международные соглашения, дает согласие на объявление войны, размещение иностранных войск на территории страны, утверждает представленные Президентом кандидатуры членов правительства, назначает трех членов Конституционного суда.
По инициативе не менее чем 1/3 общего числа своих членов Национальное собрание может большинством не менее чем в 2/3 списочного состава рекомендовать Президенту отправить в отставку премьер-министра или любого из членов правительства.
Глава государства и исполнительной власти - Президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По Конституции 1987 г. президентская власть значительно ограничена, в частности запрещено повторное избрание на президентский пост, ограничены полномочия по роспуску парламента и введению чрезвычайного положения.
Президент отвечает за независимость, территориальную целостность и непрерывность государства, а также за охрану Конституции. Он представляет государство за рубежом, назначает и принимает дипломатических представителей, заключает международные соглашения, является верховным главнокомандующим.
Президент может издавать декреты по вопросам, делегированным ему законом, а также по осуществлению законов.
Высший орган исполнительной власти - Государственный совет (правительство), возглавляемый Президентом в качестве председателя и Премьер-министром - в качестве вице-председателя. Госсовет вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны, рассматривает вопросы о назначении генерального прокурора, председателя комитета начальников штабов и др. Премьер-министр и по его рекомендации другие члены Государственного совета назначаются Президентом и одобряются Национальным собранием. Премьер-министр может рекомендовать Президенту сместить того или иного члена правительства. Из числа членов Госсовета Президент по рекомендации Премьер-министра назначает глав исполнительных министерств.
Премьер-министр или глава любого исполнительного министерства могут в соответствии с полномочиями, делегированными им законом или президентским декретом, или ex officio, издавать ордонансы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Совет национальной безопасности оказывает помощь Президенту в формировании внешней, военной и внутренней политики.
Правовая система
Общая характеристика
Современная правовая система Республики Корея входит в романо-германскую правовую семью, имея также значительные заимствования из американского права. При этом правосознание и правовая культура корейцев по-прежнему в значительной степени основываются на общих для народов Восточной Азии конфуцианских традициях: коллективизм, патернализм, приоритет этических норм над юридическими, обязанностей над правами, предпочтение неформальных примирительных процедур судебному разбирательству и т.д.
На протяжении столетий Корея находилась под влиянием китайской (конфуцианской) государственно-правовой культуры. В соответствии с этим собственно правовые предписания ограничивались преимущественно уголовными нормами. Основная масса общественных отношений регулировалась морально-этическими нормами, обычаями и традициями. Наряду с заимствованием китайских законов в средневековой Корее принимались и оригинальные правовые акты.
Первая рецепция европейского, романо-германского права в Корее произошла "опосредованно" через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). В то же время в период японской оккупации корейское обычное право сохраняло роль главного правового источника в сфере семейных отношений и наследования.
После достижения независимости все японские кодексы и законы, ассоциировавшиеся с иноземным гнетом, были заменены на корейские. В частности, приняты собственные Уголовный кодекс (1953), Уголовно-процессуальный кодекс (1954), Гражданский кодекс (1958), Гражданский процессуальный кодекс (1960) и Торговый кодекс (1962), а также ряд других кодексов, при разработке которых законодатель подчеркнуто старался отойти от прежних японских актов. Тем не менее в наиболее важных отраслях и институтах южнокорейское право сохранило основные принципы и черты романо-германского права в том самом виде, в котором они были заимствованы через японское законодательство.
Как результат деятельности американской военной администрации в 1945-1948 гг. и общей ориентации сеульского правительства на США, в послевоенный период правовая система Кореи заимствовала многие элементы американского права, особенно в административной, торговой, трудовой, уголовно-процессуальной сферах.
В 1980-1990-е гг. важнейшие изменения в южнокорейской правовой системе связаны с ее демократизацией. Конституция 1987 г. ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия Президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппозиции в Конституцию включено положение о недопустимости вмешательства армии в политику. В конце 1988 г. приступил к работе Конституционный суд.
Основным источником права в РК являются законодательные и другие нормативные акты. Иерархию образуют: Конституция, законы Национального собрания, декреты Президента, ордонансы премьер-министра или исполнительного министерства.
Южнокорейской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. В соответствии со ст.76 Конституции во время внутренних беспорядков, внешней угрозы, естественного бедствия или серьезного финансового или экономического кризиса Президент может издавать приказы, имеющие силу закона, если необходимо принять срочные меры для обеспечения национальной безопасности или публичного мира и порядка и нет времени ждать созыва Национального собрания. Такие же полномочия принадлежат Президенту в случае военных действий.
Согласно Конституции (ст.6) ратифицированные международные договоры становятся частью правовой системы. Они, как и общепризнанные нормы международного права, имеют ту же силу, что и внутренние законы.
Вспомогательным источником права для некоторых отраслей (гражданское, торговое, трудовое право) признается обычай, который не должен противоречить законодательству. Вспомогательным источником рассматривается и судебная практика.
Особое место в системе источников занимают решения Верховного суда и Конституционного суда, выносимые в порядке конституционного контроля. Некоторые из них имеют революционное значение для развития правовой системы страны, утверждая новые стандарты защиты прав человека.