Организация работы налоговых инспекций
Управление налогообложением в РФ представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, республиканского, областного, краевого и районного уровней; при этом каждый уровень имеет свои функции и специфику. Центральным органом управления налогообложением в России является Министерство по налогами сборам МНС РФ, состоящее из подразделений по руководству и контролю за налогообложением.
Ко второму уровню относятся Инспекции МНС республик, краев, областей, городов республиканского подчинения, входящих в состав РФ. К третьему уровню – государственные налоговые инспекции (Инспекции МНС) городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.
Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции третьего уровня. Главной задачей руководителя налоговой службы этого уровня является создание условий для оптимальной деятельности инспекции на подведомственной территории. Для районной налоговой инспекции входной документацией является отчетность налогоплательщиков, регламентирующими работу документами – нормативно-правовая база РФ, практическим результатом – средства, мобилизованные в доход бюджетов различных уровней, и блок отчетных документов (в соответствии с решениями вышестоящих налоговых органов).
Центральный аппарат Министерства РФ по налогам и сборам включает следующие основные подразделения:
1. Управление налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц, состоящее из:
• отдела налогообложения прибыли государственных предприятий;
• отдела налогообложения прибыли негосударственных предприятий (включая группу по налогообложению прибыли (доходов) предприятий с иностранными инвестициями);
• отдела налогообложения прибыли (дохода) общественных организаций;
• отдела налогообложения банков, бирж и операций с ценными бумагами;
• сводного отдела аналитической и методической работы.
2. Управление налогообложения природных ресурсов и земельного налога имеет три отдела: налогов на землю, налогов на природные ресурсы, сводного анализа механизма налогообложения АПК.
3. Управление налогообложения физических лиц, куда входят; отдел подоходного налога (в том числе группа налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства); отдел имущественных налогов; методологический отдел; отдел аналитической работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.
4. Управление местных и прочих налогов и сборов (отдел местных налогов; отдел налога на имущество; отдел государственных пошлин, сборов и прочих доходов).
5. Управление косвенных налогов, включающее в свой состав отдел налога на добавленную стоимость, отдел акцизов, отдел по ведению сводной экономико-аналитической работы и анализа.
6. Управление внешнеэкономического и международного налогообложения включает:
• отдел налогообложения внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций;
• отдел налогообложения иностранных юридических лиц;
• отдел международного налогообложения;
• отдел налогообложения валютно-финансовых операций.
7. Управление поступлений в государственные внебюджетные фонды и доходов от приватизации также состоит из четырех отделов:
• отчислений во внебюджетные социальные фонды;
• платежей в дорожные и производственные фонды;
• доходов от приватизации;
• организационно-методической работы.
Каждое управление МНС РФ специализируется на одном из сегментов налогообложения. Задачи вышеперечисленных управлений включают в себя: анализ практики применения действующего налогового законодательства; разработку элементов концепции налоговой политики; участие в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения; разработку инструктивного материала и методических рекомендаций, а также трактовку моментов, не регламентированных действующим законодательством, или имеющих двойное толкование. Кроме того, управления центрального аппарата МНС РФ участвуют в комплексных и тематических проверках инспекций в субъектах Федерации, рассматривают письма и жалобы налогоплательщиков на действия должностных лиц налоговых органов, контролируют исходящие от различных министерств и ведомств документы, в которых затрагиваются вопросы налогообложения.
Ряд управлений центрального аппарата МНС осуществляют вспомогательные функции. К примеру, юридическое управление состоит из отдела правового обеспечения налогообложения и отдела контроля за организацией правовой работы в налоговых органах. В его функции входят: обеспечение соответствия нормативных актов, издаваемых МНС РФ, действующему законодательству; защита интересов министерства в судах и органах государственной власти и управления; участие в разработке нормативно-правовой базы в сфере налогообложения; осуществление методического руководства правовой работой в нижестоящих инспекциях, систематизация правовых актов; анализ практики правовой работы на местах и т. д.
Управление административного и финансового обеспечения осуществляет планирование и финансирование расходов на содержание государственных налоговых инспекций; руководит постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах на местах и центральном аппарате: проводит работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров, организует подготовку и переподготовку специалистов, повышение деловой квалификации работников, ведет документацию для определения стажа за выслугу лет, осуществляет представления на присвоение классных чинов.
Структура управления делами включает инспекцию по контролю и организации делопроизводства, сектор правительственной корреспонденции и секретариат МНС РФ. Основными задачами управления делами является обеспечение в центральном аппарате МНС РФ единого, отвечающего установленным требованиям порядка ведения делопроизводства, а также отбор, учет, обработка и своевременная передача на государственное хранение документов Министерства.
Имеющаяся нормативно-правовая база не содержит жесткой регламентации функционального и организационного устройства налоговых инспекций субъектов РФ (следующая ступень иерархии). Структура и штатное расписание этих звеньев утверждается руководством соответствующей налоговой инспекции в пределах установленного им фонда оплаты труда. Здесь необходимо отметить, что функциональная и структурная схемы краевой, областной и равной им налоговых инспекций строятся с учетом региональных особенностей (размера территории, экономического потенциала, числа налогоплательщиков и др.). Различия в организационном построении связаны с попытками создания такой модели, которая будет наиболее эффективной в конкретных условиях региона. Следует помнить, что если районная (городская) инспекции непосредственно контролируют полноту и своевременность налоговых платежей, работая с предприятиями, организациями и гражданами, то структуры инспекций по субъектам Федерации решают поставленные перед ними задачи в большей степени путем реализации организационно-методических функций.
На инспекции МНС РФ по субъектам Федерации возлагаются такие задачи, как, например: организация работы нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов нижестоящих инспекций о проделанной ими работе; подготовка методических рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля на основе данных, представленных нижестоящими инспекциями; организация взаимодействия МНС РФ с другими государственными органами, в том числе с правоохранительными; комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций; внедрение в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по созданию информационных систем и компьютеризации.
Нижнюю ступеньку в налоговой иерархии занимают инспекции МНС РФ по районам и городам без районного деления, которые выполняют основную нагрузку по контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на подведомственной территории. В соответствии с НК РФ они обеспечивают учет налогоплательщиков, правильность начисления ими налогов и платежей, а также поступление средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Они также контролируют своевременность предоставления плательщиками бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций и других документов, связанных с исчислением и перечислением платежей в бюджет. Кроме того, на аналитические отделы этих подразделений возложены обязанности по составлению отчетности, анализу экономической ситуации и предоставлению районным и городским финансовым органам сведений о фактически поступивших в бюджет суммах. Структура и штатная численность районной (городской) налоговой инспекции утверждается ее начальником на основании экономических, социально-демографических и других характеристик района, в пределах установленного для данной инспекции фонда оплаты труда.
В крупных городских и районных налоговых инспекциях могут быть созданы отделы и группы по видам налогов, работа которых строится по отраслевому принципу. Стоит отметить, что по отраслевому принципу организуется работа и в сельских районных налоговых инспекциях с количеством сотрудников до 60 человек.
Основным структурным функциональным звеном инспекции МНС РФ по субъекту Федерации, району является отдел. В инспекции по субъекту Федерации, как правило, имеются отделы по налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц; отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов, земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел косвенных налогов; отдел местных налогов и сборов. Кроме того, как и в любой управляющей структуре, функционируют отделы кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и другие.
В инспекции нижнего звена, как правило, имеются отделы по работе с юридическими и физическими лицами, а также отделы, выполняющие обеспечивающие функции. К первой группе относятся следующие отделы:
• приема отчетности юридических лиц;
• документальных проверок;
• по работе с крупными налогоплательщиками;
• по работе с совместными предприятиями;
• по принудительному взысканию недоимок;
• по взиманию ресурсных платежей;
• земельного налога;
• аналитической работы;
• по работе с проблемными налогоплательщиками и взаимодействия с правоохранительными органами;
• по проверкам правильности применения контрольно-кассовых машин;
• по контролю в сфере оборота алкогольной и табачной продукции.
Ко второй группе относятся:
• отдел подоходного налога;
• отдел декларирования;
• отделы по работе с частными предпринимателями без образования юридического лица; .
• отдел налогообложения имущества физических лиц.
К третьей группе можно условно отнести следующие отделы:
• учета и отчетности;
• юридическую службу;
• канцелярию;
• отдел программирования и автоматизации;
• отдел Государственного реестра;
• бухгалтерию.
Кратко остановимся на особенностях работы с крупнейшими налогоплательщиками. Учитывая значительную роль крупных налогоплательщиков в формировании бюджетных доходов, в обставе налоговых инспекций различных уровней были созданы отделы по работе с крупными налогоплательщиками. В целях повышения эффективности работы сотрудников налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками в этих отделах собраны наиболее квалифицированные кадры налоговых инспекций. На них возложены обязанности по комплексному контролю за крупнейшими налогоплательщиками подведомственной территории. Данные отделы осуществляют прием и изучение отчетности крупнейших налогоплательщиков, проводят анализ их финансового состояния, камеральные проверки оценивают перспективы дальнейшего развития компаний. Объединение этих функций в рамках одного отдела позволяет достичь нескольких целей:
• инспекторский состав детально знает специфику каждого крупного предприятия их подведомственной территории, учитывает ее при подготовке и проведении комплексных выездных проверок и других мероприятий контрольного характера;
• с крупнейшими налогоплательщиками работают наиболее квалифицированные сотрудники инспекций МНС РФ;
• учитывая ограниченное количество крупных предприятий, инспекторский состав данных отделов имеет техническую и хронологическую возможность уделять большее внимание исследованию и анализу каждого плательщика, что существенно повышает эффективность работы налоговых органов и мобилизацию средств в бюджеты всех уровней.