Методология и теория скандинавского правового реализма (А. Хэгерстрём, К. Оливекрона, А. Росс). Фиктивность правовых понятий. Норма как императив. Право как нормативная идеология
СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА
А. Хегерстрем
Скандинавский правовой реализм представлял собой влиятельное направление в философско-правовой мысли XX в. Как и американский правовой реализм, он развивал идеи социологической и позитивистской юриспруденции, трактующих право как инструмент социальных изменений, и был полемически направлен против «метафизических», «ненаучных» интерпретаций права.
Формирование скандинавского (психологического) правового реализма связано с деятельностью так называемой упсальской школой, основателем которой являлсяАксель Хегерстрем (1869-1939), шведский философ и правовед. Он читал курс практической философии для юристов в университете г. Упсала с 1911 по 1933 г.Основные труды ученого по философии права были опубликованы после его смерти. Главный их них — «Понятие обязательства в римском праве» (в 2 т., 1927-1941).
Наиболее выдающимися учениками и последователями Хегер-стрема были шведыВильгельм Лундштет (Лундстет) (1882-1955), Карл Оливекрона (1897-1980), датчанинАльф Росс (1899-1979). Благодаря их усилиям после войны скандинавский правовой реализм, дополненный нормативизмом Г. Кельзена и логикой Л. Витгенштей-на, превратился в официальную доктрину скандинавских юристов. Основополагающие идеи упсальской школы правового реализма сохраняют свое значение не только для Скандинавии, но и далеко за ее пределами.
Оригинальное мировоззрение Хегерстрема сформировалось в критическом противоборстве почти со всеми основными европейскими философскими системами, прежде всего с идеализмом, субъективизмом и метафизическими спекуляциями.
По мнению Хегерстрема и его последователей, необходимо разрушить искажающее влияние метафизики на научное мышление в целом, и на правовое мышление в частности, для того чтобы подготовить почву для научного понимания права и правовой науки. Метафизика есть просто игра словами. Это означает, что некоторые слова и выражения обычно употребляют, как будто бы они имеют реальное значение, хотя это не так. Все метафизические понятия, утверждает Хегерстрем, — это поддельные понятия.
В литературе высказывается точка зрения, согласно которой философия Хегерстрема раскрывает его правопонимание в терминах натуралистического подхода к праву и правовому знанию. В этом критики видят ключ к пониманию «реализма» права. Действительно, с точки зрения Росса и Хегерстрема, «все науки непременно основываются на каких-то фактах, и все научные утверждения о реальности... подлежат экспериментальной проверке».
В центре философии Хегерстрема — вопрос о реальности и вопрос о знании. Своеобразное решение этих проблем также находится в основании скандинавского правового реализма.Философия реальности и знания, разработанная шведским ученым, исходит из того, что существует только один мир во времени и пространстве, который может быть известен посредством опыта. Тем самым отвергается мета-физика в смысле возможности существования во времени и пространстве помимо физического, природного мира, также мира сверхприродного (метафизического).
Хегерстрем полагал, что реальность интеллигибельна, но не в смысле идеалистической метафизики, как спиритуалистическая реальность, а в смысле реалистической метафизики, как материальная реальность, состоящая из вещей и их принадлежностей (акциденций), а также причинных отношений между ними. Хегерстрем называл свою философию «рациональным натурализмом» в противовес «рациональному идеализму».
Такая позиция должна была привести к пересмотру всех традиционных юридических понятий. Действительно, право интерпретировалось шведским мыслителем как моральная идея, которую необходимо отличать от действительности, имеющей фактический характер. Поскольку идея права есть моральная идея, она не подразумевает под собой ничего реального. Это всего лишьпредставление о должном, некий идеал, которому ничто не соответствует в действительности. Действительностью могут обладать толькофактыокружающего мира. К фактам социальной действительности (реальности) Хегерстрем относил, в частности, поведение людей. Факты же сознания, эмоции, психические переживания, ценности — к сфере нереального. То, что традиционно понимается под правом — некая внешняя обязывающая норма, — представляет собой, по Хегерстрему, лишь особоевнутреннее чувство принуждения к правомерному поведению, которое, как правило, исполняется автоматически, без необходимости задействовать внешнее принуждение.
К. Оливекрона
Идеи Хегерстрема развивал его последователь, шведский правоведКарл Оливекрона (1897-1980) в своем труде«Право какфакт» (1939).
Методологические основы правового учения. Анализируя классические позитивистские концепции правопонимания, Оливекрона отмечал, что они связаны прежде всего с представлениями о праве как нормах,ограничивающих членов общества. «Ограничивающая сила права считается его абсолютно неотъемлемым свойством. Право без ограничивающей силы кажется невозможным», — отмечал он.35 Тем не менее, именно это основное положение традиционной правовой теории Оливекрона подвергает сомнению.
По мнению шведского ученого, подобное восприятие права основывается исключительно на вере и представляет собойиллюзию. Чтобы ее развеять, Оливекрона обращается к самому понятию ограничивающей силы нормы права.
Ограничивающая сила не может быть определена через простой факт наступления неблагоприятных последствий в случае противоправного поведения. «Если бы под ограничивающей силой подразумевалось именно это, мы могли бы точно так же сказать, что существует ограничивающая норма, которая запрещает опускать руки в огонь. Последствия такого действия наиболее неблагоприятны. Но в этом случае мы не считаем воздержание от действий ограничением. Нельзя сказать, что держаться от огня на расстоянии — это долг. Поступать так исключительно в наших интересах. Но предполагается, что право ограничивает независимо от наших личных интересов»
Такая ограничивающая сила права предстает как сила абсолютная и безусловная. Однако с точки зрения Оливекроны и всех правовых реалистов, онане является фактом. Это означает, что никакой ограничивающей силы права не существует в реальном мире, мире времени и пространства. «В действительной социальной жизни, той сфере, где должно находиться право, мы можем обнаружить множество фактов, управляющих действиями людей, среди которых находятся и нормы права. Но их эффективность всегда относительна и определяется другими элементами в конкретной ситуации. Абсолютная ограничивающая сила права уклоняется от любой попытки отвести ей место в социальном контексте» По мнению шведского ученого, ограничивающая сила существует только ввоображенииЧеловека.
По-видимому, это должно означать, что и право не относится к жизненным фактам. Но признать такое, полагает Оливекрона, невозможно. Право каким-то образом должно быть включено в отношения с явлениями этого мира. Оно должно быть звеном в цепи причинно-следственных связей и иметь место среди фактов мира времени и пространства, т. е. оказыватьреальное воздействие наповедениенаселения.
Из этой посылки Оливекрона делал вывод, что право не может быть одновременно и фактом, и находиться вне причинно-следственной связи. Это означало бы, что право обладает сверхъестественной силой. «Любая попытка научно определить право как ограничитель не в том смысле, что оно действительно оказывает влияние на население, с необходимостью приводит к абсурду и противоречиям. Здесь лежит граница между реализмом и метафизикой, между научным методом и мистицизмом в объяснении права. "Ограничивающая сила" права реальна только как идея в мыслях человека. Во внешнем мире нет ничего, что соответствовало бы этой идее»
Оливекрона критикует «чистую теорию права» Кельзена за то, что она противопоставляет право как мир должного миру социальному. По его мнению, Кельзену так и не удалось объяснить, что представляет собой постулируемый им мир «должного». «Невозможно объяснить рационально, как факты действительного мира могут производить эффект в полностью от него отличном "мире долженствования"»,— полагал Оливекрона
Свое собственное исследование права ученый связывал только с изучением фактов: необходимо «сузить наши представления о праве, привести их в соответствие с объективно существующей реальностью...»
Природа нормы права. Любая норма права связана с поведением людей. Только с этой точки зрения следует рассматривать содержание и форму нормы. Стремясь достигнуть определенных целей, законодатели устанавливают образцы поведения для тех, на кого они должны воздействовать. В своем мысленном образе они представляют картину требуемого поведения, которую затем адресуют людям тем или другим способом. Закон устанавливает, например, что убийца должен быть приговорен к смерти. В нем описаны конечные действия судьи при разбирательстве дела об убийстве. Предполагаемое действие, изложенное в законе, должно служить моделью собственных действий судьи в ситуации, соответствующей той, которая описана в законе.
Таким образом,содержание нормы права такого типа —идея предполагаемых действий (судьи) впредполагаемой ситуации(убийца должен быть приговорен к смертной казни). Оливекрона признает, что ни одна нормане существуетв изоляции. Необходимо сопоставить множество норм, чтобы получить полную картину желаемых действий
По мысли ученого, действительное содержание норм, которое может относиться только кдействиям людей, несколько затемняют технические нормы, непосредственно правила поведения не устанавливающие. Однако и их смысл заключается в том, чтобы помочь понять, в чем заключается то или иное правило поведения.
Цель правовой нормы— внушить людям необходимостьопределенного поведения. Поэтому норма права — всегда представляет собойимператив, т. е. безусловное требование. Оливекрона выступает, тем не менее, против теории права как команды, провозглашающей или устанавливающей чью-либо волю.
Ученый подчеркивает, что команда — это не воля, а действие, при помощи которого один человек пытается повлиять на волю другого При этом команда, по мысли всех реалистов, не содержит обращения к ценностям, она влияет непосредственно на волю. Она должна иметь внушающий характер, а что при этом используется — слова или другие средства передачи информации — неважно.
Но норма — это и не команда в собственном смысле слова. Команды предполагают отдающего команды. В современном государстве командовать некому. Государство —это организация. Законодательный орган — всего лишь совокупность депутатов, имеющих чаще всего различные представления о проектах принимаемых законов. Думать, что государство командует, — это чистая мистика, если не пустые слова, полагает Оливекрона
Но право — и не творение государства. Для шведского ученого государство не есть что-то, существующее вне права. Поэтому нельзя утверждать, что право исходит от государства. Оливекрона использует здесь аргументы, характерные для социологического направления в правоведении. Государство, взятое в реалистичном смысле, рассматривается мыслителем как организация. Но в любой организации существуют нормы, которые производят «действительный социальный эффект». Только соблюдение этого условия спасает организацию от анархии и делает ее именно организацией. Следовательно, Государство предполагает право, оно не может существовать без права. Поэтому и «нет смысла в утверждении, что право есть творение Государства»
Команда подразумевает личные отношения. Но аналогичное вйздействие на волю может осуществляться при помощи передачи текста и в тех случаях, когда не существует каких-либо личных взаимоотношений между лицом, отдающим команду, и его адресатом. Такого рода тексты Оливекрона называет«независимыми императивами». В качестве примера он приводит библейские десять заповедей. Они не являются, с точки зрения Оливекроны, чьими-либо приказами хотя выражены в языковой форме, интерпретируемой как приказ. Нормы права, по мысли ученого, имеют аналогичный характер. Это императивные заявления о предполагаемых действиях, правах, обязанностях и т. д., которые по различным обстоятельствам воспринимаются как модели действий в реальной жизни.
Оливекрона полагал, что в наших мысляхимперативное выражение сопряжено с идеейдействия. Но это всего лишьпсихологическая связь, хотя по определенным причинам она кажется существующей объективно. На этой основе и возникает идея ограничивающей силы права. По мысли правоведа, все это должно было свидетельствовать о том, что и норма права не является некоей реальной сущностью.
Оливекрона, как и все скандинавские реалисты, утверждает, что норме права невозможно приписатьпостоянное существование.«Норма существует только как представление в мыслях людей. Но представления такого рода не существуют постоянно в чьих-либо мыслях. Императивы представлены в мыслях только временно». Тот факт, что императивные выражения представлены в письменной форме, не меняет существа дела. Для него письменный текст — только знаки на бумаге для обозначения того, что должно вызвать определенные представления в мыслях читателя. Поэтому право предстает для Оливекроны как «огромная масса идей, относящихся к поведению людей и усвоенных обществом». «Эти идеи выражаются в императивной форме их авторами, в особенности через формальное законодательство и сохраняются в той же форме в юридической литературе. Идеи снова и снова оживают в человеческих мыслях, сопровождаемые императивными выражениями: "это поведение должно быть таким", или другими выражениями, имеющими тот же эффект»
«Независимые императивы» устанавливаются череззаконодательство и судебные прецеденты. Закон получает свою обязывающую силу в сознании членов общества через процедурыобсуждения и опубликования. В этом случае вступают в силу законы психологии, немалую роль играет также факт наличия организации, способной принуждать при необходимости к соблюдению юридических законов.
Оливекрона признавал также, что с точки зрения психологии эффективными делает законы определенная форма. Поэтому форму ученый считал существенным элементом законодательства. Но какой она должна быть и насколько строго должна соблюдаться — зависит исключительно от социокультурных условий жизни общества.
Ученый допускал возможность возникновения права и через правовой обычай. В таком случае будет иметь место включение новых «независимых императивов» в существующую систему, что всегда предполагает наличие «практического эффекта» от такого включения. В качестве примера ученый приводит английское общее право.
«Независимые императивы» могут возникать и под влиянием работ по юриспруденции(доктрина как источник права). Все это должно подтвердить, по мысли шведского правоведа, ошибочность «этатистской» концепции права
Идея субъективных прав. Оливекрона, как уже было отмечено, отрицал реальное, объективное существование норм, прав и обязанностей. «Обязанность не имеет места в мире действительности, — утверждал ученый, — она существует только в воображении людей. То, что реально существует, есть только определенное чувство долга, с которым связана идея воображаемой границы»
При этом Оливекрона признавал, что обязанности, зафиксированные, например, в законе, являются эффективным средством влияния на поведение людей. Аналогичные выводы делались и по отношению к субъективным правам. По мысли правоведа, они не являются предметами внешнего мира и существуют только в качестве понятий в человеческих мыслях.
Но как тогда субъективное право соотносится сфактами? Оливекрона видел два пути решения этой проблемы. Первый заключается в том, чтобы показать, что субъективное право существует только в воображении людей, т. е. что оно включено в мир времени и пространства в качествепредставлений, содержащихся в человеческих мыслях. Другой путь — доказать, что воображаемые права соответствуют фактам внешнего мира.
Для шведского ученого последний вариант неприемлем. Оли-векрона убежден, что «...невозможно найти факты, соответствующие идее субъективного права. Субъективное право уклоняется от любой попытки сковать его и поместить среди явлений социальной жизни.
Хотя и связанное с фактами, — например, в момент возникновения и нарушения, — субъективное право по своей сути представляет нечто отличное от всех фактов. То, что реально присутствует в судебной тяжбе, есть правовое название (титул), но не право. В нашем представлении субъективное право мыслится как нечто, создаваемое названием»
По мысли Оливекроны, сущность представлений о субъективном праве заключается вовласти. Наличие правовой власти означает например, что собственник может делать с вещью все, что захочет кредитор может потребовать сумму долга от должника и т. д.
Но и эта власть не существует в реальном мире. Это воображаемая власть. «Власть» — пустое слово, за которым ничего не стоит. Зато идея обладания властью способна вызвать воодушевление, т. е. чувство действенности и силы. «Это чувство придает видимость материальности идее и поэтому поддерживает иллюзию присутствия реальной власти»
Между тем юридический закон направлен не на описание мира, а на определение поведения людей. Для этих целей нет необходимости в соответствии используемых представлений объективной реальности. Но идеяобразца (правила) поведения должна возникать в мыслях тех, к кому она обращена, она должнапобуждать их следовать ему. По мысли Оливекроны, этого легко достигнуть при помощипредставлений о праве.
Итак, ученый утверждал, что власть, которую подразумевает субъективное право, в действительности не существует. Но, анализируя далее слово «власть», ученый пришел к выводу, что власть — это властьделать что-то. «Власть» соответствуетвоображаемому действию. «Если это действие ясно представляют, правило действительно устанавливается через провозглашение субъективного права. Образец поведения заключен в идее действия, или действий, которые носитель субъективного права озвучивает, для того чтобы реализовать свое право. Выражение "субъективное право", с другой стороны, выполняет здесь функцию императивного выражения. Его значение таково: лицо в данном случае может поступать так-то, в его действия нельзя вмешиваться, другие лица не могут производить те же действия с той же вещью без его согласия, его требованиям в том или ином отношении следует подчиняться и т. д.»
При этом Оливекрона подчеркивает стимулирующую функцию субъективного права, т. е. то, что Л. И. Петражицкий в свое время выражал в понятии правого атрибутива.
Юридический язык, по учению представителей скандинавского правового реализма, построен напсихических механизмах воображения. В воображении (психическом мире человека) под влиянием установлений закона возникают представления о правах и обязанностях, которые будто бы абсолютным образом определены нормами права. Право, согласно такому подходу, налицо тогда, когда имеют место те или иные предусмотренные законом факты.
Именно поэтому, поясняет Оливекрона, субъективные права как фиктивная власть с легкостьюприписываются детям и душевнобольным, которые абсолютно не способны пользоваться этой властью (правами). Точно так же права приписываются фиктивным образованиям, например, юридическим лицам. Оливекрона пишет: «Множественность теорий, возникающих в юриспруденции при попытках объяснить сущность этих "юридических лиц", поразительна. Все они вызваны верой в реальность прав и обязанностей. С момента осознания того, что права и обязанности — это воображаемая власть и воображаемые оковы, вся схоластика может быть отставлена в сторону. Если власть или оковы фиктивны, они, без сомнения, могут приписываться фиктивному лицу так же, как и реальному, именно это и происходит в юриспруденции»
Юридическая техника, по мысли ученого, служит установлению через закон прав и обязанностей, направленных на создание воображаемых оков и власти в идеальном мире права. Это формальные установления, но они имеют и практическое значение, поскольку одновременно являются правилами поведения для частных лиц, судов и представителей исполнительной власти. Суть техники в том, что с ее помощью права и обязанности включаются между относящимися к делу фактами (например, дача займа) и действиями судьи. Иными словами, юридическая техника опосредует юридическую Деятельность.
Право и сила. Оливекрона исходил изневозможности противопоставления силы и права. Если право представляет собой только психологическую связь независимых императивов с субъектом, а в Действительности нет никаких реальных прав и обязанностей, то все, ito люди называют правом, неизбежно должно быть организован-иои силой Право, применяемое в жизни, включает определенного рода силу. Она концентрируется в государстве. Законодательство имеет целью вызвать определенное поведение людей. Но необходимым средством для достижения этой цели является создание норм о применении силы государственными служащими.
Оливекрона приходит к выводу, что право в основном состоит из норм о силе, которые содержатобразцы поведения для применения силы. Организованная сила — действительное основание общества и права (на этом основании Оливекрона вынужден фактически отказывать в правовом качестве нормам международного права).
Но непосредственный эффект применения силы состоит не только в том, что таким образом реализуются санкции правовых норм. Существование организованной силы, подчеркивает Оливекрона, оказывает постоянное давление на сознание членов общества. «Общее осознание того факта, что непреодолимая сила систематически и сознательно применяется в соответствии с законом, оказывает огромное воздействие на все наше поведение в жизни. Она формирует один из базовых элементов, на которых основано наше существование. Каждый отдельный индивид должен брать в расчет постоянное применение силы, которая совершенно не зависит от его собственных желаний, так же как он должен брать в расчет климатические условия страны или средства к существованию, которые она предлагает. Совершенно игнорировать закон — а закон был бы только пустыми словами, если бы сила не применялась в соответствии с его нормами, — было бы так же глупо, как одеваться в районе Стокгольма в стиле народностей островов Тихого океана» (р. 141-142). Это постоянное давление на миллионы и миллионы людей, держащее их поведение в определенных границах, Оливекрона считает бесконечно более важным для общества, чем непосредственный эффект от применения санкций.
При этом ученый убежден, что именнострах перед возможным наказанием оказывает доминирующее воздействие на наше поведение, даже не будучи непосредственно ощущаемым субъектами. Человек, который бахвалится своим бесстрашием перед карательным законом, все равно, утверждал ученый, испытывает бессознательный страх перед возможным наказанием.
В то же время Оливекрона признавал и воздействиеморали на восприятие права и его реализацию. «Независимые моральные императивы» и ценностные представления могут перевесить стремление не подчиниться закону. Для того чтобы право оказывало моральный эффект, необходимо, по мнению ученого, соблюдать ряд условии. «Первое требование заключается в том, чтобы нормы казались обоснованными большинству людей, то есть имеющими цели, которые всеми осознаются как желаемые. Иначе нормы не будут оказывать морального воздействия или даже могут вызвать моральное неприятие. Необходимо также, чтобы применение санкций было систематическим и совершенно справедливым» (р. 156).
Применение силы должно быть связано с пропагандой, подготавливающей мысли к восприятию императивов; должно существовать прямое внушение императивов родителями, учителями, начальниками и т. д.
При этом Оливекрона убежден, что силовой механизм нужен не только для того, чтобы держать под контролем возможных правонарушителей, но и для того, чтобы формировать мораль обычного гражданина. «Даже если он сам этого не подозревает, даже если его оскорбляет такое предположение, — его нормы нравственности, которые он привык приписывать собственным превосходным качествам, в большей части определены тем обстоятельством, что санкции систематически применяются в обществе. Отбросьте эти санкции, уничтожьте силовой механизм, и его мораль претерпит глубокие изменения» (р.160).
Ученый признавал и обратное влияние морали и идеи справедливости на формирование права, но призывал это влияние не переоценивать. Мыслитель убежден, что нормы права в большинстве своем определяются эгоизмом и инстинктом самосохранения.
Итак, говоря о реальности права, Оливекрона имел в виду такое положение вещей, при котором действительно удается монополизировать использование силы. Применение силы относится к социальным фактам. Все остальное в праве, в частности, права и обязанности, относятся к метафизике и не должны восприниматься как некая объективная основа права. Право есть системанорм о силе,которую должны применять члены организации, в данном случае, государство, достигшее практической монополизации силы на определенной территории. Но такая власть зависит от психологической эффективности этих норм. Наибольшую же эффективность применение силы имеет, по учению Оливекроны, в сфере судебной деятельности.
Правовые реалисты не смогли уйти от оценочных категорий в теории и от ценностной интерпретации права. Это, по-видимому, Указывает на то, что право представляет собой более сложное явление, че определяемое исключительно в категориях силы, принуждения, Страха. Право, действительно, реальное явление. В актуализации аспектареальности права и увязывании его свзаимообусловленными действиями людей — заслуга этой школы. Реалистам удалось также показатьпсихическую составляющую права. Но попытка представить право как факт, понимаемый по аналогии сматериальными фактами, оказалась неубедительной. Если право отождествить с применением силы как неким материальным процессом, происходящим во времени и пространстве, то его смысл именно как права окажется утраченным. Такая сила не будет отличаться от силы грабителя. Если же право понимать как систему норм о силе, которую должны применять члены государственной организации (субъекты государственной власти), мы опять придем к понятию нормы права, которая в скандинавском правовом реализме не имеет реального существования. Между тем норму права совсем не обязательно сводить или к материальному, или к индивидуальному психическому явлению. Ее можно рассматривать как психосоциокультурный факт, объединяющий должное и сущее в праве, но не смешивающий их, как интерсубъективную, т. е. субъективно-объективную реальность. Как раз такая интерпретация права разрабатывалась в рамках феноменологии.