Правовой статус государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров
Основы правового статуса государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров устанавливаются ст. 407 ТК РФ. Так, в силу ч. 1 указанной статьи, государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Урегулированием коллективных трудовых споров призвана заниматься Федеральная служба по труду и занятости, являющаяся федеральным органом исполнительной власти и находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ.
Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 (ред. от 24 марта 2011 г.). Кроме того, следует учитывать также постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (ред. от 28 января 2011 г.).
Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие функции в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
- производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
- содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
- ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
- организует подготовку трудовых арбитров.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров, выполняют следующие функции:
1) производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, уведомительную регистрацию которых производит Федеральная служба по труду и занятости;
2) содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
а) проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
б) выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
в) оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
г) организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.
Наименования, образец печати и бланк письма территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров утверждены приказом Федеральной службы по труду и занятости от 2 марта 2005 г. N 30.
Полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляют следующие территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров:
- Центрально-Черноземное Управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Северо-Западное Управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Северо-Кавказское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Волго-Вятское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Поволжское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Уральское управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Западно-Сибирское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Восточно-Сибирское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров;
- Дальневосточное Управление по урегулированию коллективных трудовых споров.
Указанные территориальные органы обязаны ежегодно представлять в Федеральную службу по труду и занятости отчеты о своей деятельности. Отчет о деятельности территориального органа Федеральной службы по труду и занятости состоит из следующих разделов.
1. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров. Краткий анализ ситуации по субъектам РФ:
а) количество коллективных трудовых споров, динамика возникновения и разрешения коллективных трудовых споров по регионам, отраслям, продолжительности и количеству работников, принимавших в них участие;
б) причины возникновения коллективных трудовых споров, анализ практики разрешения коллективных трудовых споров, доля неурегулированных коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки, в общем количестве зарегистрированных коллективных трудовых споров;
в) проведение общественными организациями всероссийских, региональных и прочих акций протеста, анализ выдвигаемых требований, количество организаций и работников, принявших в них участие.
Взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Организация работы по:
а) содействию в разрешении социально-трудовых конфликтов в организациях, предотвращению возникновения коллективных трудовых споров;
б) оказанию методической помощи сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
в) участию в формировании трудовых арбитражей;
г) повышению эффективности разрешения коллективных трудовых споров.
Применение инновационных методов работы.
2. Управление техническими и информационными ресурсами. Организация и проведение мероприятий по информатизации.
Анализ состояния технических и информационных ресурсов, подготовленный на основе Паспорта информатизации (привести количественный и качественный показатели).
Участие в проводимых Федеральной службой по труду и занятости мероприятиях по информатизации.
Участие в мероприятиях, проводимых в субъекте РФ в части информатизации (конференции, семинары, конкурсы, территориальные программы и др.).
Перспективы использования и развития технических и информационных ресурсов, анализ эффективности расходования средств федерального бюджета.
3. Информационная деятельность, взаимодействие со средствами массовой информации. Размещение материалов в центральных и региональных средствах массовой информации (характер публикаций, условия размещения, периодичность и т.д.).
Выступления в передачах на радио и телевидении.
Участие в выпуске непериодических изданий (листовки, буклеты и др.).
Размещение информационных материалов в сети "Интернет".
Участие в мероприятиях, проводимых органами государственной власти субъекта РФ или общественными организациями (конференциях, совещаниях, семинарах и проч.).
4. Развитие территориального органа. Организация работы по проведению инвентаризации и учету объектов движимого и недвижимого имущества (информация о продаже, приобретении, передаче в иную форму собственности или аренду объектов (зданий, сооружений, помещений, землеотводов, основных средств), являющихся федеральной собственностью и находящихся в оперативном управлении территориального органа).
Численность (штатная и фактическая) и состав работников. Затраты на содержание, а также в расчете на одного работника, в том числе по фонду оплаты труда.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.
Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие органы рассматривают индивидуальные трудовые споры?
2. Каковы причины исключения трудовых споров из подсудности мировых судов?
3. Какова статистика рассмотрения индивидуальных трудовых споров в первой инстанции судами РФ?
4. Перечислите недостатки КТС как органа досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
5. Какие органы рассматривают коллективные трудовые споры?
6. Перечислите этапы рассмотрения коллективных трудовых споров.
7. Определите правовой статус государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.
Рекомендуемая литература
Матненко, М.В. Третейское урегулирование разногласий в трудовых отношениях: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.
Матненко, М.В. Третейское урегулирование разногласий в трудовых отношениях // Трудовое право. - 2008. - N 6.
Сапфирова, А.А. Федеральная инспекция труда: орган по рассмотрению и разрешению трудовых споров или орган по урегулированию трудовых разногласий? // Трудовое право. - 2008. - N 2.
Толкунова, В.Н. Справочник судьи и адвоката по трудовым делам. - М., 2004.
Трудовое процедурно-процессуальное право: учеб. пособие / под ред. В.Н. Скобелкина. - Воронеж, 2002.