Система факторов внешней среды
Под внешней средой организации понимается совокупность находящихся вне пределов организации, но оказывающих на нее определяющее воздействие факторов и элементов.
В рамках классических управленческих концепций больше внимания уделялось внутренним аспектам организации (в эпоху индустриального общества). В современных концепциях большое значение в развитие организации отводится факторам внешнего окружения (постиндустриальное общество), см. таблицу 4.
Таблица 4 - Сравнительная характеристика индустриального и постиндустриального обществ
Характеристика | Индустриализм | Постиндустриализм |
Организационное окружение | Государственное регулирование экономики Стандартизация «Заботливое» государство Массовый маркетинг | Глобальная конкуренция Деконцентрация капитала Фрагментация рынков и международная децентрализация производства Рост требований к качеству продукции и услуг Увеличение возможностей потребительского выбора Рост социальных движений Плюрализм и разнообразие |
Технологии | Массовое (конвейерное) производство Рутинные технологии Упор на производство товаров (предметов) Ориентация на рост объемов производства | Гибкие производства, автоматизация рутинных процессов Компьютерные технологии Упор на производство услуг и информации Ориентация на качество Инновационность |
Социальные структуры | Бюрократические Иерархии с выраженными вертикальными коммуникациями Специализация Вертикальная и горизонтальная интеграция Направленность на контроль | Новые структуры (сетевые, виртуальные, альянсы) «Плоские» иерархии с горизонтальными коммуникациями и распределенной ответственностью Неформальные механизмы власти и влияния (участие, культура, взаимодействие). Вертикальная и горизонтальная дезинтеграция |
Культура | Доминируют стабильность, традиции, обычаи Организационные ценности: рост, эффективность, стандартизация, контроль | Доминируют неопределенность, парадокс, мода Организационные ценности: качество, удовлетворенность клиентов, разнообразие, инновации |
Физическая структура (время-пространство) | Концентрация людей в промышленных центрах Региональная и национальная направленность Линейность течения времени | Децентрализация расселения Уменьшение расстояний, «сжатие» пространства за счет развития транспорта и технологий Глобальная направленность «Сжатие» времени |
Природа труда | Рутинный Функциональная специализация задач и работ «Производственные» навыки Привязка к одной сфере деятельности и к месту работы Преобладание наемного труда Узкая и пожизненная квалификация | Сложный, диверсифицированный Когнитивные навыки Кроссфункциональная работа в командах Отсутствие зависимости между местом жительства и работы Возрастание роли обучения и переобучения Расширение возможностей для собственного дела Смена сфер и видов деятельности на протяжении жизни |
В системе факторов внешней среды организации обычно выделяют несколько уровней или слоев.
Первый слой — это тот, в котором непосредственно оперирует организация. Его называют деловой или функциональной средой. Факторы деловой среды прямо и непосредственно воздействуют на большинство аспектов деятельности организации и определяют технологию и стиль менеджмента. Сочетание факторов деловой среды уникально для каждой организации и поэтому значение их анализа и учета трудно переоценить.
Второй слой — общая или генеральная среда — включает факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность организации и управление ею. Эти факторы примерно в равной степени воздействуют на организации одного региона или даже страны. Их влияние, как правило, непрямое, но может быть очень сильным.
Третий слой — глобальная среда — это так называемые «трансграничные» факторы, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны.
Рассмотрим данные факторы более подробно
Факторы деловой среды
Потребители — это индивиды и компании, приобретающие товары и/или услуги организации. Взаимодействие с потребителями в конечном итоге и определяет успешность деятельности современной организации.
Партнеры — это те, кто обеспечивает поступление необходимых для производства сырья и материалов, а также ресурсов, необходимых для нормального функционирования организации — поставщики. К партнерам относятся также те индивиды и компании, с которыми организация находится в кооперативных отношениях (вместе производят какой-то товар или предоставляют услугу) или сотрудничает с целью защиты общих интересов.
Регуляторы — это, как правило, государственные, региональные и местные органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации. Это, например, министерство, выдающее лицензию, налоговая инспекция, органы пожарного и санитарного надзора и т.д. Это влияние может быть как стимулирующим, так и тормозящим деятельность и развитие компании. Классическим примером действия этого фактора является количество инстанций, которое необходимо пройти предпринимателю, чтобы зарегистрировать компанию или открыть новый бизнес в уже действующей компании.
Конкуренты — это организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации. Конкуренция — один из важнейших факторов развития современного бизнеса, оказывающий определяющее влияние на практически все стороны деятельности организации.
Профсоюзы. В странах с развитой экономикой фактическое (а не декларируемое) влияние профсоюзов является довольно мощным. Принято считать, что профсоюзы оказывают определяющее влияние на социальную политику организации. Но во многих случаях оно затрагивает и другие аспекты деятельности компании — разработку стратегий, планирование и организацию работ, формирование и развитие структуры, реструктуризацию и т.д.
Факторы общей среды
Культура — история, традиции и обычаи, нормы и поведенческие модели, конфессиональная структура и система ценностей общества, в котором действует организация. Трудовая культура, отношение к меньшинствам, гендерные отношения, отношение к труду, деньгам, другим людям.
Экономика — степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков. Уровень жизни и покупательная способность населения. Способ организации экономической жизни, степень государственного регулирования. Фискальная политика, развитие банковского сектора, экономическая инфраструктура. Валютное регулирование, инвестиционный климат; занятость и безработица, инфляция, цены, доступ к ресурсам и др.
Социум (социальные факторы) — демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура страны, в которой функционирует организация. К важным социально-демографическим факторам относятся также старение населения в развитых странах, географическое распределение и плотность населения, его динамика и мобильность, а также степень развития образовательной системы и образовательный уровень людей.
Законы — общая легальная система страны, в которой оперирует организация. Конституция, гражданское законодательство, законодательное обеспечение инвестиций и вложения капитала. Трудовое законодательство; финансовое и налоговое законодательство.
Политика — распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в стране, в которой оперирует организация. Сюда же можно отнести наличие и силу так называемых групп влияния — борцы за права потребителей, за здоровый образ и безопасность жизни, экологические движения и т.д.