Структура аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) на сегодняшний день выглядит следующим образом
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования «ВГАСУ»
Лихорадова И.Н., Пономаренко А.А., Демидов С.Р.
Отечественная история
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов
Воронеж – 2011
УДК 947(07)
ББК 63.3(2)я7
Л
Рецензенты:
кафедра истории России Воронежского государственного педагогического университета;
Ливенцев Д.В. доктор исторических наук, профессор кафедры педагогики и социально-политических наук Воронежского государственного аграрного университета им. К.Д.Глинки
Лихорадова И.Н., Пономаренко А.А., Демидов С.Р. Отечественная история: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов: Отечественная история.- Воронеж, 2011. - с.
Учебное пособие позволит помочь студентам вуза в подготовке к интернет-тестированию, семинарским и практическим занятиям, через призму систематизации материала. Преподавателям оказать содействие в процессе преподавания дисциплины, позволит визуализировать основные тенденции и направления развития исторического процесса, одним из элементов которой является конспекты по основным тематическим блокам.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также на всех интересующихся историей.
УДК 947(07)
ББК 63.3(2)я7
ISBN 978-5-89040-291-2
©Лихорадова И.Н., Пономаренко А.А.,
Демидов С.Р.
©Воронежский государственный
Архитектурно-строительный университет
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета
Введение
Современное российское общество, вступив в фазу глубоких системных перемен, в ходе которых до неузнаваемости реструктуризировались социально-экономические, политические и др. системы осознало необходимость анализа изменений на основе историко-ретроспективных концепций. Это в свою очередь актуализировало потребность в формировании нового мышления, если рассматривать ситуацию в широком смысле, в узком же смысле, профессионально подготовленных кадрах для различных отраслей экономики, которым не чужды такие понятия как гуманизм, патриотизм, толерантность. Простая сумма знаний уже не способствует формированию культуры творческого мышления, однако с этим вполне могут справиться систематические, хорошо структурированные знания.
Отечественная история является неотъемлемой частью общеисторического процесса, знания о котором помогают не только социокультурной динамике, но и осознанию собственной причастности ко всему многообразию исторических фактов, явлений и процессу в целом.
Учебно-методическое пособие состоит из введения, общих рекомендаций, где нашло отражение основное содержание компетенций, которые необходимо сформировать в ходе преподавания Отечественной истории; основных дидактических единиц, базовой лекционной части, охватывающий практически весь учебный материал в сжатом, концентрированном виде; вспомогательный словарь-справочник, включающего базовые понятия и термины, наиболее часто встречающиеся и необходимые студентам при самоподготовке; хронологической таблицы, целью которой является структурирование всего многообразия дат и событий в сжатый блок, что может существенно облегчить подготовку к интернет-тестированию; списка рекомендованной литературы, доминирующее большинство из которого имеется в наличии в библиотеке Воронежского государственного архитектурно-строительного университета.
Учебно-методическое пособие было написано на основе учебного курса, читаемого авторами в течение многих лет студентам, с привлечением материала учебников, рекомендованных УМО, энциклопедических словарей и справочной литературы, статей из периодических изданий, а также интернет-источников.
Авторы стремились изложить материал в простой и доступной форме, с четким определением основных положений и надеялись, что данное пособие поможет студентам непрофильных вузов организовать самостоятельную работу и структурировать материал с целью получить максимальную итоговую оценку. Расширить знания в области Отечественной истории и понять основные тенденции и направления развития исторического процесса.
Общие рекомендации
В условиях модернизации российского общества претерпевает изменения и образовательная система в целом, и структура высшего профессионального образования в частности. Реализация образовательной деятельности происходит в рамках государственных образовательных стандартов, в которых формулируются требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.
До 2000 года существовали стандарты I поколения, после 2000 года в сфере высшего профессионального образования приступили к реализации стандартов II поколения, на сегодняшний день ведется активная работа по разработке новых образовательных стандартов. Если ключевыми доктринами стандартов I и II поколения были знания, умения и навыки, то современные тенденции базируются на так называемом компетентностном подходе. В соответствии с данной концепцией основная задача системы высшего профессионального образования - сформировать у обучаемого различные уровни компетенций, навыки систематизации и анализ материала способствующих максимально быстрой интеграции молодого поколения в социальную и экономическую сферы жизни современного российского общества.
В процессе освоения дисциплины «Отечественная история» студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;
- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, профессионального саморазвития и самосовершенствования;
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
- способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем;
- способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;
- способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
- способностью использования отечественного и зарубежного опыта в организации социокультурной деятельности.
Изменения, произошедшие в основных образовательных доктринах, потребовали существенной корректировки не только процесса преподавания учебных дисциплин, но и приемов и методов организации текущего и рубежного контроля. Одним из таких приемов стало интернет-тестирование, широко применяемое практически на всех образовательных уровнях. Это в свою очередь привело к необходимости иначе структурировать материал учебной дисциплины с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «Отечественная история», относящейся к дисциплинам федерального компонента.
Структура аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) на сегодняшний день выглядит следующим образом.
Дисциплина: Отечественная история
Номер задания | Наименование темы задания |
ДЭ1. Теория и методология исторической науки (критерий освоения ДЕ: 2 правильно выполненных задания) | |
Функции исторического познания | |
Методы исторического познания | |
Методология истории | |
Историография истории | |
ДЕ 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIV – ХVвв. (критерий освоения ДЕ: 2 правильно выполненных задания) | |
Киевская Русь: этапы развития | |
Политическая раздробленность русских земель | |
Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда | |
Объединительные процессы в русских землях(ХIV - сер. ХV вв.) | |
ДЕ 3. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства (критерий освоения ДЕ: 2 правильно выполненных задания) | |
Образование Московского государства (вторая половина ХV - первая треть ХVI вв.) | |
Развитие Московского государства в ХУI в. Иван IV | |
Россия в конце ХVI - начале ХVII вв. «Смутное» время | |
Правление первых Романовых | |
ДЕ 4. Российская империя в XVIII - 1-ой половине XIX вв. (критерий освоения ДЕ: 2 правильно выполненных задания) | |
Россия в эпоху петровских преобразованиЙ. Дворцовые перевороты | |
Правление Екатерины 11. | |
Россия в конце ХУIII и перв. четв. XIX вв. | |
Россия в правление Николая I | |
ДЕ 5. Российская империя во 2-й половине XIX - начале ХХ вв. (критерий освоения ДЕ: 2 правильно выполненных задания) | |
Общественные движения в России XIX в. | |
Россия на рубеже веков | |
Первая русская революция | |
ДЕ 6. Россия в условиях войн и революций (1914 -1922 гг.) (критерий освоения ДЕ: 2 правильно выполненных задания) | |
Россия в условиях 1 мировой войны и нарастания общенационального кризиса | |
Развитие революционных событий в феврале - октябре 1917 г. | |
Октябрьская революция 1917 г. Становление советской государственности | |
Гражданская война в Советской России | |
ДЕ 7. СССР (1922 – 1953гг.) (критерий освоения ДЕ: 3 правильно выполненных задания) | |
Новая экономическая политика (НЭП) | |
Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства. Форсированное строительство социализма. - | |
Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-х гг. | |
СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах | |
СССР в условиях «холодной войны» | |
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период | |
ДE 8. СССР (1953 -1991 гг.). Становление российской государственности (критерий освоения ДЕ: 3 правильно выполненных задания) | |
Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг. | |
Противоречивость общественного развития СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. | |
Внешняя политика в 1953-1985 гг. | |
Перестройка. Распад СССР. Становление российской государственности |
Данное пособие является продолжением и неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дисциплины «Отечественная история», в состав которого входят: планы семинарских занятий для студентов всех специальностей и форм обучения, сборник контрольно-измерительных материалов для аттестации обучающихся в технических вузах и др.
Несомненно, изучение истории немыслимо без систематического слушания лекций, регулярной самостоятельной работы с конспектами лекций и рекомендованной литературой, деятельного участия в семинарах, коллоквиумах, а также посещения индивидуальных и групповых консультаций преподавателя.
Учебно-программные лекции профессоров, доцентов кафедры философии, социологии и истории освещают не только устоявшиеся научные взгляды, отраженные в учебниках, но и знакомят студентов с новейшими данными науки и дискуссионными вопросами по проблемам курса истории. Важно научиться слушать живое слово лектора и овладеть навыками записи излагаемых вопросов той или иной темы методом конспектирования. Конспект– это краткие, сжатые записи содержания главы, параграфа книги, раздела статьи, лекционного материала.
При подготовке к организации, проведению и участию в семинарских занятия следует знать, что семинары– это занятия, в которых знания студентов, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий высказываются положения, не попавшие в поле зрения студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль студентов от одного уровня познания к другому, более высокому. Семинарские занятия призваны помогать студентам овладевать терминологией (понятиями), применять теорию к анализу явлений общества, приобретать навыки самостоятельного мышления и выступлений.
Студентам подготовку к семинару следует начинать с ознакомления с планом занятия, с советами и указаниями преподавателя, с выяснения содержания предлагаемых понятий (в словарях и энциклопедиях), а затем чтения и конспектирования литературы к пунктам плана. Конспект – это краткие, сжатые записи содержания главы, параграфа книги, раздела статьи с обязательной ссылкой на источник выписок. Помните, что конспект должен помочь Вам в выступлении на семинаре.
Данное учебно-методическое пособие позволит помочь студентам вуза в подготовке к интернет-тестированию, семинарским и практическим занятиям, через призму систематизации материала. Оказать содействие молодым педагогам в процессе преподавания дисциплины.
Структурирование фактологического материала целесообразно начинать в соответствии с дидактическими единицами.
Обращаясь к тематическому словарю, приведенному в данном учебно-методическом пособии необходимо выяснить содержание предлагаемых понятий (дифиниций), а затем приступить к чтению материала учебника или конспекта лекции.