Внутренняя политика Екатерины II и Павла I

София – Августа - Фредерика, принцесса Ангальт – Цербстская

(Фике), прибыла в Рос­сию в 1744 г. в качестве невесты будущего императора Петра III. Ее крестили по православному обряду и нарекли Екатериной Алексеевной. В 1745г. она стала женой Петра III. Отношения супругов не сложились. Постепенно вокруг нее сформировался круг сторонников, недовольных политикой царя Петра. Воцарение Екатерины произошло 28 июня 1762 г. в результате дворцового переворота и последовавшего убийства ее мужа – императора. В современной литературе сочетаются традиционные и новаторские оценки ее политики. Традиционно высоко оценивают деятельность Екатерины Великой и ее значимость для российской истории ученые Н.Павленко, О.Омельченко, М.Рахматуллин. Исследователи Е.Плимак и И.Пантин отвергают тезис о прогрессивной направленности политики этой императрицы. По их мнению, либерализм Екатерины II не дал ощутимых результатов, крепостничество в годы ее правления усилилось, а потопленная в крови крестьянская война Пугачева, лучше всего доказала истинность ее намерений о благе народа. В.Моряков рассматривает Екатерину II как носителя консервативных взглядов, преобразования которой вписывались в феодальную систему и были направлены на укрепление самодержавно – крепостнического государства. А.Каменский выдвинул концепцию « двух Екатерин ». Он считает, что до выступления Е.Пугачева на престоле находился убежденный западник, успешный либеральный реформатор, романтик, стремящийся осчастливить мир справедливыми законами. После крестьянской войны Екатерина Великая превратилась в циничного прагматика и жестокого дворянского правителя.[381]

Царствование Екатерины II совпало с эпохой Просвещения.[382] Идеология Просвещения это буржуазная по своей сути система общественного сознания переходного периода от феодализма к капитализму. Она нашла отражение в трудах французских мыслителей Дидро, Вольтера, Монтескье, Руссо, Гоббса, Гольбаха, Гельвеция и др. Просветители предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Была выдвинута формула «свобода, гражданское равенство, собственность». Разработаны идеи народного суверенитета, народного представительства, прямого народоправства. Появились понятия «исторической закономерности», «капитала», «производительного труда», «объективных экономических законов». В своих взглядах просветители исходили из теории «естественного права» всех людей на свободу и равные права. В процессе исторического развития человечество нарушало естественные законы, что породило угнетение, рабство, несправедливость. Вернуться к справедливому состоянию можно с помощью просвещения. Особые надежды возлагались на просвещенных монархов – мудрецов на троне. Пользуясь своей властью, они должны установить справедливые законы, помочь просвещению народа, что приведет к процветающему государству, к прежней свободе, равенству, братству, счастью людей. Большое теоретическое и практическое значение имела концепция Ш.Монтескье о разделении и независимости друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, как важнейшей гарантии свободы граждан. Философы – просветители не призывали к революции. Они охотно поддерживали контакты с монархами, рассчитывая при их содействии перестроить существующее общество на началах разума. Верховная власть Европы воспринимала идеи просвещения. Сложившаяся в тех условиях система «просвещенного абсолютизма» приобрела фактически международный характер. Монархи Австрии, Испании, Пруссии, Швеции использовали теоретические конструкции просветителей для модернизации существующих социально – экономических и политических структур, приводили их в соответствие с «духом времени». Политика «просвещенного абсолютизма» предполагала покровительство национальной промышленности; создание условий для развития сельского хозяйства и торговли; улучшение законодательства; совершенствование административно – территориального устройства; ослабление власти феодалов над крестьянами; ограничение влияния церкви; поощрение подъема культуры, образования, искусства. В странах, где удавалось в той или иной степени реализовать политику «просвещенного абсолютизма», движение к прогрессу осуществлялось поступательно без мощных революционных потрясений.

В России элементы «просвещенного абсолютизма» стали пробивать дорогу еще с начала XVIII в. Последней попыткой реализации идей европейского Просвещения была деятельность Александра I. Наиболее полное развитие они получили в годы правления Екатерины Великой,[383] что обусловливалось личностью данной правительницы. Она была самой образованной российской императрицей, выделялась широтой интеллектуальных запросов и масштабностью государственных замыслов. Екатерина II хорошо знала основы западноевропейского государственного устройства, изучала идеи французских просветителей, писала в ли­бе­ральном духе собственные сочинения. Став поклонницей их воззрений, Екатерина Великая стремилась выступить в роли просвещенной государыни, способной облагодетельствовать своих подданных мудрыми законами и деяниями. Прежде чем приступить к ре­фор­мам, она предприняла несколько поездок по стране,[384] изучила состояние дел в об­ществе, подобрала советников,[385] приобрела некоторый опыт управления. Одновременно складывалась идейная платформа для будущих преобразований. Политическая доктрина Екатерины II представляла собой совокупность западноевропейских либеральных идей и российских традиционных воззрений. Императрица предполагала наделить подданных основными естественными правами при сохранении и укреплении . абсолютизма. В этом уже заключалось противоречие, которое и проявилось в по­ли­ти­ке Екатерины II. С од­ной стороны, она проводила либеральные реформы, с дру­гой – снижала их эффект усилением са­мо­дер­жав­но-кре­постни­чес­кой власти.

В со­от­ветствие со своими представлениями о ро­ли абсолютизма в Рос­сии Екатерина II в те­че­ние всего своего правления охраняла и укрепляла личную власть[386]. Сразу же после переворота она ускорила коронацию, чтобы узаконить свое восшествие на престол. В течение всего своего правления императрица настойчиво избавлялась от претендентов, оспаривавших ее права на верховную власть. Императрица удалила из столицы и отстранила от государственных дел сына Павла, так как многие считали его более законным наследником престола. По ее приказу 5 июля 1764г. был убит Шлиссельбургский узник Иван Антонович Брауншвейгский.[387] Власти казнили самозванку княжну Тараканову, выдававшую себя за дочь Елизаветы Петровны. Государыня жестоко расправилась с Е. Пу­га­че­вым, движение которого подпитывалось идеей возвращения на престол законного монарха Петра III.[388] Этими мерами Екатерина II показала, что любое посягательство на ее личную власть, от кого бы оно ни исходило – от знати или черни, будет жестоко подавлено.

Некоторые историки утверждают, что в планы императрицы входило формирование русского парламента. По их мнению, начало ему положила Уложенная комиссия, созванная для составления нового Свода законов. В будущем Екатерина якобы намеревалась придать комиссии статус постоянно действующего высшего сословно – представительного государственного органа власти. Другие исследователи считают, что видеть начало парламентаризма в Уложенной комиссии неправомерно. Ни по составу, ни по форме своей деятельности, ни по ее содержанию и результатам она не соответствовала современным представлениям о парламенте. Представительство всесословным выглядело только внешне. В работе Уложенной комиссии не участвовало сельское население Прибалтики, Украины, Дона, помещичьи, дворцовые и экономические крестьяне. Ведущую роль в комиссии играло шляхетство, что определило дворянский характер ее деятельности и решений. К тому же, политическая доктрина Екатерины II не предполагала существование рядом с собой наличие общественного или государственного органа самостоятельного политического значения. Последнюю точку зрения подтверждает реакция государыни на проект реформы, разработанный по ее поручению высокопоставленным чиновником графом Н.И.Паниным. В представленном императрице плане преобразований Н.Панин заявил, что в российском управлении в отличие от европейского больше действует « сила персон, чем власть мест государственных». Он предложил упорядочить государственность, оградить страну от каприза сидящих на троне, учесть уроки временщиков и оградить престол от случайных людей. Опираясь на западное общественное устройство и взяв за образец Швецию, он предложил ввести разделение властей. По мнению Н.Панина, первым шагом на этом пути должно было стать учреждение Постоянного Императорского Совета в составе четырех государственных секретарей для решения всех важнейших государственных дел. За Екатериной в этом случае оставалось бы лишь право утверждения принимаемых Советом решений. Проект не совпадал с абсолютистскими устремлениями императрицы. Она не хотела делить ни с кем свою власть, но поначалу не знала какие силы стоят за спиной Н.Панина. Действуя осторожно, Екатерина сначала приняла проект, подписала манифест о создании Совета, назначила его членов. Затем, увидев, что Н.Панина поддерживают немногие, императрица отвергла идею Императорского Совета, отказалась от обнародования проекта и манифеста, сдала эти документы в архив. Очередная попытка аристократии придать форме правления в России более либеральный характер закончилась неудачей.[389] Как абсолютный монарх Екатерина II не могла мириться с самостоятельностью и претензиями на верховную власть в России даже Сената. В 1763г. Екатерина провела крупную реформу этого государственного учреждения. Сенат разделили на 6 департаментов, часть из которых разместили в Москве, часть – в Пе­тер­бур­ге. Каждый из департаментов был наделен конкретными функциями ряда упраздненных коллегий и контор. В ведении первого департамента находились вопросы обнародования законов, управления финансами и имуществом, промышленностью и торговлей. Второй департамент занимался судебными делами, третий – полицией, образованием, западными окраинами империи, четвертый – военными и морскими делами и т.д. Особую роль играла, созданная в 1762г., сенатская Тайная экспедиция, функции которой были определены самой императрицей. Это было самостоятельное государственное учреждение, занимавшееся политическим розыском. Через него прошли все политические процессы времен екатерининского правления. Императрица лично занималась возбуждением сыскных дел, участвовала в расследовании наиболее важных. С целью усилить контроль Сената существенно расширили полномочия генерал – прокурора. Он стал личным доверенным лицом Екатерины II, был наделен правом ежедневных докладов императрице обо всех решениях, принимаемых Сенатом, осуществлял надзор за действиями сенаторов. Таким образом, сенатской реформой достигалась основная цель Екатерины – ослабить и умалить роль Сената как высшего государственного учреждения. Он утратил свои широкие полномочия, лишился права законодательной инициативы, был превращен в обычное бюрократическое ведомство, выполнявшее назначенные ему императрицей административные функции. Линия Екатерины II на усиление своей личной роли в центральном управлении воплотилась и в изменении коллежской системы. Большинство коллегий было ликвидировано. Вместо них были созданы специальные экспедиции, которые входили в состав Сената и осуществляли отраслевое управление. В оставшихся коллегиях отменили коллегиальное начало, внедрили принцип единоначалия.[390] При этом все коллегии находились под надзором императрицы. Усилению власти Екатерины II способствовало также ограничение привилегий казачества, упразднение в 1764г. автономного гетманства на Украине. Кроме того, императрица завершила работу Петра I по полной ликвидации независимости церкви. Если Петр лишил церковь политической самостоятельности, то Екатерина - экономической, осуществив в 1764г. секуляризацию церковных земель. В ходе реформы все монастырские земли были переданы в управление специально созданной Коллегии экономии. Жившие на бывших монастырских землях крестьяне переходили в разряд государственных («экономических») и вместо отработки монастырской барщины выплачивали государству денежный оброк. На содержание государственной казны переводились и монахи. Отныне только центральная власть могла определять необходимое число монастырей и монахов, а духовенство окончательно превращалось в одну из групп государственного чиновничества. Ре­зульта­том подобной политики стало сосредоточение в руках Екатерины Великой всей полноты центральной власти, включая законодательную, судебную и исполнительную. Сохранять эту власть императрице с самого начала помогала армия, которую Екатерина и поддерживала, и контролировала. Она щедро наградила военных участников своего переворота, объявила амнистию военных и статских чинов, расширила привилегии гвардии. Одновременно государыня подчинила себе армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов, а также кавалерию. Опорой и защитницей императрицы стала Канцелярия статс-секретарей, назначаемых из проверенных и преданных престолу людей и оказывавших огромное влияние на формирование государственной политики.

Другой стороной ее внутренней политики стали либеральные преобразования, охватившие фактически все сферы жизни российского общества. На Западе основным инструментом преобразований были законы. В Рос­сии последний свод законов был принят в 1649 г. и ко времени воцарения Екатерины II устарел. Изданные после Соборного Уложения законодательные акты не были увязаны в некую единую систему и часто противоречили друг другу. Никто не знал, какие правовые нормы являлись действующими, а какие утратили силу. Предшественники Екатерины II делали попытку исправить сложившуюся ситуацию, но ни систематизировать, ни упорядочить, ни создать новое законодательство в конечно счете им не удалось. Екатерина II вскоре после своего вступления на престол также попыталась взяться за решение этой задачи. Для подготовки нового Уложения она создала специальную комиссию, призванную руководствоваться «Наказом»[391] императрицы. Комиссия имела своеобразный, не свойственный административной практике России, облик. Ее членами (депутатами) стали выборные представители ряда категорий населения, что давало возможность принятия законов, учитывающих различные интересы общества. [392] Работа Уложенной комиссии началась с торжественного ее открытия 30 июля 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля. В самые первые дни депутаты преподнесли Екатерине II титул « Великой и Премудрой Матери Отечества», тем самым, признав ее подлинной наследницей Отца Отечества, Петра Великого. За 17 месяцев работы Комиссии было проведено 203 заседания, на которых рассматривались различные законодательные вопросы. Деятельность Комиссии продемонстрировала наличие серьезных противоречий в русском обществе. В том числе между шляхетством и горожанами, помещиками и крестьянами, родовитыми и выслужившимися дворянами, центром и окраинами и др. Практически все вопросы, вынесенные на обсуждение Комиссии, вызывали жаркие дискуссии. При этом каждый депутат отстаивал преимущественно интересы избравшей его группы населения. Дворянские представители требовали отменить петровскую « Табель о рангах», закрыть путь к приобретению дворянского звания выходцам из « подлой породы», предлагали создать дворянские сословные органы, просили улучшить судопроизводство по земельным делам, добивались права пытать и наказывать крестьян, настаивали на расширении привилегий в торговле, промышленности, открытии банков. Наказы городов, отражавшие интересы купечества, содержали предложения о предоставлении ему права владения крепостными крестьянами, об освобождении купцов от рекрутской службы, о монополии на занятие торговлей и устройство мануфактур с запрещением этих занятий для дворян и крестьян, об открытии по всей стране купеческих банков. Наиболее острые дебаты развернулись по крестьянской проблеме. В ходе обсуждения прозвучало 58 выступлений депутатов антикрепостнической направленности.[393] В них содержались требования законодательной регламентации отношений между помещиками и крестьянами. Предлагалось определить в законе строгие размеры барщины и оброка без права помещиков их пересматривать, ограничить повинности крестьян, предоставить им право собственности на движимое и недвижимое имущество, конфисковать у помещиков крестьянские наделы, ликвидировать помещичью власть над личностью крестьянина, отменить крепостное право. Эти требования встретили активное противодействие сторонников сохранения существующих крепостнических порядков.[394] Ими были отвергнуты любые попытки изменить существующие в России устои, включая идею освобождения крестьян, и меры по облегчению положения крепостных. Плохую жизнь крестьян они объясняли не гнетом помещиков и государства, а пороками в крестьянской среде, беспробудным пьянством, ленью, мотовством и воровством сельских обывателей . Главным противником антикрепостнических идей выступил князь М.Щербатов. Из логики рассуждений князя следовало, что помещик для своих крестьян – такой же единоличный господин, как самодержец всероссийский – для всех подданных российской короны. В конечном итоге, Уложенная комиссия не смогла подготовить общий закон, который сгладил бы социальные противоречия. Попытка Екатерины II осуществить преобразования совместно с предста­ви­те­ля­ми различных социальных групп оказалась бесплодной. В связи с начавшейся в 1768г. русско-турецкой войной императрица «временно» приостановила работу Комиссии.[395] Вместе с тем деятельность Уложенной комиссии не была совершенно бесполезной. Подготовленные Комиссией материалы и высказанные в ходе дискуссии идеи будут использованы Екатериной в ее административной и законодательной работе.

Екатерининcкая эпоха ознаменовалась крупными переменами в организации нового административного устройства и системы местного управления. Еще в начале своего царствования во время поездок по России императрица вынуждена была признать неудовлетворительное состояние местных государственных учреждений. В провинции отсутствовала налаженная система управления, способная проводить политику центральной власти. В губерниях и уездах царил произвол местной администрации, процветали взяточничество и коррупция. В 1764г. государыня издала специальный документ « Наставление губернаторам». Отныне основной фигурой местной администрации стал губернатор. Ему подчинялись все местные учреждения. При этом губернаторы объявлялись представителями царствующей особы и исполнителями ее воли. Свой вклад в совершенствование управления на местах внесла Уложенная комиссия 1767-1768гг., на заседаниях которой обсуждались многие недостатки деятельности провинциальных органов власти и предлагались меры по ликвидации существующих проблем. Комиссия послужила толчком к подготовке и проведению широкомасштабных преобразований в системе местной администрации. Пугачевский бунт 1773-1775гг, не встретивший серьезного противодействия со стороны слабой и неорганизованной местной власти, окончательно убедил Екатерину II в необходимости серьезного реформирования этой сферы. В конце 1775г. императрица подписала «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», положившее начало проведению губернской (областной) реформы. Реформа преследовала несколько целей: усиление централизации и унификации всех местных учреждений, обеспечение более совершенного порядка в управлении, облегчение контроля над обширной территорией империи со стороны центрального правительства. Кроме того, с помощью этой реформы Екатерина намеревалась укрепить позиции самодержавной власти, и, привлекая к местному управлению дворянство, создать в его лице надежную опору абсолютизму. Преобразования осуществлялись по направлениям совершенствования административно-территориального деления, создания в провинции новых учреждений, укрепления состава местной администрации, расширения участия земского элемента в управлении на местах. Для усиления оперативности в управлении было произведено разукрупнение губерний и уменьшение их размеров. Трехуровневая система деления страны на губернии, провинции, уезды сменилась двухуровневой – уезды и губернии. Бывшие провинции были преобразованы в губернии. В результате число губерний увеличилось с 23 до 50. Все уезды и губернии стали иметь по одинаковому числу жителей. Уезды насчитывали по 20-30 тысяч человек, губернии по 300-400тыс. соответственно. Увеличение числа губерний и уездов сопровождалось появлением новых городов, количество которых выросло почти в два раза. Городами становились все населенные пункты, где размещались уездная и губернская администрации. Укрепилась и стала более четкой система управления этими территориями. Местное управление состояло из административных, финансово-экономических и судебных органов власти. Главным административным и полицейским учреждением в губернии стало губернское правление в сос­та­ве губернатора,[396] ви­це-гу­бер­на­то­ра и двух губернских советников. К финансово-экономическим учреждениям относились казенные палаты, которым были переданы права Камер, Ревизион, Мануфактур, и Берг-коллегий. Полномочия Юстиц-коллегии и Вотчинной коллегии получили судебные палаты. Развитием идеи отделения судебной власти от исполнительной стало создание на местах четко оформленной системы сословных судов. Свой суд получило каждое сословие. Дворян в гу­берниях судил верхний земский суд, в уез­дах – уездный суд. Дела горожан в гу­берниях рассматривал губернский магистрат, в уездах – городской магистрат. Государственных крестьян в гу­бер­ни­ях судила верхняя расправа, в уез­дах – нижняя расправа.[397] Во всех этих судах заседали выборные от своих сословий. Отражением новой тенденции формирования внесословного судопроизводства стали надворные суды, которые создавались только в столицах и ведали делами чиновников и разночинцев. Кроме того, существовал мировой суд (суд совести), призванный выполнять примирительные функции, имевший право контролировать аресты и освобождать заключенных. Высшей апелляционной инстанцией по отношению к судам являлся Правительствующий Сенат. Новым учреждением в системе местного управления, созданного в ходе губернской реформы, стал Приказ общественного призрения во главе с самим губернатором. В обязанности Приказа входили организация и содержание народных школ, сиротских домов, больниц и госпиталей, учреждение богаделен, устройство домов для безработных, смирительных домов для лиц недостойного поведения. В целом, областная реформа позволила Екатерине II рационализировать систему управления, более четко разграничить полномочия местных государственных учреждений, придать местному управлению большую оперативность и гибкость, сделать его более эффективным. Одновременно историки отмечают в областной реформе ряд недостатков. Результатом управленческих преобразований стало значительное увеличение числа чиновников и рост государственных расходов на их содержание. С упразднением большинства коллегий было ослаблено общее и отраслевое управление в государстве. Новое административно-территориальное деление было осуществлено без учета экономических связей и национальных особенностей регионов, учитывало только фискальные интересы государства.

Противоречивость политики просвещенного абсолютизма наиболее рельефно проявилась в от­но­ше­нии Екатерины II к сос­ло­ви­ям. В сословной политике приоритетной проблемой для абсолютной монархии было укрепление дворянства. Ко времени Екатерины II дворянство в целом уже сформировалось как привилегированное сословие. Однако оно не имело сколько-нибудь твердой внутренней организации. Проведенные Екатериной Великой реформы радикально меняли положение и роль дворянства. Императрица дала дворянству новую организацию – сословную. Главная заслуга в этом принадлежала « Грамоте на права и вольности благородного российского дворянства», изданной в 1785г. и получившей неофициальное название Жалованной грамоты дворянству. Этим юридическим актом власть подтверждала все прежние и вводила новые привилегии дворянства. Дворяне освобождались от подушной подати, телесных наказаний, без суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имений. Новой привилегией явилось запрещение конфискаций имений дворян, совершивших уголовное преступление. За дворянством сохранялись все владельческие права на наследственные и вновь приобретенные земли. Оно получило монопольное право заводить в имениях фабрики и заводы, заниматься торговлей и предпринимательской деятельностью. Дворяне освобождались от постойной службы, то есть от пребывания войск в их домах. С принятием Жалованной грамоты дворянству изменился сам принцип дворянской службы. Петровское обязательное служение было заменено юридически закрепленным правом дворян самим определять его характер. Кроме того, данный документ расширял возможности дворян участвовать в делах местного управления. В каждом уезде и губернии на три года избирались дворянские собрания и любой дворянин, достигший 25 лет, имел право в них участвовать. Собрание имело свою резиденцию, собственный бюджет, архив и печать. Оно не только избирало предводителя, но и наделялось правом обращаться по различным вопросам к губернатору, наместнику, Сенату и императрице.[398] Таким образом, была подведена черта под длительной борьбой дворян за свои привилегии. Не случайно время Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства. Нельзя, однако, не видеть, что стремление власти дать дворянству более четкую организацию, наделить его установленными законом правами, обеспечивающими защиту личности дворянина и неприкосновенность прав собственности, имело положительное значение. Реализация Жалованной грамоты дворянству создавала предпосылки для формирования в России правового пространства, воспитывала у дворянина чувство собственного достоинства, приучала власть уважать личность, способствовала появлению в России нового интеллектуального, образованного слоя людей, вставших позднее в оппозицию к существующим крепостническим и самодержавным порядкам.

Екатерина II придавала исключительное значение развитию российских городов. Необходимость городской реформы диктовалась неустроенностью русских городов, слабостью городского управления и городской организации, их отставанием от европейских городов и от растущих экономических потребностей страны. В духе западноевропейских идей она стремилась покровительствовать русской торговле, ремеслам, промышленности. В своем «Наказе» она заявила, что благосостояние любого государства составляет прогресс и процветание городской экономики и что развитие городского сословия должно стать приоритетным в политике центральной власти. По настоянию императрицы городским вопросам было посвящено большинство заседаний Уложенной комиссии. Начало широкой городской реформе положила « Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (или Жалованная грамота городам), изданная в том же 1785г. Это был первый в истории России законодательный акт, юридически закрепивший самостоятельный статус городов, их сословную корпоративную организацию. Город стал отдельной административной единицей, возглавляемый городничим со всеми правами и полномочиями. Согласно Грамоте «городовые обыватели» образовывали « градское общество». Оно наделялось правом юридического лица и могло владеть собственностью, получать доходы с имущества, собирать с городского населения специальные сборы. Городское население было разделено на шесть сословных групп (разрядов), каждое из которых наделялось определенными правами и обязанностями.[399] Привилегированное положение занимало купечество, представители которого объединялись в три гильдии. Гильдейское купечество освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности. Ремесленники объединялись в цехи, подобные цехам средневековой Европы с детальной регламентацией производства и внутрицеховых взаимоотношений. Население городов имело право раз в три года на своем собрании избирать «городского голову» и членов Городской думы. В выборах могли участвовать горожане, достигшие 25 лет и владевшие капиталом, с которого платили налог не менее 50 рублей. Тем самым из «активных граждан» исключалась беднота, и даже купцы третьей гильдии. В компетенцию городского самоуправления входили вопросы городского хозяйства и городского благоустройства, развитие торговли и промыслов, снабжение населения городов продовольствием, образования и т.д. При всем значении Жалованная грамота не дала городам большого преимущества в силу крайней неразвитости городского самоуправления. Вплоть до середины XIX в. вся власть в городах фактически была сосредоточена в руках дворянского чиновничьего аппарата во главе с губернаторами и городничими. Городские собрания созывались только с разрешения губернатора. Губернатор контролировал бюджет городской думы, расходование средств городским обществом, требовал с них отчеты по доходам и расходам. Деятельность городских дум была также в значительной мере подчинена полицейским учреждениям, действовавшим в городах и наделенным правом вмешиваться в жизнь городского населения. Города делились на районы с надзором частного пристава, а районы на кварталы с квартальными надзирателями. Нередко, поэтому, современники называли думу «безгласной думой». Возможности органов городского самоуправления были ограничены также нехваткой необходимых финансовых средств, постоянного дефицита бюджета городских дум, который формировался за счет сборов с населения.

Неоднозначной была политика Екатерины II по отношению к крестьянству. Превращение дворянства в гос­подству­ющее сословие еще более усилило крепостное право в Рос­сии. Более того, именно при Екатерине II крепостнические порядки заявили о себе в самых грубых и уродливых формах. Законодательство Екатерины II предоставило помещикам право ссылать крестьян на каторгу в Си­бирь, отдавать их в сол­да­ты, покупать, продавать и дарить, разделять семьи, то есть рас­по­ря­жаться ими как своей собственностью. Любая жалоба крестьянина на помещика приравнивалась к на­ве­ту и жестоко наказывалась. За годы своего царствования Екатерина II передала в собственность помещикам сотни тысяч душ свободных крестьян. Однако она не была слепой сторонницей крепостного права. Екатерина Великая первой из российских монархов поставила вопрос о вреде крепостного права и предприняла ряд мер по его ограничению. Свободным гражданам она запретила вступать в кре­постную зависимость. При образовании из сел новых городов государство выкупало крестьян и превращало их в сво­бод­ных горожан. После секуляризации церковных земель все, ранее работавшие на них крестьяне, были переведены в раз­ряд государственных. Екатерина II планировала превратить детей крепостных в сво­бод­ных, запрещала торговать крестьянами во время рекрутских наборов, рекомендовала помещикам разрешать им заниматься экономической деятельностью.

Екатерина II весьма последовательно реализовывала на практике, сформулированные в « Наказе», принципы экономической политики. При ней стали наиболее заметны процессы капитализации экономики во всех ее отраслях. В про­мыш­лен­нос­ти наряду с го­су­дарствен­ны­ми формами развивается частное предпринимательство, особенно купеческое, а пос­ле 1775 г. и крестьянское[400]. Постепенно, в ос­нов­ном за счет крестьян-от­ход­ни­ков[401], складывается и расширяется рынок вольнонаемного труда. Это привело к сни­же­нию удельного веса мануфактур, основанных на принудительном труде, и к раз­ви­тию тех отраслей, в ко­то­рых преобладала вольнонаемная рабочая сила. Наиболее динамичной в этом отношении оказалась хлопчатобумажная промышленность. Ведущей отраслью в стра­не оставалась металлургия. По выплавке чугуна Россия вышла на первое место в Ев­ро­пе. В це­лом же число промышленных предприятий в 60–90‑е гг. XVIII в. выросло с 600 до 2 294. В царствование Екатерины Великой наблюдался подъем сельского хозяйства. Правда он шел в­ основ­ном на феодальной основе, за счет распашки новых земель Причерноморья, Поволжья, Урала и Сибири. Вместе с тем сельское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер. Появились приметы втягивания деревни в ры­ноч­ные отношения. Это объяснялось тем, что во второй половине XVIII в. хлеб стал товаром. Первоначально его главными потребителями выступали горожане, население промысловых сел и армия. В 1762 г. был разрешен свободный вывоз хлеба за границу, что превратило этот товар в важ­нейшую статью экспорта. На рынок вышло и помещичье, и крестьянское хозяйство. Возрастание интереса дворян к по­вы­ше­нию доходов своего имения привело к рас­ши­ре­нию барской запашки, к сок­ра­ще­нию, а не­ред­ко и к ис­чез­но­ве­нию крестьянских наделов. К концу XVIII века в целом завершилось формирование всероссийского товарного рынка. Этому способствовало провозглашение в 1762 г. свободы торговли и учреждение Коммерческого банка для предоставления кредитов купечеству. Формой реализации товаров оставались ярмарки. Но изменился их характер: из транзитных пунктов ярмарки превратились в эко­но­ми­чес­кие центры регионов. Развитие внешней торговли выразилось в рос­те объема внешнеторгового оборота. В го­ды правления Екатерины II он поднялся с 21,3 до 109,1 миллионов руб.[402] Благодаря политике меркантилизма в сфе­ре торговли неизменно сохранялся благоприятный торговый баланс. Вывоз из России превышал ввоз, поощрялась продажа изделий, а не сырья. Подъем экономики обеспечивал рост финансовых доходов. В 1763 г. государственный бюджет составлял 18,5 млн. руб., а в 1796 г. – уже 73,1 млн. руб.[403]

В целом, экономическое развитие России в годы правления Екатерины Великой подготовило почву для перевода хозяйства на капиталистические рельсы. Вместе с тем фе­одально-кре­постни­чес­кий характер государства сдерживал темпы развития экономики. Промышленность была основана преимущественно на труде крепостных. Частное предпринимательство не достигло нужных размахов. Рынок наемной рабочей силы был крайне узок. Преобладание ярмарочной торговли являлось показателем неразвитости то­вар­но-де­неж­ных отношений. Таким образом, капиталистические ростки развивались, но еще не завоевали прочных позиций в эко­но­ми­ке.

Эпоха Екатерины II – это время расцвета русской культуры. В го­ды ее правления наблюдался очевидный прогресс в области образования. Воспитанная на идеях европейского Просвещения, Екатерина II считала своим важнейшим долгом покончить с не­ве­жеством подданных.[404] Когда она заняла престол, расходы на образование в стра­не составляли 0,15% бюджета, к кон­цу ее правления они выросли до 1,28%.[405] В ос­но­ву образования были положены идеи французских просветителей и опыт передовой европейской школы. Наиболее последовательным их проводником был талантливый педагог И. И. Бец­кой. По его инициативе была создана система двух- и четырехклассных народных училищ. Появилась сеть закрытых учебных заведений, основанных по сословному признаку. В них организовывалось и обучение, и воспитание.[406] Для подготовки специалистов были открыты Медицинская академия, Горное училище, Землемерная школа и т. д. Всего в кон­це XVIII в. действовало 550 учеб­ных заведений, в ко­то­рых обучалось 60–70 тыс. человек.[407] В це­лом система образования охватила более широкий, чем прежде, круг молодых людей, хотя преимущественно образование получали выходцы из господствующего сословия.

Наши рекомендации