Учение о четырех «состояниях» общества
Десницкий считает необходимым «уразуметь происшествие правления», т. е. объяснитьпроисхождение власти в обществе. Ученый задается следующими вопросами: «Откуда то произошло, что толикое число уединенных... людей... в сообществе сошлось и согласилось жить совокупно? Каким образом немногие числом персоны... приняли преимущество и власть над многими? Каким образом Другие премногие склонились уступить свою природную вольность и поддаться власти и повелению многих? И, наконец, каким ухищрением тьмы народов удержаны в покорении?» (с. 164).
Универсальный социальный факт власти Десницкий объясняет тремя причинами, зависящими от типа общества. У «непросвещенных и варварских народов», полагает правовед, особенно ценятся физические качества человека — «дебелость и крепость тела необыкновенная». Соответственно «тот, кто несравненно превосходит всех своих сверстников в крепости... своего сложения, чрез таковое качество лроисходит в великую честь и достоинство» (с. 164-165). Хороши-ми физическими качествами Десницкий объясняет и долговремен-"ость правлений монархов Древнего мира, в отличие от современ-"ых ему «государей наследственной короны», которые «в нынешние яросвещенные и роскошные веки имеют право всходить на престол... без Сякого разбора в летах и телесной крепости» (с. 168). Постепенно,
Раздел VII______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
когда «народы начинают... возвышаться в познании вещей, они вскоре опытом уверены бывают, что качества душевные несравненно превосходят телесные и что премудрость, хитрость и прозорливость сравниться не могут с одной скотской дебелостью и крепостью тела» (с. 166). У просвещенных народов ценятся прежде всегодушевные качества, которые, по мнению Десницкого, и возводят человека на «высокую ступень достоинства и власти». Однако главная причина, во все времена и у всех народов открывающая человеку пути «к достоинству и чинам», — этобогатство. Очевидно, что в данном рассуждении Десницкий находится под влиянием «благоразумного сочинителя новой нравоучительной философии господина Смита», который, по его мнению, как раз объяснил механизм действия силы богатства на общественное сознание (с. 169).
В рамках своего учения о четырех «состояниях» общества Десницкий предложил историческое объяснение процессу происхождения права и государства.
Десницкий — сторонникпатриархальной теории происхождения государства. От семейного союза, полагает он, «возросли обширнейшие государства и необъемлемые империи» (с. 214). По его мнению, общество в своем развитии проходит четыре состояния: 1) «состояние народов, живущих ловлею зверей и питающихся плодами, самопорождающимися на земле», т. е. состояниеохоты и собирательства; 2)скотоводческое, или «пастушеское»; 3)земледельческое, или «хлебопашественное»; 3)коммерческое, или «купеческое» (с. 244).
Теория о трех последовательно сменяющих друг друга состояниях общества — охотничьего, пастушеского и земледельческого — была создана еще античными авторами и имела сторонников в XVIII в., которые дополнили ее учением о четвертом состоянии, давая ему различные названия и характеристики. В частности, данной теории придерживались английский юрист У Блэкстон, труды которого Десницкий перевел на русский язык, и университетский учитель Десницкого А. Смит. Русский ученый обозначил это новое, четвертое состояние термином «коммерческое». В научной литературе высказывается точка зрения о том, что под «коммерцией» Десницкий понимал отнюдь не торговлю, а разнообразные виды связей, общения между людьми, в том числе и торговые. Именно таков первоначальный смысл латинского слова «коммерция». Древние римляне говорили: «habere commercium cum Musis», что означало «иметь общение с музами»,
С.Е. ДЕСНИЦКИЙ
никак не торговлю с ними." Однако как бы не трактовать данный термин, он использовался Десницким для характеристики общества, в котором существуетразделение труда («художества и рукоделия» производятся «особливыми и нарочитыми мастерами»),«просвещение нравов» (с. 256) и особое сословие«купечества», что, действительно, создавало благоприятные условия для развития различных видов человеческогообщения, включая торговое. Все эти характеристики коммерческого состояния в полной мере могут быть отнесены к современному Десницкому капиталистическому обществу, которое он наблюдал в Англии.
Переход общества из одного состояния в другое сопровождается изменениями в формах семьи и изменениями вформах собственности. В первоначальном состоянии народов, как полагает Десницкий, отсутствует собственность и нет «никакого порядочного супружества»: «смешение у них обоего пола невозбранное есть вместо супружества...» (с. 217). В скотоводческом состоянии формируются полигамная семья и коллективная («совокупная»)собственность.Одной из причин возникновения семьи являлось, в представлении ученого, то, что «жены в таком первоначальном супружестве хотя ни в какой нежности не содержатся... но для хозяйства оказались полезными, и сия первая происходящая от них польза была первым введением супружества» (с. 218). В земледельческом состоянии образуютсямоногамная семья — «порядочное супружество», в определении Десницкого, — ичастная собственность на землю. Только в «высочайшем общественном состоянии» — коммерческом — семейные отношения и отношения собственности начинают регулироваться вместо правовых обычаевзаконами. Когда народы достигают такого «возвышенного состояния», у них возникают «сами правления государственные», как правило, в феодальной форме (с. 244).
Как полагал Десницкий, с возникновением в «скотоводческом» состоянии собственности и образованием семейных союзов появляется право, первоначально в форме обычая, которое затем сопро-иождает общество на всех ступенях его развития, усложняясь вместе с Усложнением общественных отношений. Таким образом, ученый, рассматривая право как социальное явление и усматривая связь меж-ду развитием права и типом общества, фактически обосновывает ^Циологический взгляд на право. Если на первоначальных этапах
' Грацианский П. С. Десницкий.С. 49.
Раздел VII______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
своего развития общество «довольствовалось немногими и несовершенными законами», не нуждаясь в «нарочитых людях для истолкования оных», то впоследствии появляется особое сословие «законоискус-ников» — «особенных людей, которые одному оному (законоучению. — Е. Т.) должны посвятить свою жизнь» (с. 153).
При известной наивности представлений Десницкого на происхождение власти, права и государства, следует отметить предпринятую им попытку рассмотреть этот вопрос исторически в век господства рационалистических договорных теорий происхождения государства. В этом смысле Десницкий предугадал «исторический дух» правоведения XIX столетия, который впоследствии будет импортирован в Россию из Германии учениками М. М. Сперанского, обучавшимися у главы исторической школы права Ф. К. фон Савиньи.