История развития правовой охраны смежных прав
Возникновение смежных прав относится к периоду после первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.
Термин «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англо-саксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Однако вопрос о введении охраны результатов исполнительской деятельности обсуждался задолго до этого в работах известных ученых . Такое понятие было дано в связи с тем, что рассматриваемые права имеют сходный характер с авторскими, и кроме того, большинство объектов смежных прав не могут существовать без объектов авторского права и, соответственно, производны от них. Дело в том, что многие авторы сами не могут и не хотят исполнять свои произведения, а предоставляют это право известным музыкантам, певцам, которые в свою очередь могут передать право на запись своего выступления производителям фонограмм и право на передачу в эфир организации эфирного вещания, права которых также носят исключительный характер и подлежат защите как и авторские права.
Источники правового регулирования смежных прав
Основным законодательным актом в области смежных прав является часть четвертая ГК РФ. Среди подзаконных актов важное значение имеют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В частности постановлениями Правительства РФ утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведения, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений /видеофильмов/ в прокат.
Объекты смежных прав
Объектами смежных прав являются:
1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2. фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.
Что касается изготовителей звукозаписей и организаций эфирного и кабельного вещания, то их деятельность носит в большей степени технический характер. Смежные права в большинстве случаев являются производными и зависимыми от авторских. Для осуществления смежных прав необходимо получение разрешения автора /правообладателя/ и соблюдение его прав /как имущественных, так и личных неимущественных/.
Субъекты смежных прав
Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.
В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры. В соответствии с параграфом 73 германского Закона об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г. «исполнителем является лицо, исполняющее или ставящее произведение, или участвующее в его исполнении или постановке». Таким образом, в качестве исполнителей могут выступать только физические лица.
Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.
Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При этом база данных должна включать в себя не менее 10000 структурных элементов (например, информационные базы законодательства).
Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.