В) Преступления против личности

Наиболее серьезным преступлением среди этой кате­гории дел считалось вырывание бороды. За это пре­ступление полагалось денежное вознаграждение в поль­зу потерпевшего в размере двух рублей, а также про­дажа в пользу князя (ст. 117).

Из других преступлений этой категории Псковская Судная грамота знает побои. За побои полагался денеж­ный штраф в пользу потерпевшего в сумме одного рубля, а также продажа в пользу князя.

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Псков представлял собой государство, в котором в связи с дальнейшим процессом закрепощения феодальнозависимого крестьянства и усиления эксшюаташш городских масс классовые противоречия настолько обо­стрились, что господствующей класс — феодалы — не мог уже удержать власть в своих руках с помощью прежних средств борьбы с угнетенными массами. Кро­ме того, пограничное положение Пскова и необходи­мость вести постоянную борьбу с немцами и Литвой, покушавшимися на его территориальную целостность и неприкосновенность, заставили господствующий класс вести усиленную борьбу с теми, кто стремился к согла­шению с исконными врагами Пскова.

Поэтому за наиболее важные преступления во Пско­ве полагалась смертная казнь

Псковская Судная Грамота знала следующие виды наказаний:

v Смертная казнь.

v Продажа.

Смертная казнь была установлена за «перевет» (из­мену), кражу из Кремля, конокрадство и поджог (ст. 7) и за кражу, совершенную в третий раз. Воров :

o сжигали или вешали

o Поджигателей бросали в огонь

o осуществлялась путем избиения или истязания.

o или смертная казнь путем отсечения головы.

Øпродажа в сумме двух рублей. Она взималась за вырывание боро­ды (ст. 117). Далее следовала продажа в размере од­ного рубля. Она взималась за убийство (ст. 96), побои (ст. 120), оскорбление в присутствии суда (ст. 111), проникновение в судебную горницу посторонних лиц без разрешения суда или нанесение ударов судебному при­вратнику (ст. 58).

ØДалее шла продажа или штраф за разбой, грабеж и наход. За эти преступления взималась продажа в раз­мере 9 гривен в пользу города Пскова, в пользу князя—19 денег и в пользу князя и посадника — 4 деньги (ст. 1).

ØПродажа в размере 9 денег взыскивалась за простую кражу (ст.

ØКроме продажи, поступавшей в пользу князя, винов­ный должен был платить денежное вознаграждение по­терпевшему или его родственникам.

ØПо Русской Правде денежное вознаграждение в поль­зу родственников убитого называлось головничеством, а денежное вознаграждение в пользу потерпевшего по дру­гим преступлениям называлось уроком.

ØВиновный, который не мог уплатить причитающееся с него денежное вознаграждение в пользу потерпевшего, выдавался ему с головой, т. е. до отработки долга.

ØЕще Владимирский-Буданов разъяснил, что «всадити его в дыбу означало за­ковать виновного в колодку, состоящую из двух досок, имевших посредине выемку, а по концам петли и замки»83.

ØВ старой, дореволюционной литературе вызывало большие споры выражение, встречающееся в ст. 58. В ней говорится: «А хто опрочнаимет помогать, или силою в судебню полезет, или подверника оударит, ино всадити его в дыбу да взять на нем князю рубль, а под-верником 10 денег».

ØРяд исследователей считал «дыбу» членовргдительным наказанием. К этому мнению присоединилась и М. К. Рожкова. Анализируя эту статью, ока пишет: «...поэтому в прибавок к княжеской продаже полагается еще «дыба»,

Псковская судная грамота: судоустройства, судопроизводство, виды судебных доказательств.

СУД И ПРОЦЕСС

Судоустройство

Судебные функции во Пскове выполняли следующи учреждения: вече; князь совместно с посадниками и сотниками; городские судьи; наместники князя и посадник пригородов; старосты волостей и пригородов; псковский наместник новгородского архиепископа; братчина.

ØВече

Как высший орган Псковского государства вече могло непосредственно осуществлять судебные функции. По этому Судная Грамота запрещала князю посаднику производить суд на вече

Øкнязя совместно с посадниками и сот­скими.

убийство, разбой, грабеж, наход, кражу, побои, а также дела о поземельном владении и беглых изорниках.

получали продажу в размере, указанном в законе. Гра­мота предписывала, чтобы князь и посадники судили на основании законов и не брали взяток. Однако она не предусматривала санкции за неправедный суд

Вновь избранный посадник должен был присягнуть на вече в том

В случае избрания нового посадника старый посад­ник должен был закончить рассмотрение всех нача­тых им судебных дел. Новый посадник не имел, права изменять вынесенные старым посадником судебные ре­шения (ст. 6).

Посадникам, как и другим должностным лицам, запрещалось выступать на суде в качестве поверенного другого лица

старостами (ст. ст. 68, 69 и 71).

ØПсковские судьи

Псковским судьям были подсудны мелкие уголовные дела, а также все гражданские дела, кроме споров о зем­левладении. Судьи избирались на вече из среды знатных боярских фамилий. Подобного рода суды были не толь­ко в самом городе Пскове, но и во всех пригородах и во­лостях Псковского государства.

ØСуд княжеских начестяиков и посадников в пригородах

13 псковских пригородах дела, подсудные княжескому суду, рассматривались княжескими наместниками вместе с посадниками пригородов.

Суд псковского наместника новгородского архиепископа

Псковская Грамота подчеркивала, что дела, в кото­рых сторонами выступали поп, дьякон, просвирня, монах и монахиня, подсудны только суду наместника новгород­ского архиепископа. Поэтому

ØСуд братчины

братчина. В ст. 113 говори­лось: «А братыцина судить, как судьи». Братчина — это группа соседей, объединявшихся между собою с целью организации в складчину общественных пирушек. Участники братчины («пивцы») избирали из своей среды «пирового» старосту, ко­торый и являлся организатором увеселений. Так как вс время этих пиров. Судная Грамота предоставляла право са­мой братчине рассматривать подобного рода дела. Что же касается более тяжких преступлений, совершенных на пиру, как убийство, разбой и т. д., то несомненно, что такого рода дела подлежали суду князя и наместника.

При суде князя и посадника состояли следующие ли­ца: дьяк княжеский и городской, княжеские слуги и подвойские или городские приставы, княжеские писцы и подвергший.

Судная Грамота устанавливала в ст. 79, что в случае представления сторонами на суде грамот на спорный участок земли или рыбную ловлю грамоту одной сторо­ны зачитывал княжеский дьяк, а грамоту другой стороны — городской дья

и упоминает лишь о княжеских писцах. Была установлена определенная такса за поль­зование их услугами

Важную роль играли в суде также и писцы. Судная Грамота в ст. ст. 50,

Если княжеский писец требовал уплаты пошлины свыше установленной законом по ст. ст. 50 и 82, сторонал: разрешалось обойтись без его услуг, написав документ с помощью другого лица, а князь должен был приложить свою печать

Функции судебных исполнителей выполняли подвои-ские или пристава, являвшиеся представителями Псков­ского государства, и княжеские слуги, представлявшие интересы князя. Согласно ст. 81, городские пристава и княжеские слу­ги должны были производить обыск или вызывать в суд свидетелей совместно, а полученные при этом прогоны делить пополам. Пристава и княжеские слуги при суде обычно выпол­няли следующие функции вызывали стороны и свидетелей в суд, производили обыски и выемки, налагали оковы на обвиняемых, участвовали при размежевании гра­ниц спорных земельных участков, присутствовали при продаже помещиками имущества изорников, приводили в исполнение судебные решения и т. д.

Процесс

ü Процесс во Пскове носил состязательный (обвини­тельный) характер. Стороны, выступавшие на суде, на­зывались «сутяжниками».

ü Применение следственного процесса к отдельным ка­тегориям дел объясняется обострением классовой борьбы во Пскове и невозможностью для господствующего клас­са удержать в своих руках власть старыми методами су­дебной расправы.

ü Как и Русская Правда, Судная Грамота знала особый вид отношений сторон до суда, так называемый свод. Своду в Судной Грамоте посвящена ст. 54. По этой статье ответчик, у которого истец обнаружил свою про­павшую вещь, должен был привести на суд человека, у которого он купил спорную вещь. По установлению фак­та купли продавец отвечал по суду перед истцом,

ü статей (58, 68—72) . Согласно ст. 58 женщины, малолетние, монахи, монахи­ни, престарелые и глухие имели право приглашать для защиты своих интересов на суде «пособников», т. е. по­веренных. Пособнику запрещалось в один и тот же день выступать на суде по двум делам (ст. 71).

ü По Судной Грамоте вызов ответчика в суд произво­дился через приставов. За выполнение этой обязанности пристав получал с истца прогоны из расчета по одной деньге за каждые десять верст (ст. 64).

ü Псковской же Грамоте судебному пред­ставительству посвящено несколько

ü При доставке ответчика в суд истец не имел права применять физические меры воздействия. Ответчик в свою очередь не должен был отбиваться при задержа­нии. Ответчик, убивший истца, привлекался к ответ­ственности как убийца (ст. 26).

ü По мелким уголовным преступлениям и по гражданским делам неявка ответчи­ка в суд влекла за собой обвинение в указанном преступлении или проигрыш дела при имущественных спорах (ст. 82).

ü Судная Грамота, защищая интересы собственников, требовала, чтобы истец до решения суда не брал само­вольно имущество ответчика в обеспечение своего иска. В противном случае истец подлежал привлечению к от­ветственности за грабеж (ст. 67).

ü Истец, предъявивший иск к ответчику по такого рода делам, как требование о возвращении денег, передачных ответчику для ведения торговли, долга под поручитель­ство, имущества, отданного на хранение, займа и по де­лам о наследстве, должен был точно указать цену иска, в противном случае он терял иск (ст. 45).

Виды доказательств

Псковская Судная Грамота упоминает следующие ви­ды доказательств: собственное признание, свидетельские показания («суседи», «сторонние люди»), послушество («послухи»), письменные документы (грамоты, записи, рядницы, доски), поличное, присяга («рота»), судебный поединок и «закличь».

1)Собственное признание

Таким образом, старший брат приводился к присяге, и если он признавал этот долг, то уплачивал его из об­щего имущества.

2)Свидетельские показания

Судная Грамота различает две категории свидетелей-ксуседей», т. е. тех, кто проживал в непосредственной близости к истцу или ответчику, и «сторонних людей», которые хотя и не проживали вместе с истцом или ответ­чиком, но знали о том или ином факте. О показании «суседей» или «сторонних людей» указывается в ст. ст. 9, 27, 51, 55—57 Свидетельские показания давались по делам о зе­мельных спорах, при драке на пиру, на рынке или на улице, при спорах о наследстве, при отрицании изорником факта получения «покруты» и пр.

3)Послушество

Институт послухов был известен не только Русской Правде, но и Псковской Судной Грамоте. Однако послу­хи по Судной Грамоте существенно отличались от поспу­хов Русской Правды. Известно, что послухами в эпоху Киевской Руси считались не очевидцы событий, а лишь свидетели «доброй славы» той или иной стороны, тогда как по Судной Грамоте послухи уже являются очевид­цами. Таким образом, понятия видока и послуха слились в одно понятие послуха как очевидца факта. Это подтвер­ждается ст. 20 послух истца, при отсутствии других доказательств, должен был выходить на судебный поединок с ответчи­ком. Если при этом ответчиком оказывался престарелый, малолетний, увечный, поп или монах, то он мог выста­вить вместо себя наемного бойца, на что послух не имел права (ст. 21). ст. 22). Послухов могли выставлять не только истцы, но и от­ветчики. Если ответчик не выставлял послуха, то суд должен был направить на место происшествия приставов для расследования (ст. 24).

4)Письменные документы

o К письменным документам относились: записи, рядницы и доски. Записи представляли собой письменные договоры, заключенные между сторонами, копии которых сдава­лись на хранение в архив Троицкого собора. Рядницами назывались платежные расписки, в которых указывалась сумма долга или торговой ссуды. ст. 32 и 38).

o Доска в отличие от записи была простым домаш­ним договором, написанным на доске. Копия такого до­говора не сдавалась в архив Троицкого собора.

o некоторых случаях она не считалась достоверным докумен­том. (.Так, по ст. 30 давать деньги в долг по доске можно было в сумме до рубля включительно

5)Поличное

Бесспорным доказательством вины вора являлось об­наружение у него краденой вещи («полишное»). При обнаружении кра­денных вещей соучастник подлежал привлечению к от­ветственности за кражу (ст. 60). Лицо, подозреваемое в краже, было обязано допу­стить пристава в свой дом для производства обыска, в противном случае подозреваемый привлекался к ответ­ственности как вор (ст. 57).

6)Присяга («рота»)

o Присяга как судебное доказательство применялась в тех случаях, когда стороны не могли представить суду других, более веских доказательств, например, свиде­тельских показаний, письменных документов и т. д. ст. 65).

o Псковская Грамота знает так называемую «вольную рогу». Она применялась в тех случаях, когда на кого-ли­бо падало обвинение в краже, но других улик не было

o В таком же порядке освобождались от ответственно­сти лица, подозреваемые в поджоге (ст. 116).

o Ответчик, не явившийся в срок для принесения су­дебной присяги, проигрывал дело (ст. 99)

7)Судебный поединок («поле»)

Поле, как и присяга, применялось в тех случаях, ког­да в распоряжении сторон не было других, более веских доказательств, например, в спорах о земле, о невозвра­щении вещей, отданных на хранение, о торговом займе, о долге по поручительству, по делам о побоях, грабеже и вырывании бороды. Как правило, ответчику предо­ставлялось право решать, какой вид доказательства дол­жен быть применен на суде — клятва или судебный пое­динок. Судная Грамота знает лишь один случай, когда дело решалось судебным поединком не по желанию от­ветчика, а по указанию суда. Это имело место в спорах о лесных участках, находившихся в межах двух вла­дельцев (ст. 10

Престарелый или малолетний ответчик, увечный, поп или монах имели право выставить за себя наемного бой­ца (ст. 21).

Женщины, выступавшие в суде в качестве истца и ответчика, должны были сами выйти на судебный поеди­нок (ст. 119).

Побежденная сторона должна была уплатить князю и приставам пошлину. Но если истец убивал в поединке ответчика, он терял право на удовлетворение своих пре­тензий и должен был ограничиться тем, что брал доспе­хи и другое одеяние убитого. Если же стороны, не выхо­дя на поле, мирились, то ответчик платил приставам все­го лишь половину продажи, а князю ничего не платил (ст. 37).

8)«Закличь»

Одним из видов доказательства был так называемый закличь, т. е. объявление истцом на торгу о своей пре­тензии к ответчику. Этот вид доказательства применялся в тех случаях, когда у сторон не было письменных доку­ментов. Так, помещик имел право путем заклича требо­вать от изорников «покруты» (ст. 44). К закличу мог прибегать и работник, которому хозяин отказывался уплатить за труд (ст. 39).

Вынесение решения

§ Псковская же Грамота упо­минает только о письменных решениях суда «суднице» и бессудной грамоте. Судница, или судная грамота, это решение суда по делу. Бессудная грамота представляла собой решение суда в тех случаях, когда ответчик не являлся на суд.

§ Согласно ст. 82, княжеский писец за написание судницы имел право взыскать с заинтересованной стороны определенную сумму денег.

Наши рекомендации