РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Изучите приведенный ниже текст и ответьте на заданные вопросы
Изучите приведенный ниже текст и ответьте на заданные вопросы.
Современный исследователь проблем бюрократии А. В. Оболонский выделяет несколько причин, способствующих перерождению бюрократической организации и порождающих бюрократизм как социальное явление. В качестве социально-политической основы бюрократизма ученый называет реально существующую опасность отрыва аппарата управления от общества, "в результате чего он превращается в самостоятельную силу с собственными эгоистическими интересами, которые он всячески поддерживает и обеспечивает, используя свое положение распорядителя общественными делами". Другой основой для развития бюрократизма, по наблюдению ученого, является присущий любой бюрократической организации антидемократизм, который возникает "из мнимой монополии чиновников на компетентность, оставляющей за “простыми” людьми лишь роль просителей, ходатаев". Наконец, в организационно-техническом плане бюрократическая модель управления также может порождать бюрократизм, когда но разным причинам основная задача чиновника – "обеспечить соблюдение единых, общих для всех формальных правил" превращается в самоцель, в результате чего происходит канцелярская подмена содержания формой.
1. Какова, по мнению ученого, социально-политическая основа бюрократизма? К каким последствиям может привести отрыв аппарата управления от общества?
2. В чем заключается антидемократизм бюрократической организации? Приведите примеры.
3. Как вы понимаете данную ученым характеристику организационно-технической основы бюрократизма, заключающейся в канцелярской подмене содержания формой?
В литературе по административной этике называются и другие причины, обусловливающие доминирование бюрократизма в органах государственной и муниципальной власти. В первую очередь трудность борьбы с бюрократизмом в любом государстве объясняется слабостью законотворческой практики. Суть проблемы заключается в том, что противоречивость многих норм права и их изначальная многогранность, равно как и отсутствие в нормативных правовых актах прописанного механизма их реализации создают широкие возможности для вольной трактовки (чаще всего в личных интересах) существующих законов государственными и муниципальными служащими. Другая, не менее важная причина "живучести" бюрократизма государственной и муниципальной власти, по мнению исследователей, связана с отсутствием в органах исполнительной власти механизма контроля за работой чиновников (отсутствием в правилах организации рабочих мест в государственных и муниципальных учреждениях жестких требований указывать на дверях кабинетов фамилии, имена и отчества служащих, которые в них работают, систем быстрого реагирования на жалобы граждан по отношению к государственным служащим и т.д.) и, как следствие, абсолютной безнаказанностью государственных и муниципальных служащих.
Что же касается российской действительности, то здесь роль бюрократии (и, соответственно, бюрократических методов управления), учитывая особое место государства в системе общественно-политических отношений, изначально была высокой. Это относится, как к дореволюционному периоду в развитии России с характерными для него этатизацией общества и особой ролью аппарата государственного управления в организации сословного строя, так и особенно к послеоктябрьскому советскому периоду. Именно в советской России произошло утверждение командно-административной системы с жестко централизованным хозяйством на базе огосударствленной собственности, с господством преимущественно политических и идеологических регуляторов вместо экономических.
Эволюционируя, российская бюрократия сближалась с той моделью власти и управления, которая сформировалась в древнейших азиатских империях (Китай) и отличалась значительной независимостью бюрократии от общества, с одной стороны, и высокой степенью ее зависимости от политической власти – с другой. Основными чертами этого типа бюрократии были: четкая внутренняя градация правящего слоя, строгая личная ответственность чиновников, цензорский надзор за администрацией и унификация мышления государственных служащих, систематическое обновление аппарата.
Особенности дореволюционной российской бюрократии сохранились и даже усилились в советский период, когда на основе национализации экономики бюрократия приобрела новую организационную форму – форму коммунистической "номенклатуры". Отличительной чертой советской модели бюрократии было единство (тождество) администрации и политики, постепенно подчинившей и поглотившей административный сектор. Базовая административная роль изначально принадлежала политикам, а подбор кадров осуществлялся не столько по деловым, сколько по политическим качествам и на основе принципа личной преданности.
Современное российское чиновничество в целом, увы, не изменило своим привычкам. Более того, факты свидетельствуют о том, что демократизация в условиях России в реальности привела к тому, о чем в свое время писал М. Вебер и предупреждал русский мыслитель И. А. Ильин, – к дальнейшей бюрократизации общества. Политическая элита страны и ее лидеры не могут не понимать, что сегодня мы имеем дело с очередной "бюрократической революцией" в России, отличительной чертой которой на сей раз становится процесс "приватизации чиновничества", сделавший коррупцию в государственном аппарате обычным делом. По крайней мере, власть уже должна задуматься о масштабах и опасности повсеместно наблюдающегося явления, когда служащие государственного аппарата и должностные лица стремятся во что бы то ни стало извлечь личные выгоды из своего служебного положения, с тем чтобы компенсировать недостаток своего жалованья, что тем более несложно сделать в наших условиях, когда непонятно, где начинаются и где кончаются границы государственного вмешательства в экономические и другие отношения в обществе.