Часть 2. Билет №8. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
(продолжение КП.. =(( ррр..)
Законодательный процесс- система правовых действий субъектов законодательной деятельности по внесению, рассмотрению, принятию и обнародованию актов высшей юридической силы - законов
Стадии законотворческого процесса — это структурная организация процесса подготовки и снятия законодательного решения, имеющие правовые основания начала и окончания этапы разработки, принятия и вступления в силу законодательных актов (законов).
В российской юридической литературе называют разное число стадий – от трех до шести – девяти.
Так, профессора В.В. Лазарев и С.В. Липень выделяют три основные стадии: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие.
В.М. Сырых называет шесть стадий:
1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;
2) подготовка проекта нормативного правового акта;
3) рассмотрение его правотворческим органом;
4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;
5) принятие акта;
6) опубликование акта.
Ю.А. Тихомиров насчитывает девять стадий:
1) выявление потребности в правовой регламентации общественных отношений;
2) определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного правового акта;
3) принятие решения о его подготовке;
4) разработка концепции акта;
5) подготовка проекта акта;
6) предварительное рассмотрение проекта акта;
7) общественное обсуждение проекта;
8) официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур;
9) принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу.
Таким образом, большинство стадий правотворчества составляют так называемый предпроектный этап, а собственно принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии.
Профессор А.С. Пиголкин разделяет стадии подготовки проекта и стадии деятельности правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта, всего - 11 стадий правотворческого процесса.
Профессора В.М. Корельский и В.Д. Переваловтакже предлагают разделять предпроектный и проектный этапы законотворчества, но в рамках проектного этапа (или этапа принятия правотворческого решения) выделяют всего лишь четыре стадии:
1) внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы;
2) рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа;
3) обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа;
4) принятие законопроекта правотворческим органом в окончательном чтении.
Доктор юридических наук Р.А. Ромашов и профессора М.М. Рассолов, В.О. Лучин и Б.С. Эбзеев выделяют по шесть стадий уже в рамках проектного этапа правотворчества, т.е. законодательного процесса.
Р.А. Ромашов выделяет следующие стадии:
1) законодательная инициатива;
2) обсуждение проекта закона;
3) принятие закона;
4) одобрение закона;
5) промульгация (подписание) закона;
6) обнародование закона.
Профессора Рассолов, Лучин и Эбзеев предлагают рассматривать такие стадии законотворчества как:
1) внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов - законодательная инициатива;
2) рассмотрение законопроекта;
3) отклонение проекта либо принятие его за основу;
4) доработка проекта;
5) отклонение проекта или принятие закона;
6) введение в действие принятого законодательного акта.
Основная часть ученых, рассматривая законодательный процесс (который в нашей стране регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания, Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и действующим законодательством) выделяют четыре главные стадии. За его рамками оставляется предпроектная работа, которая играет важную роль в законотворчестве, но составляет подготовительную работу. Последняя реализуется в законопроекте.
В Конституции РФ законодательный процесс регулируется начиная со стадии осуществления законодательной инициативы. Таким образом, доктора юридических наук Т.Н. Радько, Л.А. Морозова и профессора М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько и А.Ф. Черданцев считают целесообразным выделить следующие стадии законодательного процесса:
а) законодательная инициатива;
б) рассмотрение и обсуждение законопроекта в Государственной Думе, в Совете Федерации и в их комитетах;
в) принятие закона;
г) промульгация (подписание), официальное опубликование и вступление закона в юридическую силу.
В целом данной позиции придерживается и академик В.С. Нерсесянц, но вместо законодательной инициативы он предлагает выделить как стадию принятие соответствующим компетентным органом (самим правоустановительным органом или субъектом правоустановительной инициативы) решения об издании определенного нормативно-правового акта, а также разделять стадию разработки законопроекта субъектом законотворческой инициативы, его предварительного обсуждения в государственных органах, научных и общественных организациях для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы, и стадию рассмотрения законопроектов Государственной Думой в трех чтениях.
Внесение законопроекта:
• Обозначается инициатор законопроекта.
• Фиксируется содержание (текст) законопроекта.
• Законопроект регистрируется и с этого момента считается внесенным.
• Определяется (предварительно) комитет, который будет ответственным по
данному законопроекту.
• Законопроект оценивается (предварительно) с точки зрения соответствия
Конституции и Регламенту.