Источники права в средневековом Китае
История государства и права зарубежных стран
МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока
КЕЙС-СТАДИ
предназначен по теме:
Право средневекового Китая
Специальность«5В030100– Юриспруденция»
Академическая степень бакалавра
Форма обучения-дневное
Курс 1
Астана, 2012
КЕЙС-СТАДИсоставлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.
КЕЙС-СТАДИподготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.
КЕЙС-СТАДИобсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.
Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.
Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент
Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.
Рекомендовано УМС
Протокол № ___«___»____________20__ г.
№ | СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ | Стр. |
Структурные разделы кейс-стади | ||
Цель кейс-стади по заданной теме | ||
Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Право средневекового Китая» | ||
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов | ||
Казусы-ситуации | ||
5.1 | Список использованной литературы | |
5.2 | Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов | |
Ответы по разрешению кей-стади по теме «Право средневекового Китая» | ||
Структурные разделы кейс-стади
Цель кейс-стади по заданной теме
Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с правовыми документами, нормативными актами и другими источниками права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.
Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:
«Право средневекового Китая»
Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих историю государства и права средневекового Китая и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.
В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сделать анализ ряда положений права средневекового Китая. Основная цель этой работы — научить понимать смысл норм источников средневекового Китая, направленность их норм, возможность практического применения.
Правовые памятники средневекового Китая.
(1 час)
Процесс освоения богатейшего правового наследия средневекового Китая российскими учеными находится в начальной стадии. К настоящему времени сделаны только первые шаги по переводу текстов китайских правовых памятников эпохи Средневековья, осмыслению содержащегося в них материала.
В 1997 году вышла в свет в переводе на русский язык первая часть средневекового китайского правового свода, созданного в начале XVII века. Данный свод состоит из сборника "Законов Великой династии Мин", который был составлен в конце XIV века, и императорских постановлений, изданных в последующие столетия.
В 1999 и 2001 годах была издана в переводе с китайского языка на русский значительная часть текста сборника "Уголовные установления Тан (Тан люй шу и)", составленного в Китае в 653 году. Указанный юридический сборник известен в исторической литературе под названиями "Танский кодекс" или "Уголовный кодекс династии Тан".
Изучение правовых институтов средневекового Китая в курсе истории государства и права зарубежных стран необходимо проводить на основе анализа содержания названных юридических сборников — то есть "Законов Великой династии Мин" и "Уголовных установлений Тан".
Главной целью семинарского занятия по данной теме является ознакомление студентов с особенностями правовой культуры средневекового Китая. Основное содержание вышеуказанных правовых памятников составляют нормы уголовного права. Поэтому именно уголовно-правовые понятия и принципы должны стать предметом специального обсуждения на семинарском занятии.
При этом целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
Источники права в средневековом Китае.
2. История создания и общая характеристика сборника "Уголовные установления Тан (Тан люй шу и)".
3. Основные черты уголовного права в "Тан люй шу и".
4. История создания и общая характеристика сборника "Законов Великой династии Мин".
5. Основные понятия и принципы уголовного права в "Законах Великой династии Мин".
Первый вопрос.Рассмотрение данного вопроса следует начинать с выявления основных черт правовой культуры средневекового Китая. При этом необходимо подчеркнуть, что фундамент ее сложился еще в древнекитайском обществе.
Преобладающую роль в регулировании поведения играли в древнем и средневековом Китае нормы морали. Что же касается правовых норм, то они не имели здесь такого значения, какое им придавалось в странах средневековой Европы.
Тем не менее факты свидетельствуют о том, что средневековый Китай имел вполне развитую правовую культуру, хотя она и отличалась рядом особенностей по сравнению с правовой культурой западноевропейского средневекового общества.
При характеристике источников права средневекового Китая следует уделить внимание обычаю и его роли в регулировании общественных отношений, а также закону.
Какова роль обычая и закона в обществе с точки зрения учения легистов? Какое значение придает закону и обычаю учение Конфуция?
Какое значение придается обычаям в нормах правовых памятников средневекового Китая?
Какие разновидности закона были известны в средневековом Китае?
В предисловии к своим законам император Чжу Юань-чжан заявлял: "Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления...". Это заявление о подражании древности или прошлому типично для китайского властителя любой эпохи. Характерной чертой законодательства средневековых китайских императоров является традиционность. Обыкновенно о традиционности говорят применительно к обычному или религиозному праву. Но в средневековом Китае свойством традиционности была глубоко пронизана вся правовая культура, все источники права и в том числе — даже законодательство. В юридических сборниках или сводах законов, созданных в самые различные эпохи истории средневекового Китая, при различных правящих династиях, непременно обнаруживаются одни и те же концепции или учения, претерпевающие, конечно, определенные трансформации, но в целом сохраняющие свой стержень.
Данное свойство правовой культуры средневекового Китая необходимо учитывать при анализе текстов различных китайских законодательных памятников.
Второй вопрос.Основу сборника уголовных установлений Тан составили указы основателя династии
Тан императора Гао-цзу, а также нормы юридических сборников, созданные в эпоху правления императоров династии Суй. Смена правящих династий не прерывала преемственности права в средневековом Китае.
Рассматриваемый правовой памятник был создан в период утверждения власти императорской династии Тан. Данный период совпал со временем интенсивных работ по систематизации действующего права. Наряду со сводом уголовных установлении в середине VII века в Китае создается целая серия сборников правовых норм, регламентирующих разнообразные сферы общественной жизни. Так, в 651 году появился сборник под названием "Тан лин", нормы которого определяли структуру и регламентировали деятельность органов государственного управления, государственные повинности различных групп населения. Регулированию деятельности административных ведомств были посвящены нормы юридического сборника "Тан лю дянь", также созданного в середине VII века.
Структура свода уголовных установлений Тан весьма сложная. Все его содержание разделено на 30 цзюаней. В каждом цзюане выделяются: основная норма, разъяснения к ней, комментарий. Цзюань — это группа правовых норм. По какому признаку объединены нормы, входящие в один и тот же цзюань?
Уголовно-правовыми нормами содержание свода уголовных установлений Тан не исчерпывается. Какие еще нормы входят в состав данного свода? Третий вопросЧто понимается в "Танском кодексе" под преступлением? Различаются ли здесь формы соучастия в преступном деянии, стадии совершения преступления, формы виновности?
Какие виды преступления описываются в рассматриваемом правовом памятнике? Какие преступные деяния включаются в уголовных установлениях Тан в систему "десяти зол"? В чем заключается смысл данной классификации преступлений?
Главная тема уголовных установлений Тан - все же не преступление, а наказание. Содержание первого же цзюаня показывает, насколько детально разрабатывалась в средневековом китайском праве эта тема. Вряд ли можно сомневаться в связи с этим, что данные уголовные установления предназначались в первую очередь судьям.
Что понимается под наказанием в рассматриваемом правовом памятнике? Какие виды наказания зафиксированы в "Танском кодексе"?
Какие обстоятельства принимаются во внимание при назначении наказания за совершенное преступление? Как учитывается при этом социальный статус лица, подлежащего наказанию?
Четвертый вопрос.
Основу правового свода "Законы Великой династии Мин" составляет сборник законодательных актов основателя династии Мин императора Чжу Юань-чжана, составленный в конце XIV века. В течение последующих двухсот лет к данному сборнику неоднократно добавлялись новые постановления китайских императоров и делались попытки новой систематизации правового материала. Последняя такая попытка обновления и упорядочения императорских законодательных актов, осуществленная в начале XVII века группой китайских чиновников, и привела к созданию вышеупомянутого правового свода.
Таким образом, рассматриваемый правовой памятник уникален в том отношении, что вобрал в свое содержание законодательные акты целой эпохи в истории средневекового Китая -эпохи правления императоров династии Мин, охватывающей годы с 1368 по 1644.
Назначение и юридическая природа сборника "Законов Великой династии Мин" во многом раскрываются в предисловии к нему, составленном основателем династии Мин китайским императором в 1368—1398 годах Чжу Юань-чжаном. По признанию императора, он издавал законы с той целью, чтобы народ и сановники знали их, а также для того, чтобы внушить страх перед наказанием за совершение преступления. По распоряжению императора сборник его законов был размножен и распространен в столице и на местах. Вместе с тем в предисловии к "Законам Великой династии Мин" есть ясное указание на то, что сборник своих норм император предназначал в первую очередь судьям, которые должны были присуждать наказания лишь на основании данных им законов.
Содержание рассматриваемого правового памятника типично для юридических сборников средневекового Китая. Ведущее место занимают в нем нормы, определяющие меры наказаний за те или иные преступления. Большое место занимают также нормы, регламентирующие деятельность должностных лиц государственного управления. Немало правовых норм посвящено регулированию брачно-семейных отношений. Есть нормы, посвященные регламентации хозяйственной деятельности, имущественных отношений.
Таким образом, перед нами настоящий правовой свод, нормы которого касаются самых разнообразных сфер жизни средневекового китайского общества.
Пятый вопрос.
При рассмотрении первого вопроса уже отмечалось, что для законодательства средневекового Китая характерна традиционность. Эта черта вполне проявляется и в сборнике "Законов Великой династии Мин". Традиционным, причем уходящим в древность, является изложенное в статье 1 главы I сборника учение о пяти степенях наказания. Традиционна для уголовного законодательства средневекового Китая и концепция десяти злодеяний (или зол) — шиэ, описанная в статье 2 той же главы.
В чем заключается суть этой концепции в том варианте, в котором она представлена в изучаемом правовом памятнике?
Перечень десяти злодеяний, представленный в статье 2 главы 1 "Законов Великой династии Мин", выглядит на первый взгляд хаотичным, лишенным какого-либо логичного порядка. В нем игнорируется тяжесть совершенного преступления, вследствие чего оказывается, например, что "самоличное вступление в брак в период траура по отцу [или] матери" или "ложное заявление о смерти деда, бабки, отца [или] матери" трактуются в качестве более тяжких преступлений, чем, например, убийство "начальника области, начальника округа [или] начальника уезда. Спрашивается, есть ли в перечне десяти злодеяний какая-либо система? По какому принципу расположены данные "злодеяния"?
Законы династии Мин, как и все средневековое законодательство, пронизаны духом неравенства. Выражением его является, в частности, статья 3 главы I рассматриваемого сборника, в которой перечисляются основания для рассмотрения дела в особом порядке. Принцип неравенства проявляется и в статьях законов династии Мин, посвященных принципам определения наказаний, и там, где идет речь о смягчении участи преступников.
Тем не менее законы династии Мин отражают значительно более высокий уровень разработки норм и институтов уголовного права, нежели тот, который показывают уголовные установления династии Тан.
Рассматриваемые законы более детально описывают формы соучастия в преступном деянии, выделяя главаря и соучастников. Здесь более четко различаются и стадии совершения преступления, и формы виновности.
Наказание в законах династии Мин составляет главную тему. Какие виды наказания упоминаются здесь? На основании каких принципов назначается наказание согласно указанным законам? Какие обстоятельства признаются в них смягчающими наказание?