Пространство и право. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве
Все нормативно-правовые акты действуют в определённых пределах, очередных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление нормативно правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования). Официальными источниками являются – Российская газета, Собрание законодательства РФ. Законы, опубликованные в указанных источниках, вступают в силу через 10 дней, если иное не предусмотрено самим законом. В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется либо изданных актах для введения их в действие. Важное значение имеют не только сроки, но и способы вступления в силу или введение в действие нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории, на которую они рассчитаны. Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границы действия законодательных актов в пространстве, на определённой территории. По общему правилу, в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают, как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной территории. Под государственной территорией при этом понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определённую её часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. Однако законы, изданные в порядке текущего законодательства мо гут действовать и лишь на строго определённый, ограниченный части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. Таковыми могут быть, например, указы Президента или постановления Правительства России, касающиеся определённых районов или всего Крайнего Севера, и др. Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства; и наоборот. Важные значения имеет определения действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснения вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По общему правилу нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равна, как и возлагая на них определённые конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому чтобы гарантировать соблюдения данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту покровительство за пределами государства. В том случае, когда гражданин РФ является одновременно гражданином другого государства, он пользуется не только покровительством РФ, но также и покровительством своего нового государства. Законодательство России, равно как других стран приравнивается иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Особое положение в России, так же как и в других странах занимают дипломаты, консульские работники и др. сотрудники зарубежных госучреждений, пользующихся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правовом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и, в значительной части, гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомым признавать подобного рода дела неподведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилий, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.